Русская линия
Православная книга РоссииПротоиерей Александр Захаров22.05.2008 

«Читайте прежде всего лучшие книги…»

Протоиерей Александр Захаров — настоятель храма святых Царственных Страстотерпцев в п. Сологубовка Кировского района Ленинградской области. Широко известен православной общественности своим деятельным подвижничеством на ниве просвещения русского народа, и в первую очередь, восстановления его исторической памяти. Отец Александр — автор целого ряда душеспасительных книг и брошюр, не раз выступал на радио и телевидении.

— «Православная книга России» рассказывала о романе Ирины Головкиной (Римской-Корсаковой) «Лебединая песнь», выпущенной в 2008 году под грифом «Издание храма Святых Царственных страстотерпцев в Сологубовке». Вы являетесь настоятелем этого храма и возглавляете издательство. Расскажите, как оно возникло, какие книги выпускает.

— Начиналась моя издательская деятельность в середине 90-х годов. Тогда появилась первая моя брошюра «К кому нам идти?», которую выпустил «СатисЪ». Потом стали выходить другие книжки. Гонорар от них я в основном получал долей тиража, поэтому хочешь — не хочешь, пришлось реализовывать эти книжки. Реализовывать сразу за деньги оказалось сложно. Мы вышли на Москву, познакомились, что такое издательский книгообмен, подружились там с издательствами, возили им наши книжки, от них сюда, в Петербург их издания — ну, так до сего дня и продолжается.

Идея издавать книги от храма святых Царственных Страстотерпцев в Сологубовке родилась не так давно — идея не моя, она принадлежит отцу диакону Михаилу Малюшину, клирику Воскресенского храма у Варшавского вокзала. В прошлом он работник издательства «Царское дело», достаточно профессиональный в своем деле человек. Сначала он стал издавать литературу от своего храма, Воскресенского. Так как мы с ним знакомы давно, то я предложил ему заняться допечатной подготовкой и моих книжек — мне самому некогда этим заниматься. Вот он стал издавать, и уже вышло где-то пять книг с копирайтом «Издание храма святых Царственных Страстотерпцев в Сологубовке».

— Как случилось, что вы издали автобиографический роман «Лебединая песнь», автором которого является Ирина Головкина (Римская-Корсакова) — внучка знаменитого русского композитора?

— «Лебединая песнь» — самая последняя из выпущенных нами книг — пришла к нам воистину промыслом Божьим. Эта книга и в самом деле стала для Ирины Головкиной «лебединой песней». В ней она описала судьбы русской дворянской аристократии, тех, кто остался в России после революции. Ирина Головкина (Римская-Корсакова) сама много пережила, удивительным живым опытом дышат страницы книги. Когда я ее прочитал, настолько сильным было впечатление, что сразу появилось желание самым родным, близким людям книгу подарить, поделиться с ними прочитанным.

Надо сказать, что при жизни автора книга ни разу не издавалась. Впервые она была опубликована в журнале «Наш современник» в 90-х годах. После этого ее дважды издавали в том же сокращенном журнальном варианте. Прочитав, я стал искать, кто же книгу издавал, чтобы купить у них хотя бы остатки тиража. Выяснил, что издавал эту книгу под названием «Побежденные» (так роман озаглавил «Наш современник», хотя это название лишь первой части книги) наш питерский предприниматель Игорь Муратов. Узнал также, что у него большая часть тиража лежит в кладовой нетронутая. Когда мы с ним познакомились, и зашел разговор о книге, то он просто подарил нам все остатки тиража с тем, чтобы деньги, вырученные с продажи, мы пустили бы на строительство храма.

Остатки эти быстро у нас реализовались, и встал вопрос о переиздании. А тут совершенно неожиданно познакомились с Николаем Кирилловичем Головкиным, сыном Ирины Головкиной. Так все само сложилось — пути Господни неисповедимы: батюшка, который мне подарил «Побежденных» — это отец Евгений Горячев, мой друг по Семинарии. Когда я после прочтения благодарил его за знакомство с такой замечательной книгой, он предложил мне через Веру Писаревскую, с которой давно знаком, выйти на потомков автора романа. А Николай Кириллович мне объявляет, что у него есть полный авторский текст, который никто никогда еще не издавал. Тут и решилось, что надо издавать именно этот полный вариант.

Николай Кириллович написал предисловие, снабдил книгу фотографиями из архива Римских-Корсаковых, которые также еще никогда не были опубликованы. Диакон Михаил Малюшин с матушкой Еленой допечатную подготовку осуществили. Вот так «Лебединая песнь» появилась на свет и распространяется, и читается как жителями Петербурга (города, где происходили основные события трагической жизни реальных людей — прототипов героев романа), так и москвичами. Десять тысяч — общий тираж книги, шесть из них отправлено в Москву.

— Батюшка, вы сказали, что роман оказал на вас сильное впечатление, а чем именно?

— Самое главное, что я вынес из романа, это то, что все наши современные проблемки и трудности — это такая мелочь, такие пустяки по сравнению с тем, что люди перенесли в страшные годы революции и в первые годы существования советского режима и остались при этом неунывающими, светлыми.

— И для меня эта книга — наглядный урок стойкости в вере. Ведь что дает свет надежды и основание для жизни героям, попавшим в жуткое колесо тоталитарного режима? Вера. Православная вера и вера в святость России, ее материнского лика. Понимание своей Родины как живого существа являлось «точкой опоры» лучших представителей уничтоженного большевиками класса русского общества.

— Да, при всем ужасе описываемых событий роман оставляет чистый, светлый след.

— Батюшка, петербуржцы знают вас как автора серии брошюр на «больные» темы современной жизни. В них вы в свою очередь размышляете над тем, что же является «точкой опоры» — надежной и вызывающей безусловное доверие — для наших современников, переживших развал советского государства. Нет другой такой страны в мире, как Россия, которая бы за последнее столетие пережила столько потрясений. Самым главным следствием этого стало обретение заново святой веры предков — Православия. Но большинство жителей России, считающих себя православными, плохо представляют себе ценность и спасительность своей веры, раскрывающейся вполне лишь при условии соборной, церковной жизни.

Брошюры «К кому нам идти?», «Бриллиантовая явь» (Книга для наркоманов и их родителей), «Слово об абортах», «Печаль ваша в радость будет», «У порога вечности» предназначены именно для таких людей, наших братьев и сестер, не переступивших еще порога Церкви, завороженных яркими погремушками массовой культуры.

— Перечисленные публицистические работы и многие другие выходили по отдельности, а в 1997 году часть их была объединена в сборник, озаглавленный «К кому нам идти». С тех пор он выдержал три издания, готовится четвертое. Книги печатались в разных издательствах в Петербурге, в Рязани. Варьировался состав глав, но оставалась неизменной основная мысль: «Единственной общественной силой, которая может духовно объединить и сплотить народ России является Русская Православная Церковь». Книга затрагивает вопросы «Что нас ждет? Куда мы идем? Верны ли ориентиры, задающие направление современной русской жизни? Есть ли эти ориентиры вообще?»

— Последняя из ваших публицистических работ, как мне известно, издана в 2007 году храмом Святых Царственных страстотерпцев в Сологубовке. Это брошюра «Кому будем служить?», в которой вы конспективно излагаете книгу «Проект Россия», вышедшую без обозначения автора в 2006 году в Москве. Что вас побудило издать эту работу?

— Когда я прочитал книгу «Проект Россия», вернее, ее первую часть, так как последующие еще не были опубликованы, то очень порадовался. В то же время мне показалось, что ее авторы касаются важных для государства вопросов, но до конца их не договаривают, при этом обещают продолжение разговора. Но если не договаривать, то лучше и не касаться, а суть проекта можно изложить короче, и доступнее, и понятнее. Такой вариант можно будет быстрее прочесть и больше людей познакомится с проектом. Кроме того, я понимал, что в таком светском виде до многих церковных людей книга просто не дойдет, потому что не появится на церковном прилавке, ведь для этого нужно архиерейское благословение. Из данных соображений решил я составить сокращенный пересказ этой книжки, лишь немного доработав богословскую линию.

Одна из основных мыслей, которая звучит в этой «доработке», заключается в том, что невозможно жить и никому не служить. Многие люди думают, что они живут сами по себе, сами для себя и никому не служат. Думать так можно, это никто не запретит. Но жить и никому не служить невозможно.

Человек в своей жизни, хочет он или нет, сознает или нет, обязательно служит или Богу, или диаволу. Понять, почему это так, очень просто, потому что, пока человек живет, он что-то делает, если не делает, то говорит, если не говорит, то хотя бы думает. И вот, все зависит от того, что мы делаем. что говорим, о чем думаем. Если мы делаем дела добрые, слова хорошие из уст наших льются, мысли благочестивые, молитвенные, то все это — служение Богу, которое спасает душу. А если вместо добрых дел кого-то обворовать, если с нашего языка матершина и площадная брань льется, если мысли черные, завистливые — то это тоже служение, но не Богу, а диаволу.

Поскольку человек ничего не делать, не говорить, не думать не может, то получается, что он обязательно кому-то да служит. Надо это осознать и сделать выбор, с кем я хочу разделить вечность, с Богом или диаволом, в рай я хочу или в ад.

Процитирую последние строки этой брошюры. «Имеющий уши слышать, да слышит: князь мира сего незримо входит в нашу жизнь. Еще немного, и он перестанет прятаться за демократией. Он сбросит ее как ненужную маскировку. Воспрепятствовать воцарению его над нами можно только одним способом: восстановив в каждом традиционном государстве, в России, Франции, Испании, Мексике и т. д. свои традиционные формы монархии. Только если на тронах ключевых стран будут царствовать представители Бога, над народами этих стран не воцарится представитель диавола».

— То есть, авторы проекта предлагают восстановить монархический способ правления в России?

— Мне показалось, что в первой части «Проект Россия» именно об этом идет речь. Но во второй части они от этой идеи отказываются, но не говорят, что вместо этого, обещают рассказать об этом в третьей части. Но я ее еще не читал. Вторая же часть, честно сказать, меня разочаровала.

— А как родились первые ваши статьи, книги?

— Все просто. В 1996 году я перенес сложную операцию и отдыхал дома на больничном. Тогда я был настоятелем храма Богоявления на Гутуевском острове. Мы по традиции проводили праздничные концерты для наших благодетелей во Дворце культуры моряков, а мне как настоятелю приходилось открывать их вступительным словом. Всегда я говорил коротенько, а тут времени свободного оказалось много, я подготовил «программную» речь, в которой затронул не только проблемы и радости нашего прихода, но и более общие, касающиеся всего нашего русского народа. Произнести ее полностью мне на том концерте не удалось, но то, о чем в ней говорилось, настолько волновало меня в тот период, что я решил это написать. А к тому времени мне уже не раз предлагали опубликовать какие-то мои проповеди. Стал писать — думаю, нет, уже не на газетную статью, а на журнальную тянет. А когда до конца дописалось, получилась брошюра «К кому нам идти?», которая была издана в 1996 году.

Написал ее за две недели, а больничный все не кончается, я тогда месяца четыре дома отдыхал. И вот какая идея родилась: есть ведь вопросы, которые интересуют большинство церковных людей, и приходится постоянно отвечать на них, чаще всего, повторяя одно и то же каждому. Думаю, дай-ка, чтобы не повторять, я сэкономлю время и напишу, изложив свое мнение по этим вопросам. Тем, кто интересуются, чтобы время не терять, я смогу дать книжку — на, почитай, тут несколько страничек. И все понятно будет на этот счет. И пошла работа — я просто брал свои проповеди и литературно их причесывал. Таких брошюрок около десятка вышло. Собранные под одной обложкой с названием «К кому нам идти?» вместе с ранними статьями, написанными мной еще до рукоположения, они вышли одной толстой книгой в 1997 году.

— Что для лично вас из вопросов современной жизни кажется самым главным?

— Ни одна тема не потеряла актуальности. Это и грех абортов, и выбор форм государственного устройства, и о пьянстве и наркомании, к моему глубокому сожалению.

— Вам, как автору, приходят отклики читателей ваших книг?

— Приходят. Пишут отовсюду. Некоторые письма очень радуют. Недавно одна девочка написала, прочитав «Слово об абортах», что никогда в жизни не будет их делать. Правда, я, к сожалению, не отвечаю на письма, потому что совершенно не имею досуга для переписки.

— Что вы пожелаете читателям, в том числе читателям сайта «Православная книга России»?

— Эта мысль принадлежит не мне, но она мне понравилась, и, пожалуй, в качестве пожелания лучше не придумаешь. «Дорогие читатели, читайте, прежде всего, лучшие книги, иначе вы совсем не успеете прочесть их!», — Генри Дэвид Торо.

Беседова Анна Бархатова

http://www.pravkniga.ru/interview/80/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru

Теперь каждый автор может заказать печать книг.