Русская линия
Отрок.ua Алексей Омельяненко07.06.2008 

Главное — готовность вернуться в исходное положение
Разговор о богатстве

Святитель Иоанн Златоуст сказал: «Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал». С этой точки зрения наш сегодняшний собеседник — человек весьма состоятельный. Непросто уговорить на интервью хорошего человека, если он не является личностью публичной. Алексею Омельяненко, молодому бизнесмену, члену наблюдательного совета «Укргазбанка», депутату Киевсовета, отцу пятерых детей и постоянному прихожанину Ионинского монастыря, пришлось давать интервью, что называется, «за послушание», да и тема попалась не из приятных. Деньги, богатство, глянцевый мир больших капиталов — с одной стороны, и евангельские ценности, категоричные слова Спасителя о богатых — с другой… Размышления не теоретика, но практика мы предлагаем вниманию читателей.

Богатство — это благо или тяжёлый крест?

По моему мнению, богатство — это испытание. И если ты христианин и хочешь спастись, то каким бы ни было богатство, ты должен выстраивать свою жизненную позицию определённым образом — по Евангелию.

То есть сочетание богатства и жизни по Евангелию принципиально возможно?

Я считаю, возможно. В том же Евангелии про богатого: «Что мне сделать, чтобы войти в Царство Небесное?» Христос сказал: «Раздай всё». И хотя юноша не смог раздать всё и ушёл опечаленный, нигде не сказано, что он не вошёл в Царство Небесное. Не смог, потому что это очень сложно. Сложно жить по-евангельски и ощущать на себе давление богатства… Нельзя служить двум господам — Богу и мамоне. Если богатство не является богом, которому ты молишься и ради которого живёшь — у тебя нет проблем. Как только позиция меняется, ты живёшь только поддержанием своего богатства — тогда начнутся и проблемы. К сожалению, их не все замечают.

Какие они — богатые люди Украины?

Они самые разные. Много людей порядочных, много таких, которые через богатство свою жизнь изменили. Есть и такие, кто живёт ради богатства — чтобы тратить деньги, наслаждаться жизнью. В общем, нарисовать общий портрет богатого человека невозможно, они разные. В любом случае богатый человек отягощён своим богатством, вынужден тратить много сил, чтобы его поддерживать. Деньги делают деньги, и если этим совсем не заниматься, то их в скором времени не станет. Проблема нашего общества в том, что в своё время многие получили своё богатство просто «с неба», потому не ценили то, что им было дано, не знали, что с этим делать. Деньги, которые получаешь без особого труда либо неправедным путём, как правило, быстро уходят.

Сейчас существует типаж «новый русский», или он остался только в анекдотах?

Думаю, малиновых пиджаков и толстых золотых цепей уже нет, потому что, как правило, такие люди своё богатство растеряли. Тот, кто не умеет управлять своими ресурсами, очень быстро с ними расстаётся. Я знаю немало подобных примеров, когда деньги, заработанные в 90-х, проигрывались в казино, «прогорали» в результате неправильных вложений да и просто отнимались за всякие сомнительные дела… Поэтому те люди, которые сумели сохранить своё богатство, уже не покупают малиновых пиджаков, у них другие культурные запросы, они эстетически образовываются, коллекционируют, осуществляют свои траты, скажем так, более изысканным манером.

Музеи, театры пока не строят?

О новых Терещенко я пока не слышал. Думаю, это следующий этап. Пока строят церкви, школы, детские дома.

Насколько меняется психология человека по мере роста его благосостояния?

Психология меняется сильно. Тяжело, привыкнув к чёрной икре с шампанским, потом кушать глазки кильки, запивать «Живчиком» и представлять, что это шампанское с чёрной икрой. Стиль жизни накладывает отпечаток на людей, и достаточно сложно потом откатывать назад. Понятно, что не все родились богатыми. Многие из нынешних богатых людей в своё время жили бедно и тяжело работали. Оценочный ряд, по которому можно судить, насколько человек отдалился от Бога, имея богатство, — это насколько он готов вернуться в исходное положение и при этом благодарить Бога, что есть возможность и так пожить. Если можешь так — проблем нет. Но когда человек не готов расставаться со своими благами жизненными, статусом и прочим — это уже проблема. А если человек живёт по Евангелию — ему не страшно жить, потому что он знает, что на всё воля Божия.

И в отношениях с людьми этот червяк — богатство — будет грызть, ведь все мы люди, нас только где-то похвали — мы сразу воспряли духом. Почему святые отцы считали врагами тех, кто хвалил их? Потому что человек так устроен, что от похвалы и лести сразу гордость начинает выпирать… Здесь то же самое: когда ты можешь себе позволить то и это, однажды тебя может посетить мысль, что ты избран Богом, ты велик и тому подобное.

Так что психология действительно сильно меняется, но кому удаётся удержать своё восприятие мира в прежних рамках — у того проблем гораздо меньше. Кто контролирует себя, тот будет себя нормально чувствовать, а кто изменится — тому будет тяжело.

Многие состоятельные люди не знают даже, чем живёт обычный человек, народ. Офис, дом, ресторан, фитнес-зал — и везде на хорошей машине. От реалий жизни они очень далеки. Как может у человека быть адекватная реакция на окружающий мир, если он его не видит и не знает: в метро не ездит, в очереди на маршрутку не стоит, на базар за картошкой не ходит. Поэтому состоятельные люди, как правило, действительно неадекватны относительно большинства.

Как определить разницу между богатством и достатком?

Сложно сказать. Атрибутика богатства: машина, дом, костюм и часы «за дорого», весь этот внешний антураж… Но многие этим работают. У нас существует народная пословица: встречают по одёжке, провожают по уму. Если ты в соответствующем костюме, туфлях, часах, приехал на такой-то машине — ты крутой, с тобой можно иметь дела, тебе можно верить на слово. Это твоя презентация, грубо говоря. Многим приходится жить в своей «презентации», чтобы соответствовать запросам того общества, в котором они вращаются. Почему у меня такие дорогие часы? Я ими работаю, и покупались они не для того, чтобы потешить своё самолюбие, а чтобы, придя на переговоры, положить руки на стол и снять лишние вопросы. Хотя это, понятно, действует не на всех.

Разница между богатством и достатком — очень субъективная вещь. Человеку с зарплатой три тысячи гривен что нужно? Бензин в машину, еду хорошую, ну шмотки… Для него 10 тысяч гривен — существенные деньги. А у другого 10 тысяч гривен — это только зарплата охранника, которых нужно четверо, плюс восемь нянек дома, плюс обед в ресторане за две тысячи гривен, потому что деловые переговоры… Расход тут исчисляется сотнями тысяч гривен в месяц, и трудно определить, называется ли это богатством. Когда человек начинает с ума сходить — ванны шампанского, маски из чёрной икры за 600 евро, которые тут же выбрасываются, — это, видимо, уже излишества. А когда человек тратится на организацию и поддержание своего имиджа — возможно, высокие траты оправданы. Главный критерий того, погряз ли ты в излишествах, повторяю, — это готовность вернуться в исходное положение.

Сейчас в Украине активно начинает зарождаться средний класс. Люди стали гораздо больше зарабатывать. Бюджет того же города Киева состоит на 80% из налогов, которые платят горожане. Каждый год эта сумма удваивается. 2006 год — 7 миллиардов гривен, 2007 — 12 миллиардов собрали, на 2008 заложили 20 миллиардов гривен. Это говорит о том, что доходы населения растут, и по Украине в целом происходит то же самое. Потом, кредиты сейчас может взять кто угодно, и берут. Я считаю, что этих денег достаточно для того, чтобы у нас зарождался нормальный средний класс. Но средний класс — это не те люди, которые имеют доступ к деньгам, а те, у которых голова нормально работает, которые профессионально могут выполнять свои обязанности и получать за это хорошие деньги. Это даёт толчок и к образованию и прочее… Так вот, достаток человека из среднего класса и богатство — конечно, разные категории.

Каковы непременные атрибуты среднего класса?

Мы все принимаем за образец европейские стандарты жизни: машина, чёткая зарплата, масса социальных гарантий, медицинская страховка, возможность обеспечить образование детей, не думать, где завтра взять деньги. Правда, у европейцев от такой жизни духовные проблемы появляются. Думаю, этот список и есть критерии среднего класса. Но запросы и стандарты постоянно растут, и когда это остановится — я не знаю, но то, что средний класс у нас зарождается, — это точно.

Правда ли, что «лишних» денег не бывает?

Если у человека есть мозги — конечно, не бывает. Деньги всегда нужно стараться правильно использовать. А если человек не знает, что с ними делать, — лучше ему лишних денег не иметь. Начинаются игровые автоматы, казино. Лишние ли деньги — зависит от того, у кого они в руках.

Почему состоятельные люди тратят очень много времени на развлечения? Скучно жить, когда всё доступно?

Пожалуй, это так. Даже жалко людей, которые при некотором количестве денег начинают выдумывать себе всё более и более изощрённые развлечения, поскольку рано или поздно придётся понять, что всё это не имеет никакого смысла. Один мой знакомый говорит: хочу во всех 126-ти странах побывать! Ну, а если, говорю, они начнут делиться, их же станет больше, чем 126, придётся «отмечаться» и там, и там… Думаю, эти развлечения богатых — это удел тех, кому лишних денег иметь как раз не надо. Конечно, отдыхать нужно, но нужно думать ещё и о тех людях, которые ждут, как Лазарь, крошек со стола евангельского богача. Потому что потом некому будет омочить конец перста своего в воде и прохладить язык любителя развлечений, который мучится в адском пламени.

Вместе с ростом возможностей притупляется ли у человека способность радоваться простым вещам — рассветам, закатам, пению птиц?

Эти вещи могут вызывать радость у всех. Только кто-то радуется рассвету в палатке у костра, а кто-то встречает его на борту собственного самолёта. А чувства при этом — одинаковые. Но если смотреть в глубь вопроса, то, конечно, притупляется радость. Например, для обычного человека покататься на яхте, пожарить на острове шашлыков — впечатлений на целый год! А этот думает — «поехать, может, сегодня покататься на яхте, пожарить шашлыков?..» Совсем другая реакция — естественно, притуплённая. Думаю, что когда наступает пиковый момент этого притупления, когда всё перестаёт доставлять радость, когда ванны шампанского не приводят в чувство — тогда человек уже начинает задумываться. Усталость от удовольствий — это путь к тому, чтобы человек задумался о смысле своей жизни.

Именно способность возвращаться в исходное положение, о которой мы уже говорили, не позволяет терять умение радоваться. Другое дело, если чувства притупляются от усталости, когда ты много работаешь. Усталость от жизни и усталость от работы — разные вещи.

Есть ли у Вас ощущение, что бедные в нашей стране ненавидят богатых?

Не ненавидят. Просто завидуют. «Почему я не такой?» Ведь в нашей стране начало пути практически у всех было одинаковым. Кто-то получил колоссальное «лавэ» — а кто-то пьёт беспробудно. И начинается: «Ах негодяй, украл!» Хотя была бы у него такая же возможность — точно так же украл бы, ездил бы на яхтах: «А кто это там мне с берега кричит?»

По Вашим наблюдениям, среди богатых людей брак по любви — редкое явление?

Такая сложная тема. Моё видение такое. Богатый человек — он же не родился богатым. У него была какая-то жизнь до этого. Если человек сумел сохранить свою семью такой, как она была у него ДО — это адекватная ситуация. Но, к сожалению, действительно слишком много случаев, когда человек, приобретя определённый статус, начинает подгонять под новые рамки свою семью. «Я же такой молодой, красивый, богатый"… Относительно молодой, конечно, но, скажем, пятидесятилетний мужчина и пятидесятилетняя женщина — это разные вещи. Если мужчина в 50 лет полон сил и драйва от приваливших денег, молод душой и телом — а его жена, хоть и пытается хорохориться, выглядит уже не так, как Дарья Жукова, — человек без зазрения совести подчиняет себя своему новому статусу: мне нужна молодая и красивая жена. В этом основная проблема.

То есть статусные браки любви не предусматривают?

Моё мнение — нет. Очень многие из знакомых мне богатых людей женаты вторым, третьим браком… Дом крутой, машина крутая — и жена крутая. Хотя бывают, конечно, и исключения, но это по милости Божьей.

Бытует мнение, что трудом праведным не наживёшь палат каменных. Неужели это верно?

Процесс обогащения — процесс длительный. Если мы говорим о серьёзном богатстве, то его не сравнишь с кладом капитана Флинта или выигрышем в лотерею. Один мой знакомый говорит: первый миллион даётся трудно, потом, до десяти, — гораздо легче, а после десяти они начнут падать пачками. И, в общем, всё зависит от того, каким был период накопления. Разумеется, далеко не все наживают деньги праведным путем. Любое обогащение — это кому-то плюс, но кому-то минус. Когда ты продаёшь, скажем, еду, ты закладываешь в цену прибавочную стоимость. Если это три копейки — тебе неинтересно, а двадцать — интересно, при этом ты в сосиски начинаешь добавлять сою, пищевые красители и тому подобное. Это праведный бизнес? Нет. Но предприниматель скажет: я продаю сосиски, имею рентабельность 30%, плачу налоги, — что неправильно? Я же не украл… Или, скажем, люди всю жизнь торговали курами. В Америке по окорочкам контролируют уровень гормонов и срок годности, и вот когда они там 11 месяцев полежат в морозильнике, срок заканчивается, наши компании их покупают на утилизацию, перемалывают и добавляют в сосиски. Вот ты смеёшься, а это огромные деньги. Там они получили деньги за утилизацию, провезли, не растамаживая, и здесь добавили в колбасу и взяли с нас деньги за то, что мы это скушаем.

Или, например, фармацевтические компании — думаю, не надо рассказывать, как они добиваются успеха. С игровым бизнесом всё понятно… Или вот, например, банки. В Писании чётко сказано, что ростовщичество — грех. Но заработать на человеке один процент разницы — это одно дело, а когда ты начинаешь лупить с людей — совсем другое. Потому я считаю так: праведно нажитые деньги — это когда человек зарабатывает такую сумму, которая даёт ему возможность понять, что он заработал, а потребителю чувствовать себя комфортно и радостно.

Спаситель однажды сказал, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное. Как следует понимать эту притчу?

Я был в Иерусалиме и сам видел «игольные уши». Так называется отверстие в стене, через которое прогоняют овец. Это делается для того, чтобы их удобно было считать. Так вот, отверстие это довольно большое, и верблюда туда протолкнуть в принципе можно. Тяжело, но можно. Я думаю, что здесь вкладывается тот смысл, что если верблюд не жрёт и не пьёт столько, что не может пролезть, а нормально себя чувствует, в меру упитан, что может и за овцу сойти, — тогда он пролезет сквозь игольное ушко. Опять-таки, насколько ты готов вернуться в исходное состояние? Готов — всегда пролезешь, не готов — застрянешь, как Винни-Пух в норе, и придётся потратить время для того, чтобы прийти в норму.

Беседовала Екатерина Ткачёва

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/glavnoe_gotovnost_vernutsja_v_iskhodnoe_polozhenie.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru