Русская линия
Православие и современностьСвященник Максим Плякин09.06.2008 

Святые выпускники Саратовской Духовной семинарии

Мы публикуем рассказ о жизни прославленных в лике святых воспитанниках Саратовской духовной школы, плод святости которых есть результат доброго семени, посеянного в их души в годы учебы и формирования их как личностей.

В Нагорной проповеди Господь наш Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7, 17−18). По этому критерию христиане оценивают и всякое человеческое дело: добры или худы его плоды. С этой точки зрения единственным серьезным критерием для оценки школы может быть только жизнь ее выпускников. Духовная школа — не исключение. По тому, насколько соответствующими христианскому идеалу являются те, кто выходит из школьных стен в жизнь, мы можем говорить и о христианских началах в жизни и воспитательной деятельности самой школы.

Сказано афонскими отцами: «Прежде смерти никого не ублажай». Поэтому и автор не дерзнет оценивать нынешнюю ситуацию в духовном образовании, однако вполне в наших силах дать ретроспективу духовных плодов той православной школы, что уже стала достоянием истории.

Саратовская Духовная семинария была основана в 1830 году Указом Государя Императора Николая I Павловича. Первыми воспитанниками нового учебного заведения стали воспитанники Пензенской семинарии, поступавшие в нее из Саратовской губернии.

В 1836 году в Саратовскую семинарию поступил сын священника из села Аблязова Пензенской губернии Стефана Юнгерова Александр. Он окончил курс семинарии в 1842 году, принял иерейский сан от рук епископа Саратовского Иакова (Вечеркова; †1850) и после непродолжительного служения в Сердобском уезде был направлен в июле 1843 года на Троицкий приход села Балакова, где и прослужил 38 лет. В конце земной жизни о. Александра Юнгерова по духовным дарованиям его сравнивали со святыми Амвросием Оптинским и Феофаном Затворником. Он скончался 22 декабря 1900 года в женской обители в с. Чагры Самарской епархии, и сегодня Вселенская Церковь чествует его как святого праведного Александра Чагри нского.

Из числа известных на сегодняшний день святых угодников Божиих, чье человеческое и духовное становление было связано с Саратовской Духовной семинарией, святой праведный Александр является, по всей видимости, первым. Он как бы открывает собор святых нашей семинарии и, без сомнения, является среди них наиболее почитаемым в церковном народе. В Свято-Троицком храме города Балакова хранится частица его святых мощей.

В 1876 году Саратовскую семинарию закончил воспитанник из села Барановка Вольского уезда Константин Алексеевич Голубев. По окончании семинарии Братство Святого Креста направило способного юношу с явным миссионерским талантом в его родное село на борьбу с расколом. В селе был организован миссионерский стан, устроена противораскольническая библиотека с прекрасным подбором книг. За два года, благодаря миссионерским трудам Константина Алексеевича, из раскола к Православной Церкви присоединилось около полутора тысяч человек.

В 1879 году епископ Саратовский Тихон назначил Константина Алексеевича на должность разъездного епархиального миссионера. В его обязанности входили поездки по всей Саратовской губернии, во все те поселения, где или не было православного пастыря, или у пастыря не было достаточной подготовки для борьбы с сектантами, или он робел перед ними, так как в иных случаях они показывали большую сплоченность и организованность. Но Константин Алексеевич безбоязненно шел с возглавителями сектантских и раскольнических обществ на прямой и прилюдный диалог, чем стяжал себе всеобщую любовь духовенства и жителей, не исключая и самих раскольников и сектантов. Его неоднократные беседы с известным апологетом Белокриницкой иерархии Климентом Перетрухиным и с беспоповцем Худошиным, в результате которых Перетрухин и Худошин бежали от своих разъяренных собратьев-раскольников, имели своим следствием то, что множество раскольников обратилось от заблуждения и присоединилось к Православной Церкви. Многих православных, склонявшихся к расколу и переходу в мистические и рационалистические секты, Константин Алексеевич удержал от такого перехода, утвердил в Православии и наставил в истинной вере своими беседами.

В 1895 году Константин Алексеевич Голубев как известный и успешный миссионер был приглашен митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским) в его епархию для противостояния расколу в подмосковных Гуслицах. Он был определен на протоиерейскую вакансию к Богоявленскому собору города Богородска с правом первостояния между всеми священниками Богородского и Павло-Посадского уездов. Жизненный путь выдающегося миссионера увенчался страданиями за веру — осенью 1918 года гонители зверски замучили святого исповедника. 20 марта 1995 года были обретены нетленные мощи новосвященномученика Константина, а 18 апреля 1996 года он был причислен к лику святых. Храм в его родной Барановке был разрушен в годы гонений, и сегодня его земляки ходят на молитву за 5 км от села, в пос. Сенной, где в Ильинском храме хранится частица мощей святого.

Среди выпускников 1888 года был сын сельского псаломщика Сергей Петрович Ильменский. Даже если мы ограничимся лишь его послужным списком, перечисляя те труды, что он понес ради Церкви Христовой, то и это будет впечатляющий перечень: кандидат богословия Казанской Духовной Академии, законоучитель Александро-Мариинского реального училища и Мариинского института благородных девиц, настоятель институтского Марие-Магдалининского храма, протоиерей, редактор «Саратовского Духовного вестника», сверхштатный священник-проповедник в кафедральном соборе, смотритель (в сане архимандрита) Балашовского Духовного училища, учредитель и первый руководитель уездных миссионерских курсов, ректор Пермской Духовной семинарии, викарный епископ Соликамский и Чердынский, в дни гонений — временно управляющий епархией. И как победный венок — мученичество. Святой Феофан (это имя он получил в постриге на Валааме), сам питомец духовной школы, бо льшую часть жизни посвятил духовному образованию и проповеди веры. И Господь не посрамил его трудов и упования, даровав мужество и силы пострадать за Него, кровью своею запечатлев то, что словом он пронес через всю жизнь.

1890-е годы дали в сонме святых выпускников Саратовской семинарии сразу четыре имени: в 1893 году семинарию заканчивает Петр Иванович Покровский, в 1899 году — Константин Александрович Островидов, в 1901 или 1902 году — Иван Николаевич Миротворцев. Иван Михайлович Днепровский, который должен был бы выпуститься из семинарии в самом конце XIX века, обстоятельствами жизни был вынужден покинуть семинарские стены, выбыв по прошению в 1891 году.

Выпускник 1899 года, Константин Островидов, сын сельского псаломщика из села Золотое в нынешнем Красноармейском районе, стал одним из самых известных миссионеров нашей земли, а в годы гонений — мужественным исповедником веры. Постриг с именем Виктор он принял в миссионерском Свято-Троицком монастыре в Хвалынске, много сил положил на преодоление раскола в черемшанских пределах. Изучив чувашский язык, о. Виктор организовал отдельную миссию для чувашей, лично совершая для них богослужение на родном языке. Четыре года он провел в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, где получил бесценный миссионерский опыт[1]. Наместник Александро-Невской Лавры незадолго до гонений, епископ и (после пятого ареста) соловецкий узник — в дни испытаний, нашедших на нашу страну, святой Виктор оправдал свое монашеское имя — «победитель», ни на минуту не отступив от Христа. Он отошел ко Господу 2 мая 1934 года в ссылке в глухом сельце Усть-Цильма в Коми АССР, но знамением его победы над яростью мучителей стало уже в наши дни обретение в совершенном нетлении его святых мощей (1 июля 1997 года). Юбилейный Освященный Собор 2000 года прославил священноисповедника Виктора в лике святых, а год спустя к нему на родину, в село Золотое, была принесена частица его святых мощей.

Остальные выпускники этого периода избрали для себя приходское служение. Петр Иванович Покровский, хиротонисанный в 1899 году, сначала около двадцати лет отслужил на сельском приходе, а уже в гонительные годы служил в Саратове в кладбищенской Воскресенской церкви и Духосошественском соборе. Арестованный в октябре 1936 года, он был приговорен к 5 годам лагерей, направлен в Казахстан, где последний раз был арестован уже в лагере, приговорен к расстрелу и казнен 30 декабря 1937 года. Иоанн Миротворцев поступил на епархиальную службу в 1904 году, служил на приходах Петровского уезда. После первого ареста в 1929 году он был отправлен на строительство Беломорканала, после второго, уже в 1937 году, — приговорен к заключению в Ухтпечлаг, где и кончался в узах 18 марта 1938 года. Его тезка, Иоанн Днепровский, был направлен в село Полчаниновка в нынешнем Татищевском районе, где и прослужил до закрытия храма в 1929 году. Карающая десница безбожного «правосудия» настигла страдальца в декабре 1937 года. Он был приговорен к смертной казни через двое суток после ареста и единственного допроса, а еще несколько дней спустя расстрелян в Саратове.

Священномученики Петр Покровский и Иоанн Миротворцев были прославлены в лике святых Новомучеников Российских на Юбилейном Соборе 2000 года, святой Иоанн Днепровский — определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года.

В 1911 году семинарию окончил двадцатилетний Владимир Алексеевич Смирнов. После семинарии он окончил Казанскую Духовную Академию и несколько лет учительствовал в Саратове и Вольске. В 1921 году он был поставлен во пресвитера. Впереди были две ссылки, монашеский постриг и призвание к высшему духовному служению Церкви Христовой — епископству. 23 сентября 1935 года состоялась хиротония иеромонаха Феодора (Смирнова) во епископа Пензенского, а 18 октября 1936 года он уже был арестован. Он не сломался на допросах, не дал требовавшихся следователю ложных показаний и был казнен в Пензе 4 сентября 1937 года.

Один из его сомучеников — также выпускник Саратовской Духовной семинарии. Гавриил Иванович Архангельский закончил семинарию буквально накануне гонений — в 1917 году. Приняв священный сан посреди начинающейся смуты, думал ли новопоставленный иерей Гавриил, что впереди его ждет мученический венец? Он отбыл пятилетний лагерный срок, а вернувшись после лагеря в Пензу, активно включился в борьбу с обновленческим расколом, что и было расценено гонителями как новое преступление против советской власти. Иерей Гавриил был казнен вместе со своим правящим епископом и вместе с ним был причислен к лику святых на Юбилейном Освященном Соборе 2000 года.

Выпуск 1914 года был последним мирным выпуском — вскоре началась Первая мировая война. В числе этого выпуска — сын священника Петр Константинович Зиновьев. Он служил в Петровске, пока в 1935 году не был выслан за пределы Саратовской области. Как и многие другие священнослужители из епархий Нижнего Поволжья, где служил святой священномученик Фаддей (Успенский; †1937), о. Петр уехал к святому архиепископу в Тверь. В Тверской епархии он получил место священника в Воздвиженском соборе г. Бежецка, где и прослужил до своей мученической кончины. Он был арестован одним из последних среди тверского духовенства, в ночь с 18 на 19 декабря 1937 года. 27 декабря тройкой НКВД священномученик Петр был приговорен к расстрелу, а еще через два дня, 29 декабря 1937 года, приговор был приведен в исполнение. Юбилейный Освященный Собор 2000 года причислил иерея Петра к лику святых Российских Новомучеников.

Последним по времени святым воспитанником Саратовской семинарии стал уроженец Саратова протоиерей Николай Александрович Сафонов. Семья Сафоновых дала Церкви нескольких служителей — родной брат о. Николая принял в Даниловском монастыре постриг с именем Стефан, в дни гонений возглавив обитель в сане архимандрита, а их двоюродная сестра, в постриге монахиня Таора, подвизалась в одном из московских монастырей.

Отец Николай не успел окончить семинарию — он был на V курсе, когда в 1918 году Саратовская семинария была разогнана богоборцами. До 1924 года Николай был учителем, а затем певчим на клиросе. Он был хиротонисан во иерея епископом Подольским Серафимом (Силичевым), будущим архиепископом Саратовским и Петровским, погибшем в лагере в сентябре 1937 года. Год в Бутырской тюрьме, два года в Вирских лагерях, высылка из Москвы за 101-й километр — вот вехи пути о. Николая на Голгофу. В феврале 1937 года протоиерей Николай был назначен настоятелем храма святых и праведных Иоакима и Анны в городе Можайске, арестован 5 декабря 1937 года. 9 декабря тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу; он был расстрелян и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой. Святой Николай Можайский — один из последних по времени прославления саратовских святых — его имя было внесено в Собор святых Новомучеников Российских 24 декабря 2004 года.

Таким образом, за 175 лет существования Духовной семинарии в губернском Саратове из ее стен вышло 11 святых, поистине «озаряющих славой новою Русскую Церковь», 11 благоуханных плодов духовного луга Саратовской земли, возделанного Самим Спасителем и удобренного трудами и подвигами наших святых.

В настоящее время Русская Церковь ожидает прославления еще одного саратовца, чье духовное становление началось в нашей семинарии, — архиепископа Симферопольского и Таврического Гурия (Карпова). Григорий Платонович Карпов, сын протоиерея Троицкого Собора, закончил семинарию в 1836 году. Он был одним из членов миссионерского братства мирян — «общества благочестивых», основанного святым Иларионом Оптинским.

Приняв в иноческом постриге имя Гурий в честь казанского святителя-миссионера, в течение двадцати одного года был сначала участником, а потом и начальником Духовной Миссии в Китае. Он перевел на китайский язык Новый Завет, Псалтирь и пространный катехизис. Скончался 17 марта 1882 года в сане архиепископа Симферопольского и Таврического, ни на минуту не прекращая миссионерских трудов. Материалы к его прославлению уже переданы в Синодальную комиссию по канонизации святых.

Еще в отношении семи воспитанников Саратовской семинарии в нашей епархии возбуждены канонизационные процессы. Вот их имена:

o иерей Николай Лебедевский (выпускник 1864 года, мученически скончался 2 июня 1918 года),

o протоиерей Андрей Шанский (выпускник 1885 года, мученически скончался 10 октября 1919 года),

o иерей Олимп Диаконов (выпускник 1889 года, эконом семинарии и настоятель Покровской церкви семинарского общежития в 1902- 1905 годах, мученически скончался 30 сентября 1919 года),

o протоиерей Михаил Сошественский (выпускник 1891 года, мученически скончался 18 ноября 1937 года),

o иерей Владимир Пиксанов (выпускник 1892 года, мученически скончался 3 апреля 1918 года),

o иерей Симеон Табернакулов (выпускник 1898 года, мученически скончался 10 декабря 1937 года),

o мирянин Николай Фиолетов[2] (выбыл по прошению в 1905 году, скончался во узах 8 марта 1943 года).

Особо хотелось бы упомянуть имя великого исповедника веры и подвижника церковной науки, легендарного философа Виктора Ивановича Несмелова. Он — выпускник нашей семинарии 1883 года, позже, в Казанской Духовной Академии, у него учился святой Виктор (Островидов). Философское и богословское наследие Несмелова огромно — это и фундаментальная работа «Догматическая система св. Григория Нисского», за которую он получил магистерскую степень вместо кандидатской, и двухтомник «Наука о человеке», по сути — свод православной антропологии, отмеченный докторской степенью, и библеистические исследования. Приснопамятный митрополит Антоний (Храповицкий; †1936) называл богословскую систему Несмелова «философской музыкой». «Самым крупным явлением в русской религиозной философии» считал Несмелова Николай Бердяев. Во дни гонений Виктор Иванович резко и бескомпромиссно встанет на защиту поруганной Церкви и уничтожаемой церковной науки. Лишь возраст — начало восьмого десятка, да сильнейшая болезнь уберегли его от последнего ареста в 1937 году: его отпустили домой умирать. У автора нет достоверных данных о церковном почитании раба Божия Виктора, кроме внесения его имени в «Помянник Новомучеников и Исповедников Казанских», но автор уверен — придет день, и ученик святого Кирилла Казанского займет в наших святцах место рядом со своим духовным отцом.

На сегодняшний день поднят вопрос о прославлении также одного преподавателя Саратовской Духовной семинарии. Это протоиерей Геннадий Махровский, преподававший в 1881—1914 годах в семинарии церковную историю, с 1884 по 1900 год — семинарский инспектор. Протоиерей Геннадий мученически погиб 30 сентября 1919 года; всю свою жизнь он укреплял свою паству в добродетелях веры, надежды и любви и скончал свои земные дни в день памяти славных мучениц Христовых, носящих имена сих добродетелей.



[1] Полвека спустя возрожденную Русскую Духовную Миссию, где св. Виктор некогда был старшим иеромонахом, возглавит игумен Пимен (Хмелевской).

[2] Выдающийся канонист и апологет, самоотверженный защитник Христовой Церкви перед лицом как атеистической пропаганды, так и юридического произвола большевицких властей. После нескольких арестов и ссылок скончался в Мариинских лагерях.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5031&Itemid=331


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика