Русская линия
Православие.RuМитрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков)31.05.2008 

Жизнь в церкви. Часть 5

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4

— Владыка, что Вы на основании Вашего многолетнего опыта международной церковной работы могли бы сказать о перспективах экуменического движения?

— Я не хочу делать громогласных заявлений о том, что мир катится к катастрофе. Но мне вполне очевидно, что, исходя из своих религиозных взглядов, перед лицом бедствий и страданий люди будут обязаны теснее сотрудничать друг с другом ради разделенного и страждущего человечества. Разные формы такого соработничества возможны и необходимы.

Что же касается исполнения Первосвященнической молитвы Спасителя: «Да будут все едино» (Ин. 17: 21), она не может не исполниться! Но о путях, ведущих к этому единству, ведомо Единому Богу. Согласитесь, что совсем недавно мы не могли даже представить себе восстановление канонического единства с Русской Зарубежной Церковью. А Господь сотворил чудо, и мы были его участниками. Можно лишь воспеть, всем сердцем славя Господа: «Кто бог Велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса» (Пс. 76: 14−15).

— Какие направления, методы миссионерской и катехизаторской работы показали себя наиболее эффективными в Московской епархии?

— Разнообразная работа с детьми, возрожденные формы социального служения и, конечно же, воодушевленное, жертвенное восстановление порушенных святынь и строительство храмов.

— Расскажите, пожалуйста, о Вашем участии в процессе примирения со Старообрядческими Церквями.

— По отцовской линии мои родственники являются старообрядцами. И я с детства соприкасался с их взглядами и благочестием. А в дни моей юности в родном Ярославле встречался и со старообрядческим духовенством, что дало мне возможность понять и трагедию разделения, и его последствия. В годы моих трудов в сфере внешнецерковной деятельности у меня были широкие контакты со старообрядцами различных направлений. Я видел и стремление митрополита Никодима внести свой вклад в процесс примирения и разделял его мысли, связанные со снятием клятв, происшедшем на Поместном Соборе 1971 года.

Я с вниманием отнесся к возрождению единоверия в Московской епархии. Любой интересующийся этим вопросом может, например, посетить Михаилоархангельский храм в Михайловой Слободе и увидеть ту атмосферу, в которой существуют ныне единоверцы моей епархии.

Радуюсь, что у меня сложились и добрые отношения с нынешним главой Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополитом Корнилием.

Я часто думаю о том, что один неосторожный шаг может привести к разделению, но как трудно, а порой и невозможно найти путь к его преодолению. Это должен помнить каждый человек, не только церковный деятель. Ведь разделение недопустимо ни в государстве, ни в обществе, ни в семье.

— Каковы наиболее распространенные духовные болезни нашего времени?

— За все время человеческой истории ничего нового враг рода человеческого не мог придумать, да и не может, ибо он личность не творческая. Бог — творец. Диавол — разрушитель. И все болезни духовные, вызванные следованием этому обманщику, прекрасно известны и описаны в нашем святоотеческом аскетическом предании. Так что речь может идти не о какой-то новизне, но о какой-то определенной типичности. Может быть, наиболее характерным явлением в настоящее время является равнодушие. К сожалению, проявляющееся не только в жизни людей неверующих, но и считающих себя христианами. Невольно вспоминаются слова из Откровения: «О, если бы ты был холоден, или горяч!» (Откр. 3: 15).

— Можно ли сформулировать главные проблемы, стоящие сегодня перед Русской Церковью, перед Россией?

— И наша Церковь, и наше Отечество до сих пор переживают тяжелые последствия событий ХХ века, периода страшных катаклизмов, затронувших все наше общество. В конце прошлого столетия мы вступили на путь возрождения, в первую очередь духовного и нравственного. И важнейшее значение в связи с этим имеет деятельность Русской Православной Церкви, которая в буквальном смысле слова восстала из руин и в небывало краткие сроки стала влиятельнейшей силой общественного развития.

Наша Церковь является неотъемлемой частью народа. И вполне естественно, что она реагирует на все актуальные проблемы современности, что находит отражение и в выступлениях Святейшего Патриарха, и в деяниях Архиерейских Соборов, и в определениях Священного Синода. Все эти документы хорошо известны.

Говоря в общем, хочу отметить, что ни одну проблему невозможно будет решить, если нарушатся мир и согласие.

Сегодня в первую очередь должно заботиться о том, чтобы наши пожилые люди имели счастливую и обеспеченную старость. Обращаясь в будущее, видим, что главное — это здоровье, хорошее образование и воспитание детей.

Прямое предназначение Церкви не в политической деятельности или социально-экономическом регулировании, а в том, чтобы найти пути и средства приближения человека к Богу. Пока еще мы наблюдаем достаточно печальный нравственный облик нашего общества. Значит, от нас, людей церковных, требуются неустанные труды на благо ближнего. Надо мобилизоваться, стремиться к всесторонней реализации всех возможных направлений нашего служения, честно исполнять свой долг перед Господом и людьми.

— В чем Вы видите основные достижения церковной жизни за последние 20 лет? Что, на Ваш взгляд, нами упущено?

— Мы с вами много говорили о развитии Московской епархии в последние годы. Это является яркой иллюстрацией того, насколько поразительны те изменения в церковной жизни, которые произошли у нас на глазах. В нескольких словах обо всем не скажешь. А если конспективно перечислять…

Восстановлены храмы и монастыри, создана общецерковная система духовного образования и подготовки священнослужителей, небывалых масштабов достигла издательская деятельность, вызывает радость положительный отклик людей на просветительские инициативы Церкви и ее образовательные проекты, все заметнее становится православное социальное служение, работа в вооруженных силах, молодежное движение. Наверняка, я не сказал здесь обо всем.

Рассуждения о том, что могло бы быть, как мне кажется, занятие неблагодарное. Сослагательное наклонение уводит в мечтательность. А всякая реальная деятельность должна быть оцениваема с учетом конкретных обстоятельств и возможностей, предоставляемых временем. Здесь и смирение нужно проявлять. Вспомните Книгу Товита: «Благословляй Господа Бога во всякое время и проси у Него, чтобы пути твои были правы и все дела и намерения твои благоуспешны, ибо ни один народ не властен в успехе начинаний, но Сам Господь ниспосылает все благое и, кого хочет, уничижает по Своей воле» (Тов. 4: 19).

Если же говорить о моем поколении, то мы сделали то, что могли. Всегда последующие поколения критикуют своих предшественников за то, что упущено. Пусть они постараются сделать столько же или лучше нас.

— Как Вы считаете, почему в современном мире наблюдается особенное оскудение милосердия, любви?

— Бог есть любовь. И если, по мнению некоторых, в современном мире наблюдается особенное оскудение любви, то это можно объяснить только лишь жизнью без Бога. Как священнослужитель, анализируя поступки людей, которые не сдерживают себя моральными принципами, я объяснил бы это охлаждением веры или ее отсутствием.

— Чем из опыта приходской жизни Вы могли бы поделиться?

— Невольно напрашивается пословица о священнике и приходе и их сходстве. И это самое главное. В Церкви повсюду одни и те же таинства совершаются, исповедуется одна и та же вера, но там, где служит добрый пастырь — крепкая община, много прихожан, церковная жизнь налажена и процветает, а нерадивый пастырь в равных условиях ничего подобного не имеет. Поэтому я в своей практике епархиального управления меняю настоятелей, когда вижу, что приходская жизнь не развивается так, как хотелось бы. И результат не заставляет себя ждать.

Бог благоустраивает жизнь людей и руками заботливых пастырей.

— Ваше Высокопреосвященство, Вы являетесь председателем Синодальной комиссии по канонизации святых. Какими основными критериями руководствуется комиссия при канонизации того или иного лица. Также многих православных христиан интересует вопрос: почему ныне обретение святых мощей угодников Божиих не из числа новомучеников случается значительно чаще, чем это было в дореволюционное время?

— Сегодня, когда совсем недавно произошло восстановление канонического единства между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей, многие склонны рассматривать процесс канонизации новомучеников и исповедников ХХ века как некий конъюнктурный акт с нашей стороны. Конечно, работа, проделанная в сфере канонизации святых, сыграла свою роль в нашем сближении, но смысл происшедшего гораздо глубже и шире. В ХХ веке все в Советском Союзе были подвержены атеистическому воспитанию, и в плоть и кровь обычного советского человека пропагандой было заложено представление о святителе Тихоне, Патриархе Всероссийском, или о святом праведном Иоанне Кронштадтском как о врагах народа и личностях анекдотических, достойных лишь насмешки и злобного обличения. Нам же предстояло доказать людям, что это — великие угодники Божии. И приходилось проводить работу сродни труду реставратора, который слой за слоем снимает краску до тех пор, пока не обнажится подлинник.

Нашей комиссии по канонизации святых не только нужно было проделать бумажную работу, но и разъяснить обществу причины и критерии нашей деятельности. И это в условиях идеологической монополии атеистов!

Вся работа наша началась с празднования 1000-летия крещения Руси. Церковь еще в декабре 1980 года выступила с заявлением о начале подготовке к торжествам. Тогда-то и началась моя деятельность в области канонизации.

Надо сказать, что атеисты восприняли идею юбилея в штыки. Насмешки сыпались со всех сторон: не было мол ни Христа, ни крещения Руси. Полемизировать открыто мы не могли, это еще не дозволялось, но подготовительную работу вели. Существенную роль сыграла XXIV сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1987 года, на которой была принята предложенная советской делегацией резолюция о всемирном праздновании 1000-летия крещения Руси. Впервые в истории этой международной организации советский проект резолюции прошел единогласно. Я тогда выступал с докладом в его поддержку. После того как международное сообщество продемонстрировало свое дружественное отношение, позиция советской прессы тоже стала потихоньку меняться, появились исторические статьи о роли христианства в истории России.

Важный импульс к расширению подготовительной работы дала встреча с генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым в Кремле в конце апреля 1988 года. Помню эту картину: я быстро прошел к месту встречи и приветствовал Михаила Сергеевича, объяснив, что Святейший Патриарх Пимен имел проблемы со здоровьем. В это время Его Святейшество с трудом, медленно преодолевал длинные кремлевские коридоры. Вышло так, что хозяину пришлось ждать у входа. Видя мое беспокойство, Михаил Сергеевич великодушно сказал: «Не волнуйтесь, это ведь встреча формальная. Не долго будем сидеть». На деле вышло иначе: после обмена подготовленными приветствиями между М.С. Горбачевым и Святейшим Патриархом Пименом состоялся долгий деловой разговор. Члены Синода попеременно выкладывали на стол переговоров весь груз проблем в отношениях между Церковью и государством, о чем уже можно было свободно говорить. И каждый из сопровождавших Святейшего Патриарха излагал и суть имеющихся трудностей, и свое видение путей их преодоления в условиях нарождающейся свободы.

Когда 23 декабря 1980 года была создана Юбилейная комиссия, в ее рамках возникло несколько рабочих групп. Историко-каноническую было благословлено вести мне. И именно тогда мы начали подготовку первых канонизаций девяти святых угодников.

Уже после торжеств постановлением Священного Синода от 11 апреля 1989 года была создана Синодальная комиссия по канонизации святых, и я ее возглавил. С тех пор процесс изучения русской святости идет постоянно. Мы коснулись самого важного — эпохи гонений. Не удалось бы квалифицированно научно изучить этот период в истории Церкви, если бы в нашем обществе не произошли перемены. Нам дали доступ, как мы это называем в церковной терминологии, к мученическим актам, на юридическом языке — это следственные дела. В советское время сотни тысяч, миллионы верующих были репрессированы, во множестве расстреляны как враги советской власти и Советского Союза. Не имея документов, мы не могли убедиться в том, были ли они мучениками за веру. Мученик — это свидетель кристально чистый, к нему обращаются с молитвой, и он является примером для подражания. Может быть, не всем понятно, почему не всех пострадавших причислили к лику святых. Потому что мы очень тщательно работаем, изучаем весь жизненный путь человека до расстрела или кончины, изучаем всеми доступными средствами движения его мысли и души. Не всегда эту работу просто делать, многие архивы до сих пор закрыты. В некоторых епархиях не могут получить доступ к материалам. Поэтому я уверен, что процесс канонизации будет еще продолжаться очень долго. И я, и все члены комиссии стремимся к одному: не допустить ошибки, чтобы не было необходимости в деканонизации. Тщательность и честность — основные принципы нашей работы.

Основными условиями прославления святых во все времена было проявление подлинной освященности, святости праведника. Свидетельством такой святости могли быть:

— вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия;

— мученическая за Христа смерть или истязание за веру Христову;

— чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков — мощей;

— высокое церковное первосвятительское и святительское служение;

— большие заслуги перед Церковью и народом Божиим;

— добродетельная, праведная и святая жизнь, не всегда засвидетельствованная чудотворениями.

В XVII веке, по свидетельству Константинопольского Патриарха Нектария, три вещи признавались причиной истинной святости в людях: а) Православие безукоризненное; б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови; в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

Нередко свидетельством святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни.

Если суммировать все эти условия, то кратко их можно выразить так: основными критериями канонизации подвижников веры в Русской Православной Церкви являются: праведное житие, Православие безукоризненное, народное почитание и чудотворения.

Что касается обретения честных мощей святых угодников, то в наше время это имеет особенное значение. Во-первых, в последние годы было причислено к лику святых невиданное доселе число новомучеников и исповедников веры. Канонизация же допускает обретение мощей. А это, в свою очередь, по милости Божией помогает народу укрепляться в вере и просвещаться светом Христовой истины. Удовлетворяется духовная жажда, столь долго подавлявшаяся в период тоталитарного контроля над нашим обществом.

Явление мощей канонизированных святых, не относящихся к новомученикам, по моему разумению, действие Божией благодати, дающей силу нашему народу для духовного возрождения и обновления своих сил.

(Окончание следует.)

http://www.pravoslavie.ru/put/80 529 174 647


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика