НГ-Религии | Андрей Мельников | 21.05.2008 |
На этой встрече журналистов с Иерусалимским Патриархом присутствовал известный проповедник дьякон Андрей Кураев, в последнее время живо интересующийся перспективами миссионерской деятельности среди русскоязычных граждан Израиля. «Мы, участники той встречи, были, конечно, шокированы таким антирусским накалом слов Патриарха, — поделился он своими впечатлениями с „НГР“. — С рациональной точки зрения это необъяснимо. Речь идет о проявлении каких-то архетипов, глубоко въевшихся в сознание греческого духовенства. Мы стали свидетелями или даже объектами какой-то провокации. Возможно, он что-то оскорбительное и резкое хотел сказать через нас России. Я лично могу предположить, что это реакция на отмену визового режима между Россией и Израилем. Ему хочется сдержать поток русских паломников в Иерусалим», — заключил Кураев.
Во многом сходное видение произошедшего изложил в своем комментарии для нашего издания секретарь по межправославным отношениям ОВЦС МП священник Николай Балашов. «В своем интервью предстоятель Иерусалимской Православной Церкви повторил характерные для части наших греческих православных братьев стереотипные представления о России», — сказал Балашов. И после довольно продолжительной паузы дипломатично добавил: «РПЦ старается строить свои отношения со всеми поместными Церквами, включая Иерусалимский Патриархат, на основе братства и равноправия».
Как известно, между братьями могут возникать довольно значимые разногласия, особенно если они делят малогабаритную квартиру, с которой можно сравнить крохотную родину христианства. «Крупнейшая геополитическая катастрофа XX века» (как назвал распад СССР Владимир Путин) и другие события коренным образом изменили демографическую ситуацию в Израиле. Это государство стало богаче на миллион русскоговорящих выходцев из стран бывшего СССР. Значительная часть из них далека от традиций иудаизма, а то и вовсе не имеет психологических и правовых оснований исповедовать эту религию. Естественно, что православные Церкви рассматривают этих людей как свою паству. Одновременно неуклонно снижается численность арабов, исповедующих православие, ранее бывших основными прихожанами православных храмов в Израиле и Палестинской автономии.
До сих пор безусловным приоритетом в праве на окормление православных жителей Святой земли пользовалась Иерусалимская Православная Церковь, древнейшая из православных Церквей. Деятельность Русской духовной миссии в Иерусалиме, основанной в XIX веке, по уставу сводится к сопровождению и «духовному водительству» паломников, приезжающих из России.
Однако в последние годы одновременно с ростом внешнеполитического влияния Российской Федерации расширяется и сфера зарубежных интересов Русской Православной Церкви. Важной победой российской дипломатии стало решение вернуть в собственность РПЦ Сергиевское подворье в Иерусалиме, построенное в позапрошлом столетии на средства русской императорской фамилии. Об этом 13 мая сообщила посол Государства Израиль в РФ Анна Азари. Многие помнят дипломатические и юридические «битвы» вокруг Сергиевского подворья, к которым были подключены даже российские олигархи Роман Абрамович и Аркадий Гайдамак. Как стало известно «НГР», юристы Русской духовной миссии борются за возврат так называемого «Дома дружбы» в Назарете, переданного под нажимом властей СССР Компартии Израиля и превращенного в офисные и торговые помещения, комплекс помещений в Тель-Авиве, занятых ныне муниципалитетом этого города, уже отсудили земельную собственность в Хайфе, где архитектором предложено организовать автомобильную стоянку.
Как считают эксперты, такая активность РПЦ не может не беспокоить «греческих братьев». «Не все православные Церкви могут опираться на поддержку столь мощного государства, как Россия, которая равно может защитить права своей Церкви и в Израиле, и в Палестине. Не все из них преодолели почти вековой раскол, как это сделала РПЦ, воссоединившись с РПЦЗ. Изменилось соотношение: сегодня РПЦ — самая большая православная Церковь в мире, самая активная», — такой видит подоплеку конфликта двух Патриархатов президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.