Русская линия
Одна РодинаПротоиерей Димитрий Сидор05.06.2008 

Карпатская Русь — изначальная Русь
Сокращенный текст выступления на международной конференции «Москва — Третий Рим» (Саров, декабрь 2006)

Известно, что первые русы-христиане в Киевской Руси появились во времена правления князя Игоря, о чем свидетельствует текст договора Руси с греками: христианской тогда была часть пришлой варяжской княжеской дружины. Причем летописец подчеркивает: «Было много христиан среди (пришлых) варягов». Но откуда они пришли, летописец не говорит прямо. Более того, у пришлых русов-христиан была и своя сфера влияния — соборная церковь в Киеве — церковь св. Ильи. Если это была соборная церковь, то вокруг неё были и рядовые храмы русо-русинов-христиан.

Так как и откуда появились первые русы-христиане в Киеве? Почему этот вопрос и летописец обходит, и то же делают историки-норманисты? Несомненно, это были те самые русы-русины, которые, начиная с 40-х годов X века, особенно после 863 года, переселялись по разным причинам в Приднепровье из Моравии и Карпатской Руси, территории входившей тогда ещё в состав Болгарского Царства (1). Только они могли быть на тот момент уже крещёными от свв. Кирилла и Мефодия и, перебравшись в Киев, создать влиятельную христианскую общину в Киеве. Именно к середине X в. относятся погребения по христианскому обряду, часто практиковавшиеся в Киеве. Подобное есть только в христианских погребениях Моравии и Карпатской Руси. Никаких связей с новгородскими словенами в то время не было, ибо христианство придёт в Новгород после 988 года и то «с огнём и мечём Путяты» (2).

На будущую Русь, согласно летописи преподобного Нестора, приглашают править государством менеджера Рюрика. Однако менеджер приезжает с «латышскими стрелками» и фактически захватывает власть. Его потомок злодейски убивает киевских князей Аскольда и Дира, и это летописец особо не осуждает.

Ясно и то, что менеджер Рюрик не принёс в Новгород и Киев этноним «Русь», тем более не принёс он с собой ни письменность, ни источник новой духовной культуры — Крещение Руси. Род Рюриковичей вроде бы силой меча объединяет Русь, но это только на время и только внешне. Очень скоро слабо объединённая страна легко распадётся на противоборствующие княжества. Шла братоубийственная война потомков приглашённого менеджера. Нет веских доказательств о сильном древнерусском государстве до принятия Русью христианства. Это была скорее старорусская земля, готовившаяся принять семена Православия и возродить к жизни уникальный духовный род русский. И в этом самом начале, определяющем будущие судьбы русских, русы-русины из Карпатской Руси сыграли свою важную роль.

В 959 г. княгиня Ольга, познакомившись с христианством в Киеве от пришлых русов-христиан, побывала в Византии и там крестилась в христианскую веру, частью по политическим соображениям, получивши в крещении имя Елены. Однако сын Ольги, князь Святослав, не захотел принимать христианской веры и до конца жизни оставался язычником. Язычником в первые годы правления был и киевский князь Владимир.

Влияние русов-русинов возросло в Киеве необычайно в период Крещения Киевской Руси. Ведь греки, крестившие киевлян, не могли знать славяно-русский (древне-русинский) язык. Тут свою лепту внесли и местные русы-русины, и приглашённые из Болгарии официально священники и миссионеры угрины-русины со славянскими богослужебными книгами. В то время в Моравии и Карпатской Руси уже звучала проповедь Кирилла и Мефодия, люди принимали христианство и имели письменность.

Ещё в первые годы после принятия христианства в Киевской Руси, особенно в Десятинной церкви, поддерживался пришлыми русами-христианами особый культ святого Климента, мощи которого святые братья Кирилл и Мефодий принесли в Рим в дар папе римскому (3). Особое почитание святого Климента Римского в раннем «русьском» христианстве свидетельствует о том, что в конце X — начале XI вв. в Киевской Руси ведущей была карпато-русская кирилло-мефодиевская традиция, которая поддерживалась соборным храмом пророка Илии. И киевляне через это могли иметь добрую память о Карпатской Руси и о трудах руссов-русинов в деле Крещения Руси.

Не случайно, та часть святых мощей святого Климента и его ученика Фивы, которую вывез из Корсуни в Киев князь Владимир, бережно хранилась в Десятинной церкви в особом приделе в честь святого Климента (4). Вероятно, в этом храме хранилось правдивое предание о крещении Киева и о священниках-угринах из Карпатской Руси, подданных Болгарского Царства. Обратим внимание и на то, что мозаичное изображение святого Климента Римского присутствует даже в киевском Софийском соборе. В XI в. Климент Римский почитался как главный «заступник» всей «Русьской земли» и «русьского народа» (5). И даже в XII в. к святому Клименту обращались ещё в тех случаях, когда необходимо было подчеркнуть независимость Русской Церкви от Константинополя. В 1147 г. «честной главой» мощей святого Климента предлагалось венчать в киевские митрополиты Климента Смолятича без утверждения на то в Константинополе.

Началось постепенное оттеснение культа Климента Римского на Руси с 80-х гг. XI в. В этом было заинтересовано новое греческое руководство Русской Церкви, стремившееся вытеснить карпатское кирилло-мефодиевское наследие и утвердить на Руси иную — византийскую традицию. Карпатская Русь переставала быть прежним мостом с Византией, да и сама она постепенно стала подпадать под влияние мадьяров. Культ Климента заменяется культом Николая Мир Ликийского Чудотворца, который особенно поддерживался митрополитами-греками. В сказании «Чудо о некоем детищи утопшем» показывалось, что теперь не св. Климент, а уже святитель Николай проявил себя защитником и спасителем «русьских людей», а значит взял под свое чудесное покровительство и саму Русь. И так же Софийский собор в значении главного храма Киевской Руси стал постепенно заменять в том же значении Десятинную церковь, напоминавшую о Карпатской Руси.

Позже, после XIV века, Московская Русь тем более не хотела вспоминать о Карпатской Руси, ибо мадьяры на то время уже приняли католичество, а юго-западная Русь отходила под влияние Польши. А как могла Москва допустить даже мысль, что имеет своё духовное начало из каких-то угорских (мадьярских) земель, если и сама часто бывала оккупирована? Выход был найден позже в норманнской теории: начало Руси было объявлено не через Карпатскую Русь, а через Север — из Новгорода!

Речь Посполита, цепко державшая в своих объятиях половину Малороссии и Галичину, также формировала историю Киевской Руси под себя. А потому не могло быть речи, чтобы поляки допустили начало Руси с Московского Севера. В Малороссии считалось, что слово «Русь» произошло от киевской речки Рось. Киевская Русь, внушалось людям поляками, началась в лоно Великой Польши — Речи Посполитой, а не из презренных угорских-мадьярских гор или из ненавистной Северной Московии.

Так Великая Русь (Киевская и Московская) постепенно стали забывать, а потом и вовсе забыли о Карпатской Руси как о духовно-национальном мосте, через который пришли на в Киев и Москву христианство и славянская письменность. Но самое главное, Московская Русь потеряла Карпатскую Русь как духовно-историческое звено, связующее её с Византией, от которой она приняла преемство (Второй Рим — Третий Рим).

Сама же Карпатская Русь, в отличие от Великой Руси, превращённой в ХХ веке в Советский Союз, помнит до сего дня о своих русьских-русинских корнях.

Ослеплённая большевиками российская историческая наука также похоронила русинов как свидетелей связующего звена Москвы с Византией в центре Европы. Такая уж судьба у свидетелей — жить в опасности быть похороненными врагами-норманистами.

То же ослепление постигло и украинскую историческую науку, сотканную из примитивных мифов и политических новоимперских домыслов, где придуман миф о «Великой Украине» (от Татр до Кавказа и от Новгорода до Крыма), а этноним «русин» объявлен с одной стороны только бывшим украинским, а с другой — почти запрещён к упоминанию (6). Вот откуда у русинов Закарпатья сегодня такие же проблемы с украинскими националистами, какие были с мадьярами, чехами, российскими историками-норманистами, советскими большевиками.

Весь мир уже восстает против нарушения прав русинов в Украине. Пробуждается и Россия. В августе 2006 года ООН настойчиво порекомендовала Украине признать права и свободы подкарпатских русинов Закарпатья. Этого же требуют и условия вступления Украины в ВТО.

Русины во всех случаях добьются своего признания, добьются реализации своих конституционных прав и свобод. Мы, русины, и после признания и регистрации нашей русинской национальности (как коренного народа в Закарпатье) останемся такими же этно- и веротерпимыми, какими были на протяжении последних 1100 лет. Такими знают нас Россия, Европа и Америка. Такими знает нас и лучшая часть граждан Украины.

Уж если придерживаться фактов истории и помнить, что русины имели государственность с 1918-го по 1946 год, то есть раньше независимой Украины на 50 лет, то известное приветствие должно бы звучать так: Слава Руси-Украине и Матери её Карпатской Руси! А Москве — быть Третьим Римом, если только она восстановит свою национальную память и попытается найти утерянное духовно-историческое звено — Карпатскую Русь и живых свидетелей древней, неразделённой русскости русинов Закарпатья!



(1) Русины уверены (Юрий Венелин-Гуцу), что именно часть их предков, белых хорватов-русов ославянили древних болгар, принявши их этноним. Северная часть Болгарского Царства, имевшая соляной путь из Марамороша на Болгарию, чудесно осталась мало изменённой с древних времен, сохранив и до сего дня в русинском богослужении болгарские напевы.

(2) Часть руссов-хорватов из-под Карпат могли перейти на север и поселиться в Прибалтике и у озера Ильмень, принеся позже уже знакомый и принятый этноним «Русь» в Новгород и Киев.

(3) Культ почитаемого в народе святого — это важное свидетельство принадлежности к той или иной духовно-национальной традиции в христианстве. Через него жила в народе память «откуду пошла русская земля» (т.е. откуда получила свой первый духовно-национальный толчок).

(4) Показательно, что побывавший в Киеве около 1017 г. представитель «католического запада» Титмар Мерзебургский называл Десятинную церковь «храмом (их?) Климента».

(5) Об этом сообщает «Слово на обновление Десятинной церкви».

(6) К кому всё-таки причислять псковских, новгородских и подкарпатских русинов, у украинских националистов нет сомнения: всех русинов, русичей, русинов объявить «щирими українцями».

http://odnarodyna.ru/articles/4/140.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru