Русская линия
Нескучный сад27.05.2008 

Должен ли христианин быть успешным?

Очевидно, что любое дело надо делать хорошо. И Господь в Евангелии призывает к приумножению талантов. Но надо ли при этом стремиться к успеху, известности? Где грань между удовлетворением от удачно выполненной работы, радостью дружеской похвалы и горделивым тщеславием? Не греховно ли стремление к успеху изначально? Как правильно относиться к успеху — с этим вопросом мы обратились к известным мирянам и священнику.

«Не путать цель с инструментом»

Леонид БЛЕХЕР, социолог, старший научный сотрудник фонда «Общественное мнение»:
— Успех — показатель соотношения результата с поставленной ранее целью. Соответственно, неуспех — когда результат далек от нее.

Здесь, таким образом, три составляющих: цель, результат и собственно деятель.
Конечно, успех может оценить и публика — но эта оценка менее адекватна в силу того, что со стороны никогда нельзя точно знать, какова была поставленная цель. Да и результат виден как-то не так…

Христианское отношение к успеху простое: цель не должна противоречить моему мировоззрению, трудиться надо много, честно и добросовестно, и, если результат недалек от цели, значит, слава Богу за все! Неуспех же тоже небесполезен: он дает возможность поразмышлять и проанализировать, почему так получилось и чему меня именно таким образом хотел научить Господь.

Однако есть дела, которые можно сделать, только будучи известным и признанным если не всем обществом, то, по крайней мере, своими (по профессии или иным параметрам). Это вся сфера общественной деятельности: политика, публицистика, миссионерство. Человек, доносящий до людей идеи истины, добра и красоты, стремящийся к улучшению нравов и уменьшению зла в этом мире, просто обязан быть известным! Иное дело, что такое стремление, будучи сначала инструментальным, впоследствии может стать самоцелью. Но что не опасно? Возможности погубить свою душу есть всегда, при любом действии. Даже если ничего не делать, этим не спасешься.

«Делай что следует, и будь что будет»

Юлия ДАНИЛОВА, главный редактор «НС»:

— Мне кажется, что к успеху нужно относиться легкомысленно. Если успех есть (твое дело расцветает, попутно ты становишься известным, авторитетные люди признают, что-то, что делаешь — хорошо и качественно), неправильно притворяться, что это тебя не радует — это будет ханжество. А если успеха нет? Стоит разобраться, что именно огорчает: то, что дело не ладится, или отсутствие признания. В первом случае проявим стойкость, удвоим усилия, помолимся Богу, посоветуемся с духовником: может, в конце концов, лучше заняться чем-то другим? Во втором — напомним себе, что гоняться за славой — это смешно и глупо.

Главное — любое дело надо делать ради его содержания, а не ради успеха. Это можно сформулировать так: не важно, буду ли я первым в этой номинации, но я все равно буду это делать, и делать так хорошо, как только смогу, потому что люблю эту работу, верю, что это нужно и полезно, а иногда — из чувства долга. Или, как говорили лаконичные римляне: делай что следует, и будь что будет. (Добавлю: и уж будь добр, делай свое дело наилучшим образом, без скидок на то, что мы, мол, люди православные, смиренные, поэтому не будем особо напрягаться).

Христианин, как мне кажется, должен быть готов во имя чего-то более важного быстро отказаться и от успеха, и от выгоды, и от славы. Тут важна решительность, потому что в компромиссах можно увязнуть так, что и не выпутаешься. Лучше проиграть по меркам этого мира, но быть на стороне правды.

Кстати, те, кто так и поступает, совершенно не похожи на неудачников — это люди радостные, светлые. Вспомним хотя бы новомучеников. С точки зрения этого мира они потерпели поражение — их убили. Они и дают нам мерило правильного отношения к успеху.

«Средство от гордыни — поделиться радостью успеха»

Константин ЭГГЕРТ, главный редактор Московского бюро Русской службы «Би-би-си»:

— Есть много значимых вещей, которые не измеряются ни деньгами, ни популярностью. Например, создание семьи, обретение друзей. Это все тоже успех. Мне кажется, в ряде профессий, в том числе и в журналистике, совсем избавиться от гордыни невозможно. Можно ее смягчить, если делиться радостью успеха с другими людьми. Мы все разные, кому-то от Бога дано больше, кому-то меньше. Я встречал людей, которые считали себя неудачниками, и очень часто это была явно заниженная самооценка. Иногда такое состояние бывает продиктовано сиюминутными обстоятельствами. Может быть, если у человека в жизни что-то не клеится, ему надо остановиться и задуматься: в чем мое предназначение, что я в жизни проигнорировал, где ошибся? Очень важно, чтобы кто-то поддержал человека в такую минуту, подставил ему плечо. Но уверен, что любой человек может найти пространство, в котором он сможет себя реализовать, послужить ближним и Богу, почувствовать радость.

Если человек с юных лет настроен на молитву, чтение духовной литературы, уединение, он, скорее всего, будет равнодушен к реализации в миру. Но и в монастырях люди трудятся. А когда в миру человек работает кое-как, считая, что лучше все равно не сможет, это безответственно. Это отдает каким-то фатализмом, не имеющим ничего общего с христианством. Упование на Бога — не ожидание манны небесной, но добросовестный труд с верой, что Господь тебя не оставит.

«Надо знать свой потолок»

Протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве (Москва), магистр богословия:

— Даже в мире монашества есть награды. Для меня очень важен пример отношения к церковным наградам священномученика епископа Бежецкого Аркадия (Остальского). С ним на Соловках сидел священнослужитель, который очень скорбел оттого, что его наградили палицей (есть такая церковная награда в виде ромба из ткани, носимого священником на поясе и символизирующего духовный меч), но возложить ее на батюшку местный архиерей не успел. Владыка Аркадий назначил день и в перерыве между работами достал специально приготовленную маленькую палицу, которую торжественно возложил на этого священника в бушлате (и сам он, естественно, был не в светлых архиерейских одеждах). На него за это завели новое уголовное дело, добавили срок. Показательно, что даже в лагерных условиях владыка посчитал необходимым вручить награду священнику. Даже священникам и монахам приятно, когда их служение оценено, тем более в миру можно и нужно отмечать людей за хорошую работу. В этом нет никакого противоречия христианству.

Успех и добросовестность — не синонимы. Человек призван приумножить таланты, данные ему Господом, а это возможно только усилием воли, трудом. Но если трудишься с полной самоотдачей, а все равно не получается, тогда другое дело — у каждого есть свой потолок. Но изначально не стараться работать лучше? Это недобросовестно по отношению к данному Богом таланту. В стремлении к успеху как к признанию за честный труд нет ничего плохого.

Мне сложно представить, как можно что-то делать ради успеха. Я всегда и учился, и трудился, потому что это было для меня интересно. Господь сказал: «Не принимаю славы от человеков» (Ин. 5, 41). Действительно, что такое земная слава? Сегодня есть, а завтра нет. Сегодня молодым людям трудно представить, как популярна была группа «Битлз» в 60-е годы. Во время гастролей в Америке один из ливерпульской четверки заявил, что они более знамениты, чем Иисус Христос. Я предполагаю, что именно после этого рокового сравнения группа через несколько лет распалась. Через 100 лет, возможно, о них вообще никто не вспомнит. Талантливые были музыканты, но как можно сравнивать себя с Господом? Надо знать свой потолок. Я с детства занимался музыкой, потом учился в Гнесинском училище, но еще в юности твердо знал, что не быть мне большим музыкантом — способностей не хватает. Для меня достаточно было просто узнать и полюбить музыку.

Можно понять переживания человека, который в 30, 40, 50 лет чувствует себя неудачником с точки зрения мира. Но ведь сколько судеб загублено из-за ранней славы, которая больше не повторилась, я хорошо знаю — недалеко от нашего храма «Мосфильм» находится. И Церковь может сказать человеку: «Дорогой, то, что Господь не дал тебе добиться успеха, славы, для тебя благо. Займись теперь вещами вечными, непреходящими — своей душой, близкими. И ты найдешь громадное поле для деятельности и увидишь пользу от трудов своих».

В книге о старце Силуане архимандрит Софроний (Сахаров) рассказывает о традиции афонских монахов скрывать свои духовные дарования, чтобы не опечалить братьев, которым Бог таких дарований не дал. Конечно, надо хвалить ребенка за хороший поступок (без этого не воспитать человека), но нельзя хвалить все время. Многим отличникам в жизни бывает тяжело именно потому, что их непрерывно хвалили в школе и дома и они уверовали в свое превосходство над другими. В результате они не могли нормально общаться с людьми, и людям с ними было трудно.

Подготовил Леонид ВИНОГРАДОВ

http://www.nsad.ru/index.php?issue=46§ion=8&article=930


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика