Русская линия
Православие и современностьСвященник Георгий Максимов30.05.2008 

Мусульманское представление об Иисусе Христе в сравнении с христианским

Нередко можно услышать о том, что мусульмане «признают и почитают Иисуса Христа». Иногда даже указывается, что это «сближает две мировые религии».

Но в действительности внимательное изучение и сравнение того, что говорят об Иисусе Христе мусульмане, а что — христиане, показывает, что это скорее можно отнести к отличиям двух религий, чем к сходствам.

В конце концов, и в Талмуде тоже есть слова об Иисусе Христе, но из-за их характера вряд ли кто-то назовет это пунктом, сближающим христианство и раввинистический иудаизм.

Хотя, в отличие от иудеев, мусульмане относятся к упоминаемому в Коране Иисусу с почтением, однако представляют они себе Его настолько иначе, что некоторые христианские исследователи ставили под сомнение вопрос о том, насколько оправданно отождествлять Иисуса Христа, о котором известно из Нового Завета, с Иисусом, о котором говорится в Коране.

Ведь, допустим, если человек, открыв незнакомую книгу современного автора, увидит, что главный действующий персонаж носит такое же имя и фамилию, как и сам читатель, однако сам характер его и биография сильно отличаются, — вряд ли он подумает, что автор таким образом «почтил его», скорее примет это за совпадение в именах и не более того.

Чтобы позволить читателю решить, чего же больше — отличий или сходств, мы произведем обзор христианского учения об Иисусе Христе, и мусульманского.

Многие образованные мусульмане признают принципиальное отличие мусульманских представлений об Иисусе Христе от христианских, и пытаются обосновать истинность своих представлений, критикуя христианские. В том числе ими даже снято уже несколько фильмов — «Христос глазами мусульман», «Иисус, Дух Божий», «Пророк Иса», где популяризируются эти мусульманские представления.

Поэтому в статье будет также приведено объяснение логики христианского учения о Господе Иисусе Христе, а также рассказано, почему христиане не могут согласиться с мусульманскими представлениями о Нем.

Как мусульмане учат об Иисусе Христе?

В арабской транскрипции имя Иисуса Христа звучит как Иса аль-Масих (это прямая передача еврейского «Иешуа Машиах»). Мусульмане признают, что Христос родился чудесным образом от Девы Марии (Коран 3, 45, 47).

В отличие от Евангелия, где подчеркивается, что воплощение Иисуса произошло только после того как Дева Мария добровольно дала согласие, по версии Корана ее согласия никто и не спрашивал, и ангел Джибрил явился для того, чтобы сообщить ей приказ Аллаха, который обсуждению не подлежит. При этом, в отличие от христиан, мусульмане не считают, что Мария сохранила девство после родов, то есть отрицают ее Приснодевство, а также считают, что во время родов она мучалась и кричала: «о, если бы я умерла раньше этого и была забыта» (Коран 19, 23).

Мусульмане думают, что Иисус был обычным человеком, подобным Адаму (Коран 3, 59) и имел пророческую миссию. Он был послан только к израильскому народу со следующим откровением: «Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему!» (Коран 5, 117), а также: «О сыны Израиля! Я — посланник Аллаха к вам, подтверждающий истинность того, что ниспослано до меня в Торе, и благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому будет Ахмад» (Коран 61, 6). Ахмад — это одна из форм имени Мухаммед.

В исламе признается, что Иисус творил чудеса: «Я пришел к вам со знамением от вашего Господа. Я сотворю вам из глины по образу птицы и подую в нее, и станет это птицей по изволению Аллаха. Я исцелю слепого, прокаженного, и оживлю мертвых с дозволения Аллаха. Я сообщу вам, что вы едите и что сохраняете в ваших домах. Поистине, в этом — знамение для вас, если вы верующие!» (Коран 3, 49). Кроме того, среди чудес Его в Коране упоминается то, что Он говорил, будучи младенцем[1], а также что по Его молитве Аллах спустил с неба стол с трапезой, дабы убедить апостолов (Коран 5, 111−115).

В Коране говорится о том, что Иисус получил от Аллаха писание под названием Евангелие, «в котором — руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе» (Коран 5, 46), а также, что Аллах Иисуса «подкрепил духом святым» (Коран 2, 87).

В исламе категорически отрицается, что Иисус — Бог и Сын Божий: «Не веруют те, которые говорят, что Иисус, сын Марии — это Бог. Скажи: „Кто же властен чем-нибудь у Аллаха, если Он захочет погубить Иисуса, сына Марии, и его мать, и тех, кто на земле, всех?“» (Коран 5, 17), «И сказали христиане: „Христос — Сын Божий“. Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах! До чего они отвращены!» (Коран 9, 30). «Иисус Христос, сын Марии, — только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марии, и дух Его… Поистине, Аллах — только единый бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок» (Коран 4, 171).

Мусульмане, пытаясь объяснить очевидное противоречие Корана и Евангелия, говорят, что будто бы христиане первых веков не исповедовали Триединого Бога, не почитали Христа ни Богом, ни Сыном Божиим (а только пророком), что Он не был распят и, соответственно, не был ни Искупителем, ни Спасителем человечества, но все это появилось намного позднее — в III и IV веках, как искажение Его первоначального учения. По их словам, под влиянием этих искажений и был впоследствии будто бы испорчен первоначальный текст Евангелия.

Вот только некоторые, самые типичные примеры такого рода заявлений: «Христос пришел с истинной религией, но те, кто были после него, обожествили его и смешали его чистое учение с тем ложным, что шло от них самих, и придумали новую религию, которую назвали? христианством?[2]. Иисус передал своему народу устно ниспосланное ему Евангелие в его изначальном виде. Апостолы также проповедовали его устно. Затем они смешали в нем изложение жития своего пророка с ниспосланными псалмами Евангелия[3]».

Также в исламе отрицается распятие и смерть Иисуса: «и за их слова: „Мы ведь убили Иисуса Христа, сына Марии, посланника Аллаха“, а они не убили его и не распяли, но это только представилось им… Они не убивали его… нет, Аллах вознес его к Себе: ведь Аллах велик, мудр!» (Коран 4, 157−158).

Мусульмане признают, что иудеи хотели распять Иисуса, но считают, что они будто бы по ошибке распяли другого человека, а Аллах восхитил к себе Иисуса и он находится сейчас на небе. Перед концом мира он явится второй раз, убьет злодея Даджаля, станет проповедовать ислам.

Мухаммед учил: «Скоро, очень скоро сын Марии сойдет к вам, как судья справедливый. Он разобьет кресты, убьет свиней, отменит налог с иноверцев и настолько умножит богатство, что никто уже не будет желать его» (Бухари 4.55.657). Поскольку мусульмане считают, что христиане исказили учение Христа, то естественно, что по их представлениям, явившийся «Иса» будет противоборствовать христианству — отсюда мотив «ломания крестов», а также убеждение, что «в день воскресения он будет свидетелем против них (христиан)» (Коран 4, 159).

В другом хадисе Мухаммед говорит: «Когда Иисус, сын Марии придет, он женится, у него будут дети. Он пребудет на земле 45 лет и будет похоронен со мной, в моей могиле. И я восстану вместе с Иисусом из той же могилы». Сказывают, что Иисус женится на женщине арабского племени после того, как убьет Даджаля. Она ему родит девочку, которая умрет. И он сам умрет через несколько лет[4].

После этого «Ису» похоронят в Медине, где для него специально подготовлена могила. Завещание Мухаммеда о том, что нужно оставить по левую руку от него место для Иисуса, было исполнено, и оно сохраняется до сих пор.

Каковы отличия от христианского учения?

Часто мусульмане искренне не могут понять христианского учения о Боговоплощении. Это, как правило, проистекает из того, что они не задумываются об отличии понятия «природа» от понятия «личность».

Что имеется в виду?

Например, если человек вдруг потеряет руку или ногу, то он не перестанет быть собой. Если человек потеряет память в результате амнезии, его личность останется той же. Если он потеряет интеллектуальные способности, его личность останется той же. А значит, ни части тела, ни само тело, ни память, ни ум не являются личностью. Это все — принадлежность человеческой природы. А личность — это «я», которое обладает этой природой. Можно сказать, что природа человека — это все, отвечающее на вопрос «что?», а личность — на вопрос: «кто?». Это различие личности и природы есть во всех разумных существах.

Есть оно и в Боге. Поэтому христиане могут говорить, что Бог — один, ибо Он один по природе, и что Бог — Троичен, ибо у одной божественной природы есть Три Лица-Личности: Отец, Сын и Святой Дух.

И вторая Личность Троицы две тысячи лет назад воплотилась на Земле. Это и есть Иисус Христос.

Именно из-за непонимания отличия природы от личности, мусульмане не понимают этого факта. Те из них, кто полемизирует с христианством, любят приводить цитаты из Евангелия, говорящие о человечестве Христа, и думают, будто тем самым смогли опровергнуть учение христиан о Боговоплощении.

Но для самих христиан никакого «опровержения» и «противоречия» здесь нет, ибо, став человеком, Христос не перестал быть Богом, он не «превратился» из Бога в человека и не смешал божественную природу с человеческой в какой-либо гибрид — нет! Он просто включил человеческую природу, рожденную от девы Марии, в Свою Личность. Он одновременно истинный Бог и истинный человек, и то, что в Евангелии освещается то одно, то другое, не составляет противоречия.

Представим, что в некотором рассказе описывается жизнь инженера. Затем упоминается, что он — отец семейства. И вот, какой-нибудь читатель станет возмущаться: «Ну как он может быть отцом, если на предыдущей странице ясно сказано, что он — инженер?». Над таким читателем всякий посмеется, ибо всякий знает, что одна и та же человеческая личность может быть одновременно и инженером, и отцом, и никакого противоречия в этом нет. Вот и для Богочеловека Христа столь же естественно, что Он одновременно и Бог, и человек.

Христианство возвещает о великом чуде Божием — истинном вочеловечении Бога. Не переставая быть Богом, Он воспринял человеческую природу и избавил ее от всех недостатков, изъянов и искажений — довел ее до полного совершенства, поднял на сверхъестественный уровень. И теперь мы можем соединиться с этой обновленной природой и исцелять собственную, искаженную последствиями первоначального адамова греха и пораженную личными грехами.

Иногда некоторые мусульмане спрашивают христиан: зачем для спасения людей Бог избрал именно такой способ, разве Он не мог избрать какой-нибудь другой? По этому поводу еще полторы тысячи лет назад блаженный Августин остроумно заметил: «Есть неразумные люди, которые говорят: разве Божия Премудрость не могла иным образом избавить людей, кроме как тем, что соделалась человеком, родившись от жены и претерпев все то зло от грешников? Мы им отвечаем: конечно, могла; но если бы Она и иначе поступила, то вашему неразумию и это бы не понравилось».

И действительно, если задуматься, то типологически это такой же вопрос, как и: «Почему Бог создал мир и человека именно таким? Неужели не мог он сделать человека трехногим и крылатым или еще каким-нибудь?». Для искренне верующего человека этого вопроса не стоит: ясно, что всемогущий Господь мог и иначе устроить мир и спасти грешного человека, но раз Он устроил все именно таким образом, то ясно, что Он избрал для нас самое наилучшее. Потому что Бог любит Свое творение.

Важно знать, что Его решение спасти людей через воплощение, страдание, смерть и воскресение было совершенно свободным и добровольным, не обусловленным никакой внешней необходимостью или неизбежностью. Он избрал для нас лучшее и сделал так по любви к нам. Одно из ключевых понятий в христианстве — Бог есть любовь (1Ин. 4, 8). А любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою (1Ин. 3, 16).

Итак, для христиан Иисус Христос — это не «учитель нравственности» и не «простой пророк», а вечный Бог, Второе Лицо Святой Троицы. Царство Его — царство всех веков, и владычество Его во всяком роде. Он наш Господь, как наш Искупитель и Глава Церкви.

Имя Иисус значит Спаситель. Он спас людей от греха, проклятия и смерти. Как мы помним, первые люди, Адам и Ева, отпали от Бога, совершив грех. В результате этого сама человеческая природа исказилась.

И вот, по Своей любви и сострадательной милости, Господь Сам вступается за Свое творение. Три преграды стояло перед Ним. Первая — пропасть между Божественной и человеческой природами. Ибо сказано было Моисею: человек не может увидеть Меня и остаться в живых (Исх. 33, 20).

Вторая преграда — грех, который не может быть проигнорирован Святым Богом. Ведь Праведный Творец не может оставить преступление без наказания.

А третья преграда — смерть, разрушающая природу человека.

И вот Господь Иисус Христос приходит, чтобы уничтожить эти преграды, спасти человека и сделать его богом по благодати.

Вечный Сын принимает плоть от Девы Марии, Которая родила Его без участия мужчины силой Животворящего Духа. Единая Личность Сына Божия начинает существовать в двух природах, соединенных неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно. Так что Христос, оставаясь совершенным Богом, стал совершенным Человеком, имеющим человеческую душу, ум, волю. Он не имел лишь первородного греха, да и Сам не сделал никакого зла. Таким образом, через Боговоплощение была преодолена первая преграда — разница природ. Обе сущности, не уничтожая друг друга, соединились в Одной Божественной Личности, и теперь через Христа мы получили доступ к Отцу.

Христос пришел в мир и дал новый закон, закон любви, но главное Его дело — это избавление людей от зла и греха, а для этого необходима была смерть. Ведь жизнь можно купить только ценой жизни. И вот Иисус Христос, чтобы уничтожить преграду греха, добровольно берет на Себя грехи всего мира. Невинный Праведник умирает за виновных, берет на Себя их наказание и проклятие. Его кровь становиться выкупом за наши грехи. Он отдает кровь за кровь, душу за душу, тело за тело: Наказание мира нашего было на Нем, и раной Его мы исцелились (Ис. 53, 5).

Он исправляет древнее непослушание Адама, будучи послушен Отцу до смерти, и становится новым Адамом, родоначальником искупленного человечества. И так явилась справедливость Бога, ибо победил врага сатану не просто Бог, но Человек. Та же природа, которая была взята в плен в раю, победила на Кресте.

Он истинно умер и был погребен. Его душа отделилась от тела и сошла в ад. И ад был разрушен явлением Божественного Сияния. Веровавшие во Христа праведники взошли в рай, и с тех пор туда вновь появилась дорога, закрытая преступлением первых людей. Так рухнула вторая стена между Богом и людьми — стена греха, и так исчезла причина смерти, не отпускавшей от себя человека.

И в третий день, в воскресную ночь, Он силой Своего Божества воскрес из мертвых. Воскресший Иисус стал Первенцем из мертвых, Начатком, то есть первым снопом нового урожая воскресших. Смерть была уничтожена, и с Пасхального утра началось обратное движение в истории человечества — процесс воскресения всех умерших. Так рухнула последняя стена между Творцом и людьми. Через таинство крещения соединяясь с безгрешным Христом, люди освобождаются от первородного греха и получают бессмертие. Те, кто приходит к Нему, воскреснут, как и Он, и будут царствовать с Ним вечно.

Такова логика и смысл христианского учения об Иисусе Христе, которого многие мусульмане, к сожалению, не понимают, и из-за этого нередко в их среде возникают искаженные представления о вере православных христиан.

Как уже было сказано, мусульмане верят в то, что будто бы ранние христиане не признавали Христа Богом и Сыном Божиим, не знали о Его распятии и смерти, и не верили в Триединого Бога, но лишь века спустя стали появляться такие учения. Почему христиане не могут согласиться с такими утверждениями?

Этому есть три объективных причины.

Во-первых, указанное мусульманское утверждение совершенно антиисторично. Даже если не брать в расчет новозаветные тексты, которые были составлены в I веке современниками и очевидцами Христа[5] и употреблялись в общине, где очевидцы-апостолы пользовались огромным авторитетом, — даже и без них от I и начала II веков по Р.Х. сохранилось немало текстов, написанных ранними христианами. И вот что мы в них видим.

Святитель Климент Римский, лично знавший апостолов Петра и Павла, в конце I века пишет: «Братья! Об Иисусе Христе вы должны помышлять, как о Боге и судье живых и мертвых» (2 послание к Коринфянам, I). «Обратим внимание на кровь Христа, — и увидим, как драгоценна пред Богом кровь Его, которая была пролита для нашего спасения, и всему миру принесла благодать покаяния» (1 послание к Коринфянам, VII). «О Сыне же Своем так сказал Господь: „Сын Мой Ты, Я ныне родил Тебя „(Пс. 2, 7−8)“ (1 послание к Коринфянам, XXXVI).

Священномученик Игнатий Богоносец, пострадавший в 107 г., лично знавший апостолов Петра и Иоанна, и, по преданию, видевший в детстве Самого Спасителя, так свидетельствует перед казнью: „Един есть врач, плотский и духовный, рожденный и безначальный, во плоти явившийся Бог Иисус Христос, Господь наш“ (К Ефесянам, VII), „уготованные в здание Бога Отца; вы возноситесь на высоту орудием Иисуса Христа, то есть, крестом, посредством верви Святого Духа; вера ваша влечет вас на высоту, а любовь служит путем, возводящим к Богу“ (К Ефесянам, IХ).

И не только письменность, но и археология дает нам тому подтверждения. Например, недавно обнаружен был в Крыму крест, высеченный на стене христианами I века, чего они, разумеется, не стали бы делать, если бы Христос не был распят, и если бы Его распятию не придавали бы особого, священного значения.

Свидетельством подобного же рода, но более поздним, является однавосточная гемма с рисунком рыбы и надписью: „Иисус Христос, защити![6]“. Почему рыба? Потому что монограмма „ИХТИС“ (по-гречески „рыба“), ранними христианами расшифровывалась как Ihsouj Cristoj Qeou Uioj Soter (Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель). Первые „ихтисы“, обнаруженные на стенах древних катакомб христиан, восходят ко второй половине I века[7].

Наконец, о том же со всей очевидностью свидетельствуют языческие и иудейские писатели первых двух веков по Р.Х., которых никак нельзя заподозрить в намеренном искажении фактов в выгодном для христиан свете.

Сириец Мара Бар Серапион (73г.) в своем „Письме к сыну“ пишет: „Что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло их царство? Ибо по правде отмстило Божество… иудеи, покинутые и прогнанные из царства своего, рассеяны по всякой стране. Не навеки погиб мудрый Царь — Он продолжает жить в Своем учении[8]“.

Иосиф Флавий (93г.): „В то время был мудрый человек, называвшийся Иисусом. Был Он праведен и известен добродетелью. И многие из числа евреев и других народов стали Его учениками. Пилат приговорил Его к смерти на кресте. И те, кто стали Его учениками, не отвергли Его учения. По их словам, Он явился к ним живым через три дня после распятия; потому и был Он, возможно, тем Мессией, о Котором говорили пророки, описывая чудеса. Племя же христиан, получивших от Него свое имя, живо и до сего дня (Древности 18.33)[9]“;

Плиний Младший, будучи проконсулом Вифинии, производил обстоятельное исследование христианства; и вот что он в итоге пишет императору Траяну в 111 г.: „Вся вина их (христиан) состояла в том, что они сходились в известные дни и пели песнь Христу как Богу (письмо N96)[10]“.

Публий Корнелий Тацит (115г.): „Виновник этого имени (христианского), Христос, был подвергнут смертной казни при управлении Тиверия прокуратором Понтием Пилатом (Анналы, 15 кн. 4 гл.)“.

Вавилонский Талмуд, раздел Санхедрин (II век): „Вечером накануне Пасхи они повесили Иисуса из Назарета[11]“, и в другом месте: он „был 33-х лет, когда Пинтий Грабитель (т.е. Понтий Пилат) убил его… Говорят, его мать была из рода царей, но стала женой плотника[12]“. Также в Талмуде написано об Иисусе: „Рабби Елизар сказал: Смотря в будущее, Валаам видел, что будет сын женщины, который возвысится и постарается сделать себя Богом и совратит весь мир… и обманно скажет, что уйдет, но снова вернется в конце[13]“.

Император Адриан (130г.) в своем письме к Сервиану кратко замечает об александрийцах, что некоторые из них „боготворят Христа[14]“.

Марк Корнелий Фронтон (140г.): „Говорят также, что они (христиане) почитают человека, наказанного за преступление страшным наказанием, и бесславное древо креста[15]“.

Цельс (150г.), полагая распятие Иисуса позором христианства, говорит „о голосе с креста при последнем вздохе, и о землетрясении, и о мраке[16]“; он же замечает в одном месте, что христиане „допускают многие Лица в Боге[17]“ и цитирует в другом слова христианских проповедников: „Я Бог, Я Сын Божий, Я Божественный Дух…[18]“; и еще: „Иисус, возвратившись из Египта, объявил Себя Богом“, и в другом месте: „Христиане ставят евреям в вину то, что они не веруют в Иисуса как в Бога[19]“.

Лукиан Самосатский (160г.) пишет, что „они (христиане) обожают своего распятого мудреца и живут по Его закону[20]“, и что Он „был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ (христианство) (О смерти Перегрина)[21]“.

В свете этих фактов очевидно, что вера в то, что Иисус есть воплотившийся Бог и Сын Божий, принявший на себя распятие и смерть ради спасения человечества, есть исконная вера христиан, идущая от самих апостолов и очевидцев Христа. И утверждения мусульман о том, что это появилось в III—IV вв.еках, несостоятельны и противоречат исторической истине.

Второй, еще более важной причиной являются ветхозаветные пророчества о Божестве, Страданиях и Смерти Мессии (Христа, по-гречески). Все, что здесь будет перечислено, написано задолго до Рождества Христова — это бесспорно, и исключает возможность „пророчества задним числом“.

Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (Пс. 109, 1); Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя… Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него (Пс. 2, 7,12); Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал[22] Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости (Пс. 44, 7−8).

Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю… После того Он явился на земле и обращался между людьми (Вар. 3, 36−38). Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9, 6).

Само событие: предан смерти будет Христос (Дан. 9, 26) — и цель его (искупление): Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53, 4−5).

Ничто другое не предречено в Ветхом Завете так документально и точно, как эта Жертва.

Предательство от друга так предречено: человек мирный со Мною, на которого Я полагался, ел хлеб Мой, поднял на Меня пяту (Пс. 40, 10); пророк даже называет цену: и скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою… и они отвесят в уплату Мне тридцать серебренников“ (Зах.11, 12); ложные обвинения: восстали на Меня свидетели лживые и дышат злобою (Пс. 26, 12); молчание перед обвинителями: а Я как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих (Пс. 37, 14); насмешки и издевательства: все, видящие Меня, ругаются надо Мною; говорят устами своими, кивая головою: „Он уповал на Господа, — пусть избавит Его, если Он угоден Ему“ (Пс. 21, 8−9); бичевание, избиение и оплевание: Я предал хребет Мой бьющим и ланиты (щеки) Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поругания и оплевания (Ис. 50, 6), само распятие: псы окружили Меня, скопище злых обступило Меня, пронзили руки Мои и ноги Мои (Пс. 21, 17), и дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом (Пс. 68, 22), делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий (Пс. 21, 19), можно было бы перечесть все кости Мои, а они смотрят и делают из Меня зрелище (Пс. 21, 18); смерть со злодеями — предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен (Ис. 53, 12), засвидетельствованная солнечным затмением — и будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень[23] и омрачу землю среди светлого дня» (Ам. 8, 9); пронзение сердца, и скорбь учеников: воззрят на Того, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об Единородном Сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце (Зах. 12, 10); погребение у богатого — Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого (Ис.53, 9).

Так в Ветхом Завете описана смерть Мессии. Все это в точности исполнилось на Иисусе Христе, как свидетельствуют о том очевидцы, составившие писания Нового Завета. Раз Сам Бог за столетия до Своего воплощения через Своих истинных пророков предвозвещал об этом, причем не раз, и не два, но десятки раз и в мельчайших деталях, то как можем мы не доверять Богу, когда Он через сбывшиеся пророчества дает нам ясное знамение?

Наконец, третья причина — это здравый смысл. Только христианство может объяснить личность Иисуса Христа, в том числе даже то, что говорится о Нем в Коране.

Например, имя «Иисус» («Иешуа», «Иса») в переводе означает «Спаситель». Почему именно такое имя дано ему? Исходя из исламских представлений, на этот вопрос нет ответа, а христианство отвечает: он называется Спасителем потому, что Своею жертвой спас человека от греха и воссоединил с Богом. О смысле имени Его прямо говорит Ангел, явившийся Иосифу, обручнику Марии: [Мария] родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей своих от грехов их (Мф. 1, 21).

Далее, слово «Христос» («Машиах», «Масих») означает «Помазанник». Какой смысл оно имеет применительно к Иисусу? Ислам никак этого не объясняет, а в христианстве ответ есть: это слово отражает Его служение после воплощения. Ведь в древности, в Ветхом Завете, царей возводили на служение через помазание освященным маслом, и они назывались помазанниками. Так, например, когда пророк Самуил увидел юного Давида, ему сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после (1Цар. 16, 12−13). То, что Иисуса казнили как Царя Иудейского, и это официально написал в обвинительной табличке представитель римской власти в Иудее, мы уже упоминали. Но христиане почитают Его как Царя-помазанника над всем миром, как вечного главу Царства Небесного, куда призваны все люди, но достигают лишь те, кто откликнулся на призыв и потрудился войти в него. В исламе же нет совершенно никакого понятия царственности Христа, и название «Масих» становится совершенно бессмысленным.

Далее, Коран говорит о том, что Иисус родился от девы. Но почему? Какой в этом смысл, если он по своей природе и служению ничем не отличается от других коранических «пророков»? И снова в исламе нет на это ответа. А в христианстве — есть. Во-первых, Тому, Кто имеет Отцом Бога, нет нужды иметь отца-человека. А во-вторых, это объясняется как раз наличием первородного греха. Как мы помним: кто родится чистым от нечистого? Ни один (Иов. 14, 4). В безгрешном Боге невозможен грех, и потому, дабы не унаследовать первородный грех, как с остальными людьми, Христос-Спаситель рождается от безгрешной и девственной Матери.

Наконец, в Коране Христос называется «Словом Божиим» и «Духом Его». Почему? Разве это сочетается с исламским взглядом на него как на одного из подобных пророков? Почему из всего множества коранических «посланников Аллаха» только Иисус назван «Словом Аллаха»? Этот вопрос из века в век ставит в тупик мусульман, вынужденных выискивать самые нелепые оправдания. А в христианстве, где Христос также называется Словом, есть четкий и логичный ответ: это наименование отражает вечность и нераздельность Иисуса с Богом. Ибо, естественно, что не могло быть времени и не будет, когда Бог был бы без Своего Слова, «бессловесным», но Слово Его всегда пребывало с Ним и в Нем.

Еще преподобный Иоанн Дамаскин замечал по этому поводу мусульманам: «Если вы говорите, что Христос есть Слово Божие и Дух, то почему вы обзываете нас придающими Богу сотоварищей, ведь слово и дух неотделимы от того, в ком они существуют. Итак, если в Боге существует Его слово, то ясно, что и оно есть Бог; если же оно находится вне Бога, то Бог по-вашему есть бессловесный и бездушный"[24].

В полемике с христианским учением о Троице, Коран задает риторический вопрос: „Как может быть у Него ребенок, если у Него не было супруги?“ (6, 101). Положение довольно двусмысленное, поскольку Дева Мария задала такой же вопрос, желая знать, как она сможет родить сына, если у нее нет мужа (Коран 3, 47). И в следующем стихе Коран заявляет, что Аллах может делать то, что пожелает, и ему достаточно сказать слово „будь“ — и „будет“. Приводя такие аргументы, автор Корана мог бы сам ответить на собственный вопрос в суре 6, 101. И в самом деле, если Бог пожелал воплотиться и обитать с людьми — то что здесь для Него невозможного? От людей остается с радостью и благоговением принять Его дар и вступить на указанный Им путь, как и делают христиане.



[1] Эти два сюжета взяты автором Корана из апокрифов. История о том, как Иисус заговорил в колыбели встречается в „Арабском евангелии детства“, а упоминание о создании им глиняных птичек и оживление их взяты из апокрифического евангелия от Фомы.

[2] ал — Маудуди Абу ал — Аала. Принципы ислама. М., 1993. — Сс. 41; 72.

[3] ал — Маудуди Абу ал — Аала. Жизненная миссия пророка. М., 1992. — С. 9.

[4] Цит. по: Журавский А. Ислам. М., 2004. — С. 161.

[5] „О том, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, что осязали руки наши, о Слове Жизни. Ибо Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную Жизнь, которая была у Отца и явилась нам“ — пишет св. апостол Иоанн Богослов (1Ин 1:1−2).

[6] Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. Спб., 1995.

[7] Сэр Норман Андерсон. Иисус Христос: свидетельство истории. Спб., 1995.

[8] Аверинцев С.С. От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1994. — С. 115.

[9] Макдауэлл Дж. Указ. соч. — С. 73. Относительно подлинности этого места Флавия в известной до недавнего времени редакции было много споров, однако тот текст, который приводится здесь, считается подлинным.

[10] Поснов М.Э. История христианской Церкви. Брюссель, 1964. — Сс.96−97.

[11] Макдауэлл Дж. Указ. соч. — С. 76.

[12] Грейвз Роберт. Царь Иисус. М., 1997. — С. 8.

[13] Сэр Норман Андерсон. Указ. соч.

[14] Митрополит Макарий (Булгаков). Догматическое Богословие. Спб., 1868. — Т.I. — С. 237.

[15] Ранович А.Б. Античные критики христианства. М., 1990. — С. 342.

[16] Ориген. Против Цельса. М., 1996.

[17] Митрополит Макарий (Булгаков). Указ. соч. — Т.I. — С. 201.

[18] Лебедев А.П. Духовенство древней вселенской Церкви. Спб., 1997. — С. 44.

[19] Ранович А.Б. Указ. соч. — Сс. 275; 277.

[20] Бобринский А. Из эпохи зарождения христианства. М., 1995. — С. 40.

[21] Макдауэлл Джош. Указ. соч. — С. 72.

[22] Слово „Христос“ или „Мессия“ и переводится как „помазанник“.

[23]"От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого» (Мф 27.45). Поскольку евреи считали, что от восхода до заката проходит двенадцать часов, шестой час соответствует полудню, а девятый — трем часам дня. Таким образом тьма произошла около полудня.

[24] Византийские сочинения об исламе. М., 2006. — С. 19.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5000&Itemid=3


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru