Правая.Ru | Пётр Мультатули | 23.05.2008 |
В ответ на эту ложь некоторые батюшки выступают с резкой критикой мусульманского вероучения. Эта критика, конечно, также оскорбляет большую часть мусульман. Так, отец Даниил Сысоев, известный православный миссионер, в своей книге «Замуж за мусульманина» и своих выступлениях несколько раз повторяет мысль о том, что ислам это ложное учение и подробно, на примерах, доказывает это свое утверждение. Причём делает это он в книге предназначенной не для узкого круга богословов, а для широкой аудитории. Безусловно, что между Православием и исламом, как вероучениями, лежит непреодолимое расстояние. Безусловно, что для нас, православных, Господь Иисус Христос есть сын Божий, второе Лицо Святой Триединой Троицы, а для мусульман это только пророк. Но насколько правильно, с точки зрения государственного строительства, с точки зрения интересов России тиражировать наши разногласия с исламом, да ещё в общедоступных изданиях? Почему, вообще так выделяется тема именно ислама? Ведь, и книга называется «Выйти замуж за мусульманина», не вообще за иноверного, а именно за мусульманина. Ведь совершенно ясно, что опасность мусульманского прозелитизма в нашей стране, несравненно менее опасна, чем прозелитизм католический, или протестантский. Это ещё понял Иоанн Грозный, который не возбранял строительства магометанских мечетей, но под страхом смертной казни запрещал строить костёлы.
Отец Даниил утверждает: «межрелигиозные диспуты между мусульманами и православными следует вести более честно и открыто, не стесняясь прямо и без обиняков говорить о богословских различиях». Но возникает вопрос: зачем? Что дадут подобные «диспуты» между рядовыми верующими, большей частью религиозно неграмотными и плохо разбирающимися «в богословских различиях» Православия и ислама? Зачем становится в один ряд с авторами датских исламофобских карикатур, негодяем Салманом Рушди и израильскими агрессорами? Зачем поддаваться на провокации некой Халиды Хамидуллиной, а также отдельных исламских экстремистов и подставлять под удар наши добрые отношения с мусульманами? Не пора ли уже нам начать мыслить по-имперски? Дискуссии по вопросам веры нужно вести в рамках богословских диалогов, а не с рядовыми верующими. Ибо для любого верующего его вера является святыней, и любое неуважение к этой святыне для верующего есть оскорбление. Тем более, когда речь идёт о такой пламенной религии как ислам. Лучшее доказательство истинности Православия: наша вера в Господа Иисуса Христа, наша готовность к мученичеству за Него. Кстати, по-французски слово «martyr «(«мученик») дословно означает «свидетель». Первые христианские мученики именно свидетельствовали о своей вере во Христа, а не вели «богословские диспуты» с язычниками. И сколько язычников-римлян, этих самоуверенных, гордых властителей полу-мира, пораженных такой верой, уверовали во Христа.
В связи со сказанным, хотелось бы привести в пример Святителя Николая Мистика (852−925), который вёл переписку с багдадским халифом Муктадиром. Все послания написаны Святителем в весьма вежливой и благожелательной форме. Для подтверждения и объяснения своей позиции святитель Николай использует ссылки на Коран. Святитель не замыкается на разрешении конкретных вопросов, послуживших причинами к переписке, но посредством советов по политическому управлению, он стремится привить основы христианского мировоззрения молодому сарацинскому правителю. При этом он пишет честно и прямо. Святитель нигде ни словом не отступился от Христа-Спасителя и от Православия, но нигде, ни единым словом, он не оскорбил и мусульман. Благодаря указанным принципам вежливости и честности, ему удалось освободить из плена тысячи людей — как христиан, так и мусульман, удалось заключить мир, удалось остановить гонения по религиозному признаку. Юрий Максимов в своей статье о Святителе Николае пишет: «Не прозелитизм, а чистое и честное свидетельство о вере лежит в основе нашей проповеди истины Православия, необходимость которой установил Сам Господь Иисус Христос, говоря: «Идите… проповедуйте Евангелие всему творению» (Мк. 16: 15). Так свидетельствовал и святитель Николай Мистик халифу ал-Муктадиру, равным образом и халифы, которые писали византийским императорам, не стеснялись говорить о своей религии. Доступность честной информации о религии нашего соседа лежит в основе взаимопонимания. Именно поэтому в православной Византии уже в IX веке был сделан перевод Корана на греческий язык. Именно поэтому сейчас в России, Белоруссии и других христианских странах можно свободно приобрести Коран в любом светском книжном магазине».
Поразительно: один из умнейших и образованнейших людей своей эпохи, Святитель Николай Мистик, изучавший ислам, тем не менее, сомневался в своих знаниях о нем. Нынешние же не в меру ревнивые критики, зачастую не знающие ни арабского языка, ни истории ислама с лёгкостью не оставляют камня на камне от вероучения, которое, как бы к нему не относиться, насчитывает несколько веков и которому следуют миллионы людей во всём мире.
Всё вышеизложенного не означает никакого экуменизма, и, конечно, никакой попытки согласиться с догматикой ислама. Более того, нужно беспощадно бороться с любыми проявлениям исламистской агрессии, деятельностью исламистских радикальных сект и направлений, с любой христофобией и русофобией. Не надо смешивать исламских нацистов с традиционным исламом и верующими мусульманами. То, что мы разные, вовсе не означает того, что нужно воевать друг с другом. Нужно помнить, что в противостоянии православных и мусульман, прежде всего, заинтересованы враги России. И тот, кто из числа мусульман, или православных бездумно разжигает огонь вражды друг к другу, неважно по каким мотивам, играет на руку врагам и православных, и мусульман. Об этом очень чётко сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Не следует забывать и о попытках искусственно углубить антагонизм между христианской и мусульманской цивилизациями, столкнув их во имя торжества секулярной идеологии».
Империя как мирное сосуществование
Зачем же нам, православным, помогать нашим врагам углублять этот антагонизм? Нам, православным, нужно искать не то, что нас разделяет с мусульманами, а то, что нас объединяет. Тем более это касается так называемых «русских мусульман». С ними нас объединяет общность истории, русские и мусульмане живут вместе в течение веков, общность территории, общность культуры. Кроме того, между мусульманами и православными есть соприкосновения и в религиозном вопросе. Все мусульмане, и шииты, и сунниты, почитают Спасителя (Ису), Пресвятую Богородицу (Мариам), святого Иоанна Предтечу. В данном случае не важно, как они их почитают. Главное, что для мусульман эти святые для нас Имена также являются святыми. Верят мусульмане и в Страшный Суд, когда «Иса будет судить все народы».Как недавно сказал настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово и старший духовник Московской епархии протоиерей отец Валериан Кречетов «Отношение к Православию у правоверных, настоящих мусульман совсем не враждебное, как принято считать». Отец Валериан рассказал, что когда два года назад он вел курс бесед в Суриковском институте в Москве, к нему подошел мусульманин, который тоже ходил на эти лекции, и сказал, что ему еще его дед говорил — «встретишься с христианином, поклонись ему: это твой старший брат». «Вот какое было традиционное отношение настоящих мусульман», — подчеркнул священник.
А значит, между нами есть точки соприкосновения, основа для мирного существования. Ведь мы отлично знаем, что есть религии, где Имя Христово ненавидимо и хулимо. У традиционных мусульман этого нет. А значит все разговоры, что «Иса» в исламе это не Христос-Спаситель, нужно оставить опять-таки для богословских изысканий. Но, по нашему глубокому убеждению, эти богословские вопросы не должны становиться предметом широкого обсуждения, тем более в среде верующих мусульман. Такие заявления могут только навредить как диалогу между православными и мусульманами, так и русскому имперскому строительству.
Русские Цари, ведя постоянные и упорные войны с мусульманскими странами, главным образом с Турцией, освобождая христианские народы от турецкого ига, никогда не притесняли мусульманскую веру внутри России, понимая, что для Империи мусульмане не опасны.
Мусульмане состояли в самых элитных частях русской Императорской Гвардии, даже в личном Конвое Императора. Русские государи всегда с большим уважением и заботой относились к мусульманам-конвойцам. Граф А. Х. Бенкендорф составил правила обращения со служившими Царю горскими мусульманами: «Не давать свинины и ветчины… Строго запретить насмешки дворян и стараться подружить горцев с ними… и маршировке не учить, стараясь, чтобы горцы с охотой занимались этим в свободное время… Телесным наказаниям не подвергать: вообще же наказывать только при посредстве прапорщика Туганова, которому лучше известно, с каким народом как обращаться… Эффендию разрешить посещать горцев, когда он желает, даже в классах… Чтобы во время молитвы горцев дворяне им не мешали… Наблюдать, чтобы не только учителя, но и дворяне насчет веры горцев ничего худого не говорили и не советовали переменить ее…».
Такое отношение русских Царей к иноверным подданным свидетельствовало об их имперском мышлении, а не об узком национализме.
А Россия может быть только Империей. Что же есть Империя в русском понимании этого слова? В русском понимании слово «империя» означает — «держава». В Российской империи все её народы были равны перед царём. Только в Российской империи представитель некоренного народа, в западном понимании «туземец», мог занимать государственные посты, в том числе и самые высокие. Так, например, при Александре II армянин граф М. Т. Лорис-Меликов фактически был главой правительства. В Российской империи все народы были объединены единым государством, единой территорией, единым законом. Понятие «метрополии» в Российской империи отсутствовало. Как верно пишет доктор исторических наук А. Н. Боханов: «Россия никогда не была „колониальной державой“ в общепринятом смысле и тем качественно отличалась от западноевропейских империй. У неё никогда не было метрополии как таковой: исторический центр был, а метрополии не было. Российская территориальная экспансия носила главным образом стратегический характер, диктовалась потребностями военной и государственной безопасности».
Эта русское имперское мировоззрение заставляет нас хранить как зеницу ока единство народов, независимо от их религиозных верований. Другое дело, что это единство может существовать только при наличии государственной идеологии, которая может быть только идеологией Православной Имперской Государственности.
Сегодня, свято храня верность святому Православию, мы должны в диалоге с представителями других религий, которых сегодня принято называть «традиционными», делать акцент не на различия в вероучениях, а на то единство, которое объединяло русский народ с представителями тех или иных народов исповедовающих ислам, буддизм и так далее. Особенно это касается мусульманских народов, населявших бывшую Российскую империю: татар, узбеков, черкесов, таджиков. Сотни тысяч представителей этих народов верно служили Матери-России оставаясь мусульманами.
Здесь хочется ещё раз привести слова Святейшего Патриарха: «Убежден, что христиане и последователи ислама могут жить в мире. Это доказывает многовековой российский опыт, отсутствие в нашей стране межрелигиозных войн. Однако для этого необходимы усилия с обеих сторон, желание идти навстречу друг другу, не подаваясь на провокации зложелателей».
Говоря об этом сегодня, мы выбиваем почву из-под ног этих зложелателей. На обывательском уровне, особенно в мусульманской среде, нужно отбросить все праздные разговоры о наших различиях с исламом и подчёркивать, что русские и мусульмане в течение веков жили в одном государстве и служили этому государству — Российской Империи (а потом, и Советскому Союзу). Что они вместе проливали кровь за это государство, и что мусульмане чувствовали себя хорошо и свободно в этом государстве. В этих утверждениях надо опираться, в том числе и на исламских авторитетов, прошлого и настоящего. Так, первый заместитель муфтия Татарстана Валиулла хазрат Якупов совершенно недвусмысленно заявил:
«Неопровержимым фактом является то, что именно в условиях царской России богословская мысль у мусульман-татар к началу XX века переживает подлинный расцвет и опережает весь мусульманский мир. Этот научный успех был подготовлен в традиционной системе наших медресе. В царской армии действовали штатные должности священников, представлявшие не только православие, но и другие конфессии. Это и понятно, ведь в российской армии, наряду с православными, служили мусульмане, католики и лютеране, иудеи и буддисты. Соответственно, по мере необходимости вводились и штатные должности мусульманских имамов, католических капелланов, иудейских раввинов и буддистских лам. В крупных городах — Москве и Санкт-Петербурге, а также в некоторых городах Восточной Сибири и Северного Кавказа на штатные должности военных мулл назначались главы местных мусульманских приходов».
Этими словами выдающийся мусульманский духовный деятель наносит удар по всем клеветникам России.