Столетие.Ru | Галина Боголюбова | 27.05.2008 |
Правда, отмечаться-то отмечался, но потом возникали разные ситуации, к примеру, борьба западников и славянофилов, и в результате общественная и государственная значимость этого праздника нивелировалась. А в советский период и вовсе даже упоминать о нем стало опасно.
— До такой степени, что учащиеся не знали, откуда взялась эта кириллица, и кто ее создал…
— Совершенно верно. В период перестройки только, точнее, в 1985 году, впервые после столь долгого перерыва, был организован большой праздник, посвященный 1100-летию со дня кончины святителя Мефодия. И этот праздник опять всколыхнул национально-патриотические чувства у славянских народов. И снова возникла потребность отмечать его. Фактически с 1985 года в России то в одном, то в другом городе стали проводиться эти торжества. Первый праздник прошел в Мурманске. Потом он был в Минске, в Киеве…
— А когда праздник стал международным?
— В 1991 году, когда уже было приоткрыто «окно» в Европу и вновь появилось желание объединиться славянским миром, желание определить свою идентичность. Тогда был подписан указ о ежегодном праздновании Дней славянской письменности и культуры. И праздник этот стал первым и единственным государственно-церковным праздником в России. С тех пор, уже благодаря государственной поддержке, он приобрел широкий размах в нашей стране.
— А в Болгарии, насколько известно, этот праздник отмечался во все времена, даже — в советские. Мы что-то позаимствовали из их большого опыта?
— В Болгарии это государственный национальный праздник. И мы у них, конечно, многое переняли. Скажем, как и у них, во время экзаменов наши дети пишут сочинения о Кирилле и Мефодии. Те же народные гуляния, концерты классической и духовной музыки.
— А вот у иных наших соотечественников славянская культура ассоциируется только с погремушками да матрешками…
— Но это далеко не так. Славянская культура — это Чайковский и Рахманинов, Бунин и Чехов, Толстой и Пушкин… Это целая плеяда русских, славянских художников, композиторов, писателей, которые внесли огромный вклад в мировую культуру. Весь мир знает наших Пушкина, Достоевского, Толстого, их произведения экранизируют. Славянская культура — это мощнейшая базисная культура всей мировой цивилизации.
— Галина Васильевна, 1991 год — хаос, брожение в умах, идеологический и духовный вакуум… И вдруг — такой духовный прорыв! Чем это объяснить?
— Здесь, безусловно, Русская православная церковь сыграла колоссальную роль. Во многом благодаря ей удалось открыть тот пласт духовной культуры, который был закрыт для нас все десятилетия советской власти. Ту же «Всеношную» Рахманинова нельзя было ни услышать, ни купить в записи — все было запрещено. А тут появилась, наконец, возможность сохранять культурное наследие, восстанавливать памятники, потому что они стали передаваться церкви: Ельцин подписал президентский указ о возвращении храмов РПЦ. А то ведь даже церковная утварь стояла на балансах управления культуры и не принадлежала церкви. Да, тот период начала 90-х был очень сложным для нашей страны, но он был и очень плодотворным, потому что именно в тот период из руин начиналось духовное возрождение России.
— В Днях славянской письменности и культуры сегодня участвуют даже дети.
— И что отрадно, помимо официальных торжеств, выставок, фестивалей и концертов, в которых они принимают самое активное участие, проходит еще и детская православная паломническая миссия по монастырям Москвы и Подмосковья. Дети из воскресных школ (5−10-й классы) по обмену посещают разные города — одни едут в гости к другим. И там они в монастырях помогают, убирают, что-то красят, реставрируют… Так, при их участии, на их глазах преображаются православные храмы. Разве это не вклад славянской культуры в воспитание и формирование подрастающего поколения?! Иванами не помнящими родства они уж точно не будут.
— Постсоветский период стал для всего славянского мира сущим испытанием: рухнули коммунистические режимы — и все посыпалось. Югославия в 89−90-е годы распалась, Чехия и Словакия разъединились… Национальное самосознание, похоже, сыграло тут отнюдь не позитивную роль.
— Потому что национальное самосознание было использовано в сугубо политических интересах. Хотим мы этого или не хотим, мир глобализируется, и эту глобализацию уже не остановить. Развитие цивилизации диктует свои условия. В глобализирующемся мире культуры малых народов по одиночке не выживут. Они обязательно трансформируются. И Дни славянской письменности и культуры как раз способствуют консолидации усилий славянских стран для совместного сохранения своего культурного пространства. В их рамках проводятся совместные научные симпозиумы, где определяются позиции, как лучше это сделать. Создан международный форум славянских культур. Его инициатором стала Словения. Казалось бы, Словения — маленькая, а как бережно относится она к своему культурному наследию!
В России проводится международный фестиваль славянской музыки. В нем принимают участие 27 стран, и не только славянские, приезжают все, кто славянскую музыку исполняют, произведения славянских композиторов. Тут и хоровое пение, и вокал, и фортепианная музыка, и симфонические оркестры и квартеты. В этом году фестиваль мы открыли в Москве 15 мая, в Культурном центре Вооруженных сил, и он до сих пор продолжается.
— А сколько всего российских городов принимает участие в торжествах?
— Сегодня уже 54 города. Ведь и начиналось все с акции творческой интеллигенции в 1985 году, которую сообща назвали «Славянский ход», когда праздник переходил из города в город. С того времени и повелось, что центром торжеств становится, по традиции, один из провинциальных городов. В этом году — Тверь. Всё туда сегодня устремляется. Там состоялся и большой праздничный концерт.
Что касается Русской православной церкви, то 24 мая во всех храмах России, во всем христианском мире, проходили торжественные литургии в честь памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Крестные ходы. И в Москве тот день начался с литургии, потом крестный ход прошел на Славянскую площадь и там Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отслужил молебен в честь памяти Кирилла и Мефодия. Конечно, устроители волновались, ведь была плохая погода, но все равно все состоялось, как и было запланировано: литургия, молебен, возложение цветов к памятнику Кирилла и Мефодия… Все посольства славянских стран, а также Кипра и Греции, откуда пришли Кирилл и Мефодий, возложили цветы.
— Кстати, в начале 90-х, кроме болгар, никто этого не делал.
— А сейчас от 12-ти стран цветы возлагают. Мы уже вынуждены даже график посещения делегаций теперь составлять. По алфавиту, конечно, чтобы никому не было обидно. Вот таков масштаб торжеств! И во главе их — Россия, как самая крупная славянская страна.
— Какие еще мероприятия ожидаются?
— 30 мая в Москве состоится международный научный симпозиум. Интересна и светская программа. 24 мая после литургии, после молебна, на Тверской площади прошли театрализованные представления клубов исторической ретроспекции, на время Тверская улица превратилась в настоящую «Улицу Истории» IX—XX вв.еков.
С 97-го года вручается специальная премия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — миниатюрная копия памятника В.М. Клыкова, что стоит на Славянской площади. Еще при жизни Вячеслав Михайлович благословил нас на это дело и передал копию своего памятника. Мы из года в год вручаем ее государственным и общественным деятелям, послам, деятелям литературы и культуры. Этой премией награждены академик РАН А. Панченко, директор института славяноведения В. Волков и многие другие за вклад в развитие славянской культуры и изучения истории. Детский писатель и художник Георгий Николаевич Юдин был награжден за свои великолепные работы, блестящая поэтесса А. Очирова, Государственные ансамбли «Гжель» и «Березка», Малый театр, наш выдающийся танцор балета Владимир Васильев и еще целая плеяда известных деятелей культуры. В этом году награжден посол Словении, в прошлом — посол Хорватии, в позапрошлом — посол Болгарии. Они награждаются как за личный вклад в укрепление наших дружеских связей, так и за вклад страны, которую они представляют, в дело сохранения своего культурного наследия.
— Завершение праздника славянской письменности и культуры не случайно, видно, совпадает с Международным днем защиты детей?
— Не случайно, конечно. Ведь для детей мы живем и работаем, чтобы передать им свое наследие. К тому же, в это время ученики воскресных школ возвращаются из паломничеств. Они приезжают в Свято-Данилов монастырь, где у них проходит общая трапеза, посещение домового храма. Затем ребята встречаются с Патриархом. Как правило, ведется непринужденная беседа, кто-то поет, кто-то читает стихи, все дети получают подарки. Для них посещение Свято-Данилова монастыря и встреча с Патриархом — огромное эмоциональное впечатление на всю жизнь. Такое не забывается!
Беседу вела Дарья Муравина
http://stoletie.ru/obschestvo/galina_bogoljubova_mi_ne_ivani_ne_pomnyaschie_rodstva_2008−05−26.htm