Литературная газета | 06.06.2008 |
Русский язык — воздух нашего сознания, живое дыхание Русского мира. Русский язык сложен и богат не потому, что так написано в учебниках. А потому, что он не имеет себе равных — по богатству оттенков смыслов и чувств, по количеству суффиксально-префиксальных производных от любого корня. Он даёт гигантское количество разнообразных связей. Беспредельную валентность, открытость и в то же время привязанность к корню, ощущение смысла и устойчивости.
Может ли владение таким языком быть проверено и оценено с помощью теста?
Тест (от английского слова test — испытание, проверка, анализ) — это измерительная процедура, включающая инструкцию и набор заданий, прошедшая широкую апробацию и стандартизацию; стандартизированная методика, предназначенная для количественной оценки психического качества; испытание, позволяющее оценить продукт до его выпуска на рынок.
Кто в нашем случае — продукт? На какой рынок? А не мясорубка ли это для сердца и души? Психическое качество, надо полагать, — это сам язык. Какая может быть количественная оценка? Какие требуются от детей свойства в итоге?
Именно на уроках русского языка и литературы в душах детей зарождается то, что мы называем словом «совесть». Русские — народ Слова. Народ «Слова о законе и благодати», «Слова о полку Игореве». Россия — страна глубочайшей и уникальной словесной культуры. Пренебрежение русским литературным наследием — это пренебрежение ко всему русскому народу.
Оценивая нынешнее состояние преподавания русского языка и практики его применения в средствах массовой информации, особенно электронных, как недопустимое и крайне опасное для судьбы нашей страны и нашего народа, мы обращаемся к президенту Российской Федерации и предлагаем незамедлительно принять ряд мер, среди которых первые и главные:
провести объективную оценку деятельности руководства Министерства образования и науки, определить персонально ответственных за разрушение системы высшего и среднего образования, заменить ответственных лиц, явно не справляющихся с подобной ответственностью и допустивших несостоятельные «реформы»;
отменить тестовую систему школьных и вузовских экзаменов по гуманитарным предметам, прежде всего — по русскому языку и литературе. Вернуть литературу в перечень предметов, по которым проводятся выпускные экзамены на аттестат зрелости.
Марина КУЛАКОВА, писатель; Альбина ИВАЩЕНКО, победитель конкурса «Учитель года»; Елена ЛОБОВА, Наталья ЛАПТИЕВА, Елена СИНИЦА, Мария КУЗНЕЦОВА — преподаватели русского языка и литературы; Ольга КУРАНОВА, редактор, и многие другие
НИЖНИЙ НОВГОРОД
Инициативу нижегородских словесников поддержали, подписав обращение:
СЕВЕРОДВИНСК: Станислав ЗЕЛЯНИН, журналист; Роман ПОПОВ, кандидат филологических наук; Эдуард БЕЛОСТОК, предприниматель; Андрей РУДАЛ›В, литературный критик.
КОТЛАС: Жанна КОРОЛЁВА, консультант по работе со СМИ; Елена БУСЛАЕВА, руководитель службы информации.
УФА: Лилия ГАБДРАФИКОВА, журналист; Эльвира ИСМАГИЛОВА, директор Центра кадровых технологий; Сергей КОЗЛОВ, специалист по информационным технологиям.
Елена УСАЧЕВА, детский писатель (Москва); Алёна САВЕЛЬЕВА, пресс-секретарь (Вязьма); Елена НАМАКОНОВА, ведущий специалист информационно-аналитического отдела (Южно-Сахалинск); Анна МАТАСОВА, преподаватель русского языка и литературы (Питкяранта); Елена БОРОДА, кандидат филологических наук (Тамбов).
http://www.lgz.ru/article/id=4613&top=26&ui=1 212 662 143 430&r=316