Русская линия
Седмицa.Ru31.05.2008 

Память Бутовских новомучеников в День памяти святых отцов семи Вселенских Соборов

18 (31) мая Церковь отмечает память святых отцов семи Вселенских Соборов. В 2008 г. эта дата выпадает на 4-ю субботу по Пасхе — преходящее празднование Новомученикам, в Бутово пострадавшим.

По традиции этого дня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит Божественную литургию, молебное пение Бутовским новомученикам и панихиду о упокоении душ жертв политических репрессий, расстерлянных на Бутовском полигоне.

Семь Вселенских Соборов, с Сотворением мира и Собором двенадцати Апостолов. Икона XIX в.

Вселенский Собор
По материалам статьи из т. VII «Православной Энциклопедии», Москва. 2005 г.

Вселенский собор, орган высшей власти в правосл. Церкви, догматические решения к-рого обладают статусом непогрешимости. Правосл. Церковь признает Вселенскими 7 Соборов: I Никейский (325), I К-польский (381), I Эфесский (431), Халкидонский (451), II К-польский (553), III К-польский (680−681), II Никейский (787). Кроме того, авторитет правил В. С. усваивается 102 канонам К-польского Собора (691−692), называемого Трулльским, Шестым или Пято-Шестым. Эти Соборы созывались для опровержения еретических лжеучений, авторитетного изложения догматов и решения канонических вопросов.

Правосл. экклезиология и история Церкви свидетельствуют, что носителем высшей церковной власти является вселенский епископат — преемник Собора апостолов, а В. С.- наиболее совершенный способ осуществления полномочий вселенского епископата в Церкви. Прообразом Вселенских Соборов послужил Иерусалимский Собор апостолов (Деян 15. 1−29). Безусловных догматических или канонических определений, касающихся состава, полномочий, условий созыва В. С., инстанций, правомочных его созывать, не существует. Это обусловлено тем, что правосл. экклезиология видит во В. С. высшую инстанцию церковной власти, к-рая находится под прямым водительством Св. Духа и потому не может подлежать какой бы то ни было регламентации. Однако отсутствие канонических определений относительно В. С. не препятствует выявлению на основании обобщения исторических данных об обстоятельствах, при к-рых созывались и происходили Соборы, нек-рых основных черт этого чрезвычайного, харизматического института в жизни и структуре Церкви.

Все 7 Вселенских Соборов были созваны императорами. Однако этот факт не является достаточным основанием для отрицания возможности созыва Собора по почину иных, собственно церковных инстанций. По составу В. С. является епископской корпорацией. Пресвитеры или диаконы могли присутствовать на нем в качестве полноправных членов только в тех случаях, когда они представляли своих отсутствовавших епископов. Часто они участвовали в соборных деяниях в качестве советников в свите своих архиереев. Их голос также мог быть выслушан на Соборе. Известно, сколь важное значение имело для Вселенской Церкви участие в деяниях I Вселенского Собора св. Афанасия Великого, к-рый прибыл в Никею диаконом в свите своего епископа — свт. Александра Александрийского. Но соборные определения подписывались только епископами или их заместителями. Исключение представляют акты VII Вселенского Собора, подписанные помимо епископов также участвовавшими в нем монахами, не имевшими епископского сана. Это было связано с особым авторитетом монашества, приобретенным им благодаря твердому исповедническому стоянию за иконопочитание в предшествовавшую Собору эпоху иконоборчества, а также тому обстоятельству, что нек-рые из епископов, участвовавших в этом Соборе, скомпрометировали себя уступками иконоборцам. Подписи императоров под определениями В. С. имели принципиально иной характер, нежели подписи епископов или их заместителей: они сообщали оросам и канонам Соборов силу имперских законов.

Поместные Церкви были представлены на В. С. с разной полнотой. Во Вселенских Соборах принимали участие лишь немногие лица, представлявшие Римскую Церковь, хотя авторитет этих лиц был высок. На VII Вселенском Соборе крайне малочисленным, почти символическим, было представительство Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей. Признание Собора Вселенским никогда не обусловливалось пропорциональным представительством всех поместных Церквей.

Компетенция В. С. заключалась прежде всего в разрешении спорных догматических вопросов. Это преимущественное и почти исключительное право именно Вселенских, а не поместных Соборов. Опираясь на Свящ. Писание и Церковное Предание, отцы Соборов опровергли еретические заблуждения, противопоставив им посредством соборных определений правосл. исповедание веры. Догматические определения 7 Вселенских Соборов, содержащиеся в их оросах, обладают тематическим единством: в них раскрывается целостное тринитарное и христологическое учение. Изложение догматов в соборных символах и оросах непогрешимо; что отражает исповедуемую в христианстве непогрешимость Церкви.

В дисциплинарной области Соборы издавали каноны (правила), к-рые регламентировали церковную жизнь, и правила отцов Церкви, к-рые Вселенские Соборы принимали и утверждали. Кроме того они изменяли и уточняли ранее принятые дисциплинарные определения.

В. С. чинил суд над Предстоятелями автокефальных Церквей, др. иерархами и всеми лицами, принадлежавшими Церкви, анафематствовал лжеучителей и их приверженцев, выносил судебные постановления по делам, связанным с нарушениями церковной дисциплины или незаконным занятием церковных должностей. В. С. принадлежало также право выносить суждения о статусе и границах поместных Церквей.

Чрезвычайно труден вопрос о церковном приятии (рецепции) постановлений Собора, и в связи с этим о критериях вселенскости Собора. Внешних критериев для однозначного определения непогрешимости, вселенскости, Собора нет, ибо нет внешних критериев абсолютной Истины. Поэтому, напр., число участников того или иного Собора или число представленных на нем Церквей не являются главными при определении его статуса. Так, нек-рые из Соборов, не признаваемые Вселенскими или даже прямо осужденные как «разбойничьи», по числу представленных на них поместных Церквей не уступали Соборам, признанным Вселенскими. А. С. Хомяков связывал авторитет Соборов с приятием его постановлений христ. народом: «Почему же отвергнуты эти соборы, — писал он о разбойничьих сборищах, — не представляющие никаких наружных отличий от Соборов Вселенских? Потому единственно, что их решения не были признаны за голос Церкви всем церковным народом» (Полн. собр. соч. М., 18 863. Т. 2. С. 131). По учению прп. Максима Исповедника, святыми и признанными являются те Соборы, к-рые правильно излагают догматы. В то же время прп. Максим отвергал и цезарепапистскую тенденцию ставить вселенский авторитет Соборов в зависимость от ратификации их постановлений императорами. «Если прежние Соборы утверждаются приказаниями императоров, а не православной верой, — говорил он, — то были бы приняты и те Соборы, к-рые высказывались против учения о единосущии, поскольку они собирались по приказу императора… Все они, действительно, собирались по приказу императоров, и тем не менее все осуждены из-за безбожности кощунственно утвержденных на них учений» (Anast. Apocris. Acta // PG. 90. Col. 145).

Несостоятельны притязания римско-католич. экклезиологии и каноники, ставящих признание соборных деяний в зависимость от ратификации их Римским епископом. По замечанию архиеп. Петра (Л'Юиллье), «отцы Вселенских Соборов никогда не считали, что действительность принятых решений зависит от какой бы то ни было последующей ратификации… Меры, принятые на Соборе, становились обязательными немедленно после окончания Собора и считались неотменными» (Петр (Л'Юиллье), архим. Вселенские Соборы в жизни Церкви // ВРЗЕПЭ. 1967. N 60. С. 247−248). Исторически окончательное признание Собора вселенским принадлежало последующему Собору, а VII Собор признан Вселенским на Поместном К-польском Соборе 879 г.

Несмотря на то что последний, VII Вселенский, Собор состоялся более 12 столетий назад, нет никаких догматических оснований для утверждения принципиальной невозможности созыва нового В. С. или признания одного из бывших ранее Соборов Вселенским. Архиеп. Василий (Кривошеин) писал, что К-польский Собор 879 г. «как по своему составу, так и по характеру своих постановлений… носит все признаки Вселенского Собора. Подобно Вселенским Соборам, он вынес ряд постановлений догматико-канонического характера… Так, он провозгласил неизменность текста Символа веры без Filioque и анафематствовал всех, кто его изменяет» (Василий (Кривошеин), архиеп. Символические тексты в Православной Церкви // БТ. 1968. Сб. 4. С. 12−13).

Гимнография

Воспоминанию Вселенских Соборов посвящены неск. дней литургического года. Близкая к совр. система празднуемых памятей Вселенских Соборов присутствует уже в Типиконе Великой ц. IX—X вв. Гимнографические последования этих дней имеют много общих чтений и песнопений.

В Типиконе Великой ц. есть 5 памятей Вселенских Соборов, имеющих гимнографическое последование: в 7-ю неделю (воскресенье) по Пасхе — I-VI Вселенских Соборов (Mateos. Typicon. T. 2. P. 130−132); 9 сент.- III Вселенского Собора (Ibid. T. 1. P. 22); 15 сент.- VI Вселенского Собора (Ibid. P. 34−36); 11 октября — VII Вселенского Собора (Ibid. T. 1. P. 66); 16 июля — IV Вселенского Собора (Ibid. T. 1. P. 340−342). С последней памятью связана память Собора 536 г. против Севира Антиохийского в неделю после 16 июля. Кроме того, в Типиконе отмечаются еще 4 памяти Вселенских Соборов, не имеющие особого последования: 29 мая — I Вселенского Собора; 3 авг.- II Вселенского Собора; 11 июля — IV Вселенского Собора (вместе с памятью вмч. Евфимии); 25 июля — V Вселенского Собора.

В Студийском синаксаре, сравнительно с Типиконом Великой ц., количество памятей Вселенских Соборов было сокращено. По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., память Вселенских Соборов отмечается 3 раза в год: в неделю 7-ю по Пасхе — 6 Вселенских Соборов (Пентковский. Типикон. С. 271−272), 11 окт.- VII Вселенского Собора (вместе с памятью прп. Феофана песнописца — Там же. С. 289); в неделю после 11 июля — IV Вселенского Собора (одновременно даются указания о совершении памяти Собора в неделю до или после 16 июля — Там же. С. 353−354). В студийских Типиконах др. редакций — Евергетидском кон. XI в., южноитал., афонских, а также в ранних иерусалимских Типиконах память Вселенских Соборов празднуется один или два раза в году: во всех Типиконах указывается память Вселенских Соборов в неделю 7-ю по Пасхе (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 588−589; Arranz. Typicon. P. 274−275; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 301), в нек-рых южноитал. и афонских памятниках отмечается также память IV Вселенского Собора в июле (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 267; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 860).

В более поздних редакциях Иерусалимского устава оформилась система из 3 памятей: в неделю 7-ю по Пасхе, в октябре и в июле. В таком виде память Вселенских Соборов празднуется и согласно совр. печатному Типикону.

Память шести Вселенских Соборов в неделю 7-ю по Пасхе. Согласно Типикону Великой ц., в день памяти шести В. С. совершается праздничная служба. В субботу на вечерне читаются 3 паремии: Быт 14. 14−20, Втор 1. 8−17, Втор 10. 14−21. В конце вечерни поется со стихами Пс 43 тропарь плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа: «Препрославлен еси, Христе Боже наш, светила на земли отцы наша основавый». После вечерни совершается паннихис. На утрене на Пс 50 поются 2 тропаря: тот же, что и на вечерне, и 4-го гласа «Боже отец наших». После утрени читаются «провозглашения святых Соборов». На литургии чтения: прокимен Дан 3. 26, Деян 20. 16−18a, 28−36, аллилуиарий со стихом из Пс 43, Ин 17. 1−13, причастен — Пс 32. 1.

В студийских и иерусалимских Типиконах разных редакций, включая совр. печатные издания, система чтений в неделю 7-ю по Пасхе не претерпела значительных изменений сравнительно с Типиконом Великой ц. За богослужением поются 3 гимнографических последования — воскресное, попразднства Вознесения Господня, св. отцов (в Евергетидском Типиконе последование попразднства представлено только частично — самогласны и тропарь; на утрене каноны воскресные и св. отцов). По Студийско-Алексиевскому, Евергетидскому и всем иерусалимским Типиконам, на литургии поются изобразительны, на блаженнах — воскресные тропари и тропари из утреннего канона св. отцов (песнь 3-я по Студийско-Алексиевскому, 1-я — по Евергетидскому Типикону); в южноитал. Типиконах указывается пение блаженн с тропарями (из канона) св. отцов, затем — вседневные антифоны, припевом к 3-му антифону служит тропарь св. отцов: «Препрославлен еси»

Согласно совр. греч. приходскому Типикону (Biolakis. Tupikon. S. 85, 386−387), в неделю 7-ю отмечается память I Вселенского Собора; всенощное бдение не совершается.

Память III Вселенского Собора 9 сент. указана в Типиконе Великой ц., с богослужебным последованием: на Пс 50 тропарь плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа: «Святейшую херувимов», тяжелого, т. е. 7-го, гласа: «Радуйся, благодатная Богородице Дево, убежище и предстательство». На литургии: прокимен из Пс 31, Евр 9. 1−7, аллилуиарий со стихом Пс 36, Лк 8. 16−21, причастен Притч 10. 7. В студийских и иерусалимских Типиконах этой памяти нет.

Память VI Вселенского Собора 15 сент. По Типикону Великой ц., последование св. отцов в этот день включает: тропарь «Боже отец наших», чтения на литургии: прокимен из Пс 31, Евр 13. 7−16, аллилуиарий со стихом Пс 36, Мф 5. 14−19, причастен Пс 32. 1. Перед Апостолом на литургии предписывается читать орос VI Вселенского Собора.

В Студийском и Иерусалимском уставах эта память отсутствует, но нек-рые памятники указывают чтение ороса VI Вселенского Собора в неделю после праздника Воздвижения Креста 14 сент. (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 329; Типикон. Венеция, 1577. Л. 13 об.). Кроме того, в рукописях встречается описание особого чина «в Трулльской палате», совершающегося накануне Воздвижения после вечерни и включающего антифоны из стихов Пс 104 и 110 и аккламации в честь архиерея и императора, что также может быть следом празднования памяти VI Вселенского Собора (Lingas. Festal Cathedral Vespers in Late Byzantium // OCP. N 63. 1997. P. 436; Hannick Chr. Еtude sur lakoluthia asmatike" // JЦB. 1970. Bd. 17. S. 247, 251).

Память VII Вселенского Собора в октябре. В Типиконе Великой ц. эта память указана 11 окт., последование не приводится, но указывается совершение торжественной службы в Великой ц., с совершением паннихис после вечерни.

Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, память св. отцов отмечается 11 окт., последование св. отцов соединяется с последованием прп. Феофана песнописца. На утрене поется «Бог Господь» и тропари. Нек-рые песнопения заимствованы из последования недели 1-й Великого поста: тропарь 2-го гласа «Пречистому Ти образу», кондак 8-го гласа «Несписанное Слово Отчее». По 3-й песни канона указаны ипакои. На литургии чтения: прокимен из Пс 149, Евр 9. 1−7, аллилуиарий со стихом Пс 43, Лк 8. 5−15. Указания слав. студийских Миней соответствуют Студийско-Алексиевскому Типикону (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 18; Ягич. Служебные Минеи. С. 71−78).

В Евергетидском, южноитал., ранних иерусалимских Типиконах октябрьской памяти VII Вселенского Собора нет. Она снова начинает указываться в более поздних редакциях Иерусалимского устава, среди марковых глав (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 174, 197, 274, 311, 340; Мансветов И. Д. Церковный устав (типик). М., 1885. С. 411; Типикон. Венеция, 1577. Л. 102; Типикон. М., 1610. 3-я марковая гл. Л. 14−16 об.), впосл. указания марковой главы переносятся в месяцеслов. Последование на этот день полностью отличается от приводимого в Студийско-Алексиевском Типиконе и студийских Минеях и во многом повторяет последование 7-й недели по Пасхе. Соединяются последования воскресное и св. отцов, подобно соединению с последованием святого, поемого на 6 (см. ст. Знаки праздников месяцеслова), с нек-рыми особенностями: чтение паремий, пение тропаря св. отцов по «Ныне отпущаеши». Последование св. дня переносится на др. день или на повечерие. В московских изданиях иерусалимского Типикона (с XVII в. до наст. времени) заметна тенденция к повышению статуса памяти св. отцов за счет изменения соотношения песнопений Октоиха и св. отцов. На вечерне читаются те же чтения, что и по Типикону Великой ц. Чтения на литургии указываются различные: греч. старопечатный Типикон — Тит 3. 8−15, Мф 5. 14−19 (прокимен, аллилуиарий и причастен не указаны — Типикон. Венеция, 1577. Л. 17, 102); московские издания, старопечатные и совр.: прокимен Дан 3. 26, Евр 13. 7−16, аллилуиарий со стихом Пс 49, Ин 17. 1−13, причастен Пс 32. 1 (Типикон. М., 1610. Марковая гл. 3. Л. 16 об.; Типикон. [Т. 1.] С. 210−211).

В совр. греч. приходском Типиконе (Biolakis. Tipikon. S. 84−85) эта память празднуется в неделю после 11 окт., всенощное бдение не совершается. Устав службы в целом соответствует приведенному в иерусалимских Типиконах. Чтения на литургии — Тит 3. 8−15, Лк 8. 5−15.

Память В. С. в июле. По Типикону Великой ц., 16 июля празднуется память IV Вселенского Собора, последование включает в себя тропари: на вечерне и утрене 4-го гласа «Боже отец наших» на литургии того же гласа «Соборной Церкви догматы». Чтения на литургии: прокимен из Пс 149, Евр 13. 7−16, аллилуиарий со стихом Пс 43, Мф 5. 14−19, причастен Пс 32. 1. После Трисвятого читается орос IV Вселенского Собора.

Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, память IV Вселенского Собора празднуется в неделю после 11 июля — памяти вмч. Евфимии, или же в воскресный день до или после 16 июля. Соединяются последования воскресное, св. отцов и дневного святого, последование св. отцов включает тропарь (тот же, что и в Типиконе Великой ц. 16 числа): «Соборныя церкви заповеди» и канон. В качестве песнопения св. отцов используется стихира вмч. Евфимии «Процветшия добродетельми» (в совр. книгах — стихира на «Слава» на вечерней стиховне). На литургии чтения: прокимен из Пс 149, Евр 13 7−16, аллилуиарий со стихом Пс 43, Мф 5. 14−19 (причастен не указан).

Дальнейшая история июльской памяти Вселенских Соборов сходна с октябрьской; она отсутствует в большинстве студийских и в ранних иерусалимских Типиконах. В Типиконе Георгия Мтацминдели XI в., отражающем афонскую редакцию Студийского устава, расположение июльских памятей Соборов (см. ниже) и их последования во многом следуют за Типиконом Великой ц. 16 июля — память IV Вселенского Собора, последование включает в себя: 3 чтения на вечерне, 2 тропаря (что и в Типиконе Великой ц.), на литургии служба на выбор: как в 7-ю неделю по Пасхе или как по Типикону Великой ц. 16 июля.

В иерусалимских Типиконах устав июльской службы на память шести Вселенских Соборов описывается в марковых главах, вместе с октябрьской памятью или отдельно от нее, впосл. эти указания были перенесены в месяцеслов. Согласно старопечатному греч. Типикону (Типикон. Венеция, 1577. Л. 55 об., 121 об.), 16 июля празднуется память шести Вселенских Соборов, устав службы как у шестеричного святого. На литургии служба та же, что и по Типикону Великой ц. в неделю после 16 июля (Евангелие — Мф 5. 14−19, причастен Пс 111. 6b). В московских печатных изданиях Типикона указано совершать память шести В. С. в неделю до или после 16 июля. Устав службы и чтения на вечерне и литургии — как и на октябрьскую память (Типикон. М., 1610. Л. 786 об.- 788 об.; Типикон. [Т. 2.] С. 714−716).

Согласно совр. греч. приходскому Типикону (Biolakis. Tipikon. S. 85, 289−290), в неделю до или после 16 июля (13−19 июля) отмечается память IV Вселенского Собора. Служба совершается так же, как и на октябрьскую память. На литургии Евангелие — Мф 5. 14−19.

Иконография

Изображения Вселенских Соборов существовали в монументальной живописи уже в доиконоборческое время. Цикл из 6 Вселенских Соборов с многочисленными портретами участников украшал стены имп. дворца в К-поле. В нач. VIII в. император-монофелит Филиппик Вардан (711−713) приказал уничтожить во дворце изображение VI Вселенских Соборов, осудившего монофелитство. На своде расположенных напротив дворца ворот Милиона он распорядился изобразить 5 Вселенских Соборов, свой портрет и портрет патриарха-еретика Сергия. В 764 г. при императоре-иконоборце Константине V эти изображения были заменены сценами на ипподроме. О действиях имп. Филиппика Вардана сообщил Римскому папе Константину диак. Агафон, после чего в старой базилике св. Петра в Риме папа Константин повелел изобразить 6 Вселенских Соборов. Изображения 6 Вселенских Соборов находились также в нартексе ц. ап. Петра в Неаполе (766−767).

Самыми ранними дошедшими до наст. времени изображениями Вселенских Соборов являются мозаики центрального нефа базилики Рождества Христова в Вифлееме (680−724). На сев. стене сохранились изображения 3 из 6 поместных Соборов, на юж. — фрагменты восстановленного в 1167—1169 гг. при имп. Мануиле I Комнине изображения Вселенских Соборов. Сцены носят символический характер — лишены каких бы то ни было фигурных изображений. На сложных архитектурных фонах в виде аркад, завершающихся башенками и куполами, под центральными арками изображены Престолы с Евангелиями, выше помещены тексты соборных постановлений и кресты. Каждое изображение Вселенского Собора отделяется от другого растительным орнаментом.

Следующее по времени изображение находится в рукописи Слов свт. Григория Богослова (Parisin. gr. 510. Fol. 355, 880−886 гг.), где представлен I К-польский Собор (II Вселенский). В центре на царском троне с высокой спинкой изображено раскрытое Евангелие, ниже на церковном Престоле закрытая книга между 2 свитками с изложением обсуждаемых учений. По сторонам сидят участники Собора: правую группу возглавляет имп. Феодосий Великий, изображенный с нимбом, все епископы представлены без нимбов. В этой композиции сочетаются предшествующая традиция изображения Вселенских Соборов с Евангелием в центре и восстановленный обычай — представление портретов участников Собора.

7 Вселенских Соборов изображены в нартексе собора мон-ря Гелати (Грузия), 1125−1130 гг. Все сцены единообразны: в центре на престоле император, по сторонам сидят епископы, ниже стоят остальные участники Собора, еретики изображены справа.

Традиция размещения цикла Вселенских Соборов в нартексах церквей получила широкое распространение на Балканах, где изображение часто дополнено представленным по той же схеме серб. Собором. Семь Вселенских Соборов изображены в церквах: Св. Троицы мон-ря Сопочани (Сербия), ок. 1265 г.; Благовещения в мон-ре Градац на Ибаре (Сербия), ок. 1275 г.; прп. Ахиллия, еп. Лариссы в Арилье (Сербия), 1296 г.; Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310−1313 гг.; вмч. Димитрия, Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия) 1345 г.; Богоматери мон-ря Матейче, близ Скопье (Македония), 1355−1360 гг.; Богоматери в мон-ре Любостиня (Сербия), 1402−1405 гг. 6 Вселенских Соборов (нет седьмого) изображены в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1350 г.

В рус. искусстве самым ранним дошедшим изображением Вселенских Соборов является цикл в Рождественском соборе Ферапонтова мон-ря (1502). В отличие от визант. традиции Вселенские Соборы изображены не в нартексе, а в нижнем регистре росписи стен наоса (на юж., сев. и зап. стенах). Так же на стенах наоса расположены композиции: в Успенском соборе Московского Кремля (на юж. и сев. стенах), 1642−1643 гг.; соборе Св. Софии в Вологде, 1686 г.; в Благовещенском соборе Сольвычегодска (на сев. стене), 1601 г. В кон. XVII в. цикл В. С. помещают на папертях, напр., в галерее собора Спаса-Преображения Новоспасского мон-ря в Москве. 7 Вселенских Соборов изображены также в верхнем регистре иконы «Премудрость созда себе храм» (Новгород, 1-я пол. XVI в., ГТГ).

Иконография сцен полностью сложилась к нач. XII в. В центре на престоле изображается император, председательствующий на Соборе. По сторонам сидят св. епископы. Ниже 2 группами стоят участники Собора, еретики изображаются справа. Над сценами обычно помещаются тексты, содержащие сведения о Соборе. Согласно Ерминии Дионисия Фурноаграфиота Соборы пишутся так: I Вселенский Собор — «Среди храмины под осенением Св. Духа, сидят: Царь Константин на престоле, по обе стороны его святители в архиерейском облачении — Александр патриарх Александрийский, Евстафий Антиохийский, Макарий Иерусалимский, св. Пафнутий Исповедник, св. Иаков Низибийский [Нисибинский], св. Павел Неокесарийский и другие святители и отцы. Пред ними стоят изумленный философ и св. Спиридон Тримифунтский, одну руку простерший к нему, а другою сжимающий черепицу, из которой выходят огонь и вода; и первый стремится вверх, а вторая по перстам святого стекает на пол. Тут же стоят Арий, в священническом облачении и пред ним святитель Николай, грозный и встревоженный. Единомышленники Ария сидят ниже всех. В стороне сидит св. Афанасий диакон, молодой, безбородый и пишет: Верую во единаго Бога, до слов: и в Духа Святаго»; II Вселенский Собор — «… царь Феодосий Великий на престоле и по обе стороны его святые — Тимофей Александрийский, Мелетий Антиохийский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, патриарх Константинопольский, который пишет: и в Духа Святаго (до конца), и другие святители и отцы. Еретики же македониане сидят особо и разговаривают между собою»; III Вселенский Собор — «… царь Феодосий младший на престоле, юный, с бородою едва показавшеюся, и по обе стороны — святой Кирилл Александрийский, Ювеналий Иерусалимский и другие святители и отцы. Пред ними стоят Несторий пожилой, в архиерейской одежде и единомышленные с ним еретики»; IV Вселенский Собор — «… царь Маркиан, старец, на престоле, окруженный сановниками, имеющими на главах златочервленные повязки (скиадии) и по обе стороны его — святой Анатолий, патриарх Константинопольский, Максим Антиохийский, Ювеналий Иерусалимский, епископы Пасхазиан [Пасхазин] и Луцензий [Луценций] и пресвитер Вонифатий [Бонифаций] - поверенные местоблюстители Льва папы римского и другие святители и отцы. Пред ними стоят Диоскор в архиерейском облачении и Евтихий и разговаривают с ними»; V Вселенский Собор — «… царь Иустиниан на престоле и по обе стороны от него — Вигилий, папа римский, Евтихий Константинопольский и другие отцы. Пред ними стоят еретики и разговаривают с ними»; VI Вселенский Собор — «… царь Константин Погонат, с проседью в длинной раздвоенной бороде, на престоле, за которым видны копьеносцы, и по обе стороны от него — св. Георгий патриарх константинопольский и папские местоблюстители, Феодор и Георгий, другие отцы. С ними разговаривают еретики»; VII Вселенский Собор — «… царь Константин — отрок и мать его Ирина и держат, Константин — икону Христа, Ирина — икону Богоматери. По обе стороны их сидят св. Тарасий, патриарх Константинопольский и папские местоблюстители Петр и Петр епископы, и другие отцы, держащие иконы; среди них один архиерей пишет: аще кто не поклоняется иконам и честному кресту, анафема да будет» (Ерминия ДФ. С. 178−181).

В рус. традиции, зафиксированной в иконописных подлинниках (Большаковский), в композицию I Вселенского Собора включается «Видение свт. Петра Александрийского» (в росписи Ферапонтова мон-ря изображено отдельно в 2 сценах на юж. и зап. стенах). IV Вселенский Собор изображается с чудом вмц. Евфимии Всехвальной и представлена ее гробница, в композицию III Вселенского Собора, осудившего Нестория, включен эпизод совлечение с него ризы.

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=52 833&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru