Фонд стратегической культуры | Андрей Арешев | 26.05.2008 |
При этом скоординированная политика, проводимая в соседних странах, не встречает должного противодействия в российском обществе, в средствах массовой информации, со стороны экспертного и научного сообщества.
В свое время В.О.Ключевский писал: «История — это власть, когда людям хорошо, они забывают о ней и свое благоденствие приписывают себе самим, когда им становится плохо, они начинают чувствовать ее необходимость и ценить ее благодеяние"2. Развал единого государства крайне негативно сказался на самоидентификации ее бывших граждан, в одночасье оказавшихся в ситуации идеологического вакуума. В этой ситуации определенные социальные группы (историки, журналисты, литераторы, стоящие за ними политики), используя те или иные элементы коллективной исторической памяти народов, могут сознательно конструировать «новую» идентичность. На первом этапе достаточно заново сформулировать ее сущность и основные черты, а затем — усилить самоидентификацию определенных этнических групп сообразно конкретным политическим целям. При этом исторические события, реальные или вымышленные, интерпретируются вполне определенным образом, сообразно целям манипуляторов.
Надеяться на то, что эти разрушительные процессы обойдут Россию стороной, было бы весьма наивным. Наиболее проблемным регионом остается Северный Кавказ, хотя негативные тенденции набирают силу отнюдь не только там. Заместитель министра внутренних дел России Аркадий Еделев недавно заявил, что действующие на Северном Кавказе бандгруппы получили очередную финансовую подпитку для продолжения террористической деятельности. «Сегодня идеологам террористов требуется любая вылазка, в том числе на территории Кабардино-Балкарии и особенно Карачаево-Черкесии, для подтверждения ложного, выдуманного ими тезиса о возрастании освободительной борьбы на Северном Кавказе против оккупации Россией, — сказал замминистра. — Но это полный бред и чушь. Наши народы тысячелетиями жили вместе, сформировали единое и неделимое государство», — подчеркнул А. Еделев, заявив, что «есть определенные силы, которые хотели бы видеть горящим Северный Кавказ, но им этого сделать не удастся».
Между тем вооруженное подполье — лишь одна грань опасности, лишь один из многочисленных вызовов, с которыми Россия сталкивается на Кавказе. Более скрытыми, но от того не менее опасными, являются сдвиги в общественном сознании населения ряда национальных республик, в том числе и представителей русского населения. Психологически этот феномен еще ждет своего объяснения, однако он представляется типологически схожим с тем, когда украинские ветераны Великой Отечественной войны, сражавшиеся в рядах Советской армии, принимают награды от люто ненавидящего их Ющенко. Очевидно, что речь идет о провоцировании очередных расколов не только на постсоветском пространстве, но и уже в современных политических границах Российской Федерации.
Авторами ряда публикаций подчеркивается, что на Северном Кавказе из исторической науки исчезла дискуссионность, научная полемика заменена на бесконечное повторение набора штампов, безапелляционных утверждений, декларативность и лживость которых призвана компенсировать антироссийская фразеология. Например, даже на уровне официальных властей уже как азбучная истина подаются утверждения об «уничтожении русскими извергами каждого второго адыга», об «истреблении 14 адыгских наций», «насильственной депортации» адыгов в Турцию. Как нечто непреложное и основополагающее провозглашается тезис о никогда в действительности не существовавших «едином черкесском народе» и «единой Черкесии» 3.
21 мая в столице Кабардино-Балкарии Нальчике и в других городах республики прошли мероприятия, посвященные 144-ой годовщине окончания Кавказской войны. Активисты республиканского отделения общественной организации «Черкесский конгресс» зажгли 101 свечу — по одной за каждый год войны (которая, по их мнению, длилась более 100 лет). В полдень в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгее в память о жертвах войны была объявлена минута молчания. Если заявления официального руководства республики отличались сдержанностью, то представители некоторых региональных движений и СМИ пошли гораздо дальше. Тема «геноцида адыго-черкесского народа» поднимается в многочисленных публикациях и заявлениях, а некоторые детали соответствующей пропагандистской кампании весьма напоминают шумиху вокруг «геноцида украинского народа русскими» в 1932—1933 годах. Соответствующая информационная поддержка обеспечивается, в том числе профессионально выполненными на нескольких языках сайтами, наподобие небезызвестного Интернет-ресурса «Сочи — земля геноцида», открытого явно с прицелом на срыв предстоящих в 2014 году Олимпийских игр.
Этот пример лишний раз подтверждает старую истину: история — наука злободневная и политически актуальная. Сюжеты Кавказской войны, подаваемые вполне определенным образом или имеющие мало отношения к реальности, проецируются на современные межнациональные отношения в России, — и вот уже некоторые политики и общественные деятели прямо призывают к созданию в российских городах национальных гетто. Для запуска этих идей предоставляется «прайм-тайм» крупнейшего федерального телеканала, и в ходе голосования абсурдная «модель» раздельного существования в российских городах представителей различных этносов набирает немалое число сторонников. В поддержку этой идеи высказываются внешне гладкие, но абсолютно демагогические аргументы: мол, уже сейчас элитные жилые комплексы для «новых русских» недоступны для «простой русской учительницы». И вот «либеральная интеллигенция», которая, надо полагать, исправно голосовала «за Ельцина» и «за капитализм» (то есть именно за гипертрофированное социальное расслоение), издавая вопли о «фашистском терроре», на полном серьезе начинает обсуждать возможные плюсы разделения российских мегаполисов уже и по национальному признаку. Известный своей ориентацией интернет-портал в «комментарии дня» тут же «поддает жару»: «…самоорганизация мусульман, живущих в территориальной близости друг от друга, необходима. Речь идет о создании собственных культурно-образовательных, социальных и иных структур, а при необходимости (sic!) и формирований по охране порядка. Именно такие структуры, а не обязательно отдельные «мусульманские» дома или подъезды (хотя в отдельных районах Москвы таковые уже имеются) должны стать основой для мусульманской общинной жизни, причем они должны создаваться более по вероисповедно-культурному, нежели этническому признаку"4.
Чем в реальности может грозить нашей стране появление «мусульманских формирований по охране порядка» (а затем и «православных»?), догадаться совсем нетрудно. О необходимости грамотной национальной политики в нашей стране говорилось и писалось бессчетное число раз, но вопросом отнюдь не менее важным является адекватная информационная политика в вопросах, особо чувствительных для общественного здоровья многонациональной России. Без четкого понимания того непреложного факта, что в «битве за умы», в том числе и собственных граждан, Российское государство пока что проигрывает, абстрактные лозунги о «раскрепощении свободы слова» — это путь в никуда.
2 Ключевский В.О. Письма. Дневники… С.265−266.
3 http://www.rosbalt.ru/2008/05/23/486 662.html
4 http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=62 796&cf=
http://www.fondsk.ru/article.php?id=1402