Русская линия
Российская газета Татьяна Жигайлова29.05.2008 

Светопись в красках
Сегодня в Третьяковской галерее открывается выставка икон из собраний России, Беларуси и Украины

Открытие выставки приурочено к Дням славянской письменности. Затем выставка будет экспонироваться в Национальном художественном музее Республики Беларусь и в Национальном Киево-Печерском историко-культурном заповеднике. В Минске выставка пройдет с 29 сентября по 9 ноября.

— Основная цель проекта, — рассказала корреспонденту «СОЮЗа» куратор выставки Надежда Бекенева, — показать своеобразие, а главное, родство в области изобразительного искусства трех братских народов, имеющих одни корни, общие истоки и общего наставника — Византию.

— Откуда пришла идея организовать выставку?

— Это идея наших директоров — директора Третьяковской галереи, директора белорусского Национального художественного музея, они подключили руководителя Киево-Печерского заповедника.

— Чья экспозиция самая большая?

— Мы так договорились, что Беларусь, Украина, Россия представляют одинаковое количество икон.

— Чем особенна коллекция из Беларуси?

— Коллекции Беларуси и Украины оказались родственными, более стилистически близкими. В этих памятниках общее родство — икона вышла из Византии.

…Икона — целый мир, объединяющий православные народы. Развиваясь в разных исторических условиях, русская, белорусская и украинская иконопись обрела национальное своеобразие и стала выдающимся явлением в культуре каждой из наших стран. Самые древние иконы сохранились в коллекции Третьяковской галереи — они и составят раздел ранних икон — из Ярославля, Суздаля, Великого Новгорода, Пскова, Москвы, помеченные XIV-XVI столетиями. Посетители выставки познакомятся с изображениями святых князей Бориса и Глеба, их отца — киевского князя Владимира Святославовича Красное Солнышко, крестившего Русь, митрополита Ростовского Димитрия, автора — составителя широко известного труда «Четьи Минеи». Организаторам выставки представляется важным показать общие для трех культур иконографические изводы — «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь «Одигитрия», «Богоматерь Ильинская (Черниговская)», «Успение» и др. Такие памятники, как семифигурный новгородский «Деисусный чин» XVI века, сложная подробная композиция «Рождество Христово» второй половины XVII века, «Иконостас» XIX века, где изображена алтарная преграда храма, состоящая из семи ярусов, отражают своеобразие русского иконописания.

Представленные на выставке памятники белорусского искусства — только небольшая часть духовного творческого наследия народа, сохранившегося до наших дней. Экспонаты демонстрируют разнообразие стилей и направлений белорусской иконы — от памятников, сохраняющих византийские традиции, до произведений периода барокко и классицизма. Под влиянием западноевропейского искусства в белорусской иконописи XVI века шел поиск новых выразительных средств на пути к созданию более «жизненной» трактовки изображений святых. Представленные иконы отражают демократическое мировоззрение мастеров, адресную направленность слоям мелкой и средней шляхты. Многие из белорусских иконописцев — выходцы из народной среды, они сохранили непосредственное и поэтическое восприятие духовного мира предков. Иконопись представлена произведениями из различных регионов Беларуси.

Киево-Печерский историко-культурный заповедник представил иконы из различных регионов Украины — Волыни, Галиции, Киева и Киевщины, Черниговщины, которые являлись ведущими художественными центрами на разных этапах эволюции национальной школы иконописи.

К открытию выставки подготовлен каталог, открывающийся приветствиями Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии Филарета, митрополита Киевского и всея Украины Владимира, предстоятеля Украинской православной церкви, а также приветственным словом директоров трех музеев, представивших в Третьяковку свои иконы.

http://www.rg.ru/2008/05/29/svetopis.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru