Русская линия
Радонеж28.05.2008 

О праздниках и об итогах пересмотра
Редакционный комментарий

Празднование памяти святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия в этом году совпало с празднованием в столичных, да и не только столичных, школах «последнего звонка». Несмотря на календарное совпадение, празднование вышло вполне раздельным. Православные молились в храмах (и под дождем на Славянской площади — у памятника святым первоучителям), школьники звонили в колокольчики и принимали поздравления в школах.

После молебна перед памятником святым равноапостольным братьям, Святейший Патриарх Алексий обратился к присутствующим со словом приветствия, в котором отметил, что без возрождения Православия сегодня трудно представить духовное оздоровление нашего народа, укрепление семьи и нравственности. Предстоятель напомнил очень современно звучащий призыв святого праведного Иоанна Кронштадтского, который говорил: «Возвратимся туда, откуда удалились, — к Богу, к Церкви, к Евангелию, к его святым заветам, и Господь обратится к нам, и поможет нам во всем, и защитит нас от врагов наших, и направит ноги наши, жизнь нашу».

Но нет — столь простые рецепты нам неинтересны, у нас особый путь. Суверенный. Заключающийся по-прежнему в упорной попытке реализовать, среди прочего, столь любезный либеральным сердцам большевицкий принцип отделения школы от Церкви. Неважно, что суверенный этот путь — к прочному лидерству, «впереди планеты всей», по чудовищному разливу пьянства, наркомании, абортов и пр. «достижений», результатом чего, по недавнему прогнозу аналитиков из ЦРУ, должна стать депопуляция этой все еще богатой территории через 40 лет. Важно, что общечеловеческие ценности будут свято хранимы. В ожидании этих удивительных плодов просвещения празднование «последнего звонка» давно уже производится, по сообщениям СМИ, в условиях повышенной готовности правоохранительных органов, а ближайшие к школам продмаги перед радостным детским праздником спешно упрятывают спиртные напитки в стеклотаре подальше от глаз покупателей — почти как перед матчем «Челси» с «Манчестер Юнайтед». Такое, видно, указание вышло. Ну, или просто совпало так…

К слову, о славянской культуре. На сайте некоего «Славянского правового центра» появилось очередное воззвание «товарищей ученых» против введения в школах России преподавания «Основ православной культуры» (которое чего-то все никак не введётся). Впрочем, и не воззвание это вовсе. Это песня. Это можно просто цитировать. «Преподавание в государственной школе основ вероучения той конфессии, которая традиционно преобладает в данном регионе, неизбежно приведет к понижению социального статуса учащихся, имеющих иное вероисповедание или мировоззрение». Ну, как же, ведь несколько поколений безбожников боролись-боролись, чтоб оно не преобладало, а оно все преобладает и преобладает! Это же отвратительно! Про социальный статус учащихся верующих можно не упоминать — «товарищи ученые, доценты с кандидатами» по умолчанию предполагают, что ему положено быть ниже плинтуса, и нечего тут… Дальше больше — оказывается, о, ужас, ужас! уже сейчас есть примеры того, как на детей атеистов оказывается недопустимое давление со стороны учителей и сверстников (это пишется атеистами на земле, атеистами залитой кровью христиан!). А повсеместное введение в школьную программу ОПК, оказывается, «неизбежно приведет к усилению межконфессиональной разобщенности, создавая питательную среду для экстремизма». А сейчас ведь ее нет, правда же?

Действительно, сейчас есть только пензенская пещера. Впрочем, и ее уже нет — саперы взорвали. А почти тотальное религиозное невежество, которое только и является питательной средой для экстремизма, оказывается, можно даже предъявить в качестве аргумента против ОПК, то есть… за сохранение этого самого религиозного невежества: согласно социологическим опросам, сообщают товарищи ученые, в современном российском обществе лишь небольшая часть людей, называющих себя верующими, регулярно участвует в религиозной жизни в соответствии с установками своей конфессии. Поэтому «для тех, кто в этом нуждается», хватит и существующих религиозных учебных заведений. Это, стало быть, у нас наука. Суверенная, наверное.

Ну, правда, помимо такой, у нас пока еще есть и просто социология. На днях сообщили СМИ, что социологи уточнили свои данные и пришли к выводу, что воцерковленных людей в России, вопреки расхожему мнению, не 4%, а 34%. Это несколько другая картина, правда? А если учесть, что нормальное для цивилизованного общества религиозное просвещение не только помогло бы поубавить питательной среды для экстремизма и массовых безумств, но и помогло бы… ну, не найти дорогу к храму, но, может быть, хотя бы иметь возможность задуматься о том, что такая дорога тебе необходима?

Тут ведь еще неудобный вопрос об идентичности возникает. Запускает телеканал «Россия» новый проект «Имя Россия» — выбрать из 500 выдающихся исторических деятелей единственного, который и станет национальным символом. Список выдающихся лиц, как отмечается на сайте проекта, был составлен телеканалом при участии ученых-историков. Но странные какие-то характеристики даются историческим лицам. Автор комедии «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов охарактеризован следующим образом: «Вундеркинд. Автор вальсов. Убит в 1829 во время восстания в Тегеране». Достоевский, по мнению авторов проекта и составителей исторической справки, известен в первую очередь тем, что был «приговорен к смертной казни, которую заменили 4-летней каторгой», а Екатерина Великая — тем, что «построила Эрмитаж». Главное в Кутузове, по мнению составителей справки, это то, что он «был ранен в глаз». Александр III — «самый пьющий русский император XIX века». Николай II, кстати, в списке вообще отсутствует. Такое вот у тебя, Россия, теперь имя будет. Празднуй, Россия…

Или вот празднуется День Победы. И каждый год обостряются вялотекущие споры о том, что, собственно, празднуется, кто победил и как не допустить пересмотра итогов. Странная вещь — ведь вот враги тогда — и командование, и офицеры, и рядовые — прекрасно же знали, с кем воюют. Так и говорили, что в частных письмах, что в официальных донесениях — «русские», «русские войска», «русская авиация», «русские танки"… Гораздо ведь реже употреблялись конструкции с «советами», «еврейским коммунизмом» и пр. Союзники тоже обозначали тех, кто на восточном фронте, вынося на своих плечах основную тяжесть, положил миллионы жизней, как русских. А сегодня и слово такое не выговаривается. Вот происходит инаугурация президента страны, говорятся речи. Про «беречь Россию», про «многонациональную и многоконфессиональную» упоминается, про «комфорт», «безопасность», «права человека» и «главенство закона». Даже про «национальные интересы» и «сотрудничество конфессий и национальностей». А «русский» ни разу так и не выговорилось. Ну, так и чего жаловаться на «пересмотр итогов», если сами их уже пересмотрели? Если народ-победитель даже назвать по имени нельзя — что это, как не натуральный пересмотр вопроса о том, кто же все-таки победил?

Если же русские на самом деле никуда не пропали и составляют 85% населения страны, то заклинания про «многонациональную и многоконфессиональную» в ответ на очевидную необходимость ознакомления детей русского народа (да и взрослых граждан тоже) с национальной религиозной и культурообразующей традицией — это вообще непонятно как надо называть. Видимо, чем-то сильно суверенным…

Тут ведь что надо понять, наконец? Если воцерковление России, а с ним и возвращение народу национальной идентичности, признано делом недопустимым и угрожающим мировому порядку — автоматом начнется воцерковление чего попало. И права на идентичность тоже начинает такое добиваться… СМИ уже сообщили о «великом миссионерском предприятии» Епископальной (англиканской) церкви США — «воцерковлении гомосексуализма», которое, оказывается, будет обсуждаться в июне на Ламбетской конференции англиканских церквей в Оксфорде. Да и зачем так далеко за примерами ходить — неугомонный муфтий Аширов, как сообщают, призвал недавно застроить русские города мусульманскими «охраняемыми жилищными комплексами» (гетто, в смысле?). В целях безопасности, а то фашисты, мол, совсем одолели. А чтобы мусульманам там не скучать, рассудил муфтий, «там же могли бы жить и евреи, цыгане…». Почему-то муфтием не упомянуты подвергающиеся гонениям от скинхедо-фашистов объекты «великого миссионерского предприятия англикан». А ведь они там тоже могли бы жить. И, может быть, им даже было бы счастье…

От редакции

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2736


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru