Русская линия
НГ-Религии Павел Круг21.05.2008 

Согласно акту утвержденный
Митрополит Иларион — либерал или консерватор?

Из досье «НГР»: Митрополит Иларион (в миру Игорь Алексеевич Капрал) родился 6 января 1948 года в Спирит-Ривер (Канада) в семье эмигрантов из Украины. В 1967—1972 годах обучался в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле (США). С 1974 года — монах, с 1976 года — иеромонах, с 1984 года — епископ. Возглавлял Восточно-Американскую епархию РПЦЗ, в 1996 году переведен на кафедру в Сиднее (Австралия). С 2006 года — первый заместитель председателя Архиерейского Синода РПЦЗ, после смерти митрополита Лавра в марте 2008 года — местоблюститель первоиерарха РПЦЗ.

Новый глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион (Капрал), избранный Архиерейским Собором в Нью-Йорке 12 мая, вступил в должность в воскресенье, 18 мая, спустя год после подписания Акта о каноническом общении между РПЦ МП и РПЦЗ. Как было отмечено в резолюции Архиерейского Собора, «сим промыслительным событием особенно подчеркивается преемственность новоизбранного первоиерарха в продолжении дела его предшественника». Согласно этому акту, митрополит Иларион был утвержден Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 14 мая.

Обращают на себя внимание два момента. Во-первых, выборы нового главы РПЦЗ, занявшие у «зарубежных» иерархов не более получаса, были не более чем формальностью, фиксацией заранее принятого решения о преемнике покойного митрополита Лавра (Шкурлы). Архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион получил на Соборе девять голосов из одиннадцати. Во-вторых, эта процедура стала проверкой того, как работает Акт о каноническом общении — отсюда столь быстрое утверждение нового главы РПЦЗ, что также было, судя по всему, результатом предварительной договоренности.

От нового митрополита Илариона ждут продолжения курса предшественника, то есть расширения контактов Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом. В частности, митрополит Иларион примет участие в работе Архиерейского Собора РПЦ, который пройдет 24−29 июня в Москве. Первые заявления нового первоиерарха РПЦЗ в целом подтверждают преемственность курса митрополита Лавра. Но при этом митрополит Иларион касается тех проблем во взаимоотношениях между Московским Патриархатом и Зарубежной Церковью, которых старался реже касаться его предшественник.

В частности, новый глава РПЦЗ говорит об участии Русской Православной Церкви в работе экуменического Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), что в Зарубежной Церкви воспринимается негативно. Ранее Московский Патриархат проигнорировал рекомендации IV Всезарубежного Собора выйти из ВСЦ. Сегодня, по мнению митрополита Илариона, эта организация «утратила свою значимость». То есть членство в ней не несет угрозы православию, так как реальное объединение с католиками и протестантами — вещь неосуществимая. И все же не исключено, что митрополит Иларион вновь поднимет этот вопрос — на Архиерейском Соборе, например. В таком случае он будет поддержан российскими противниками экуменической деятельности РПЦ, ряды которых за последние годы умножились. Так или иначе, «зарубежное» духовенство с его скепсисом по отношению к экуменизму объективно усилит позиции консервативного «крыла» внутри РПЦ.

Другой интересный мотив в публичных выступлениях митрополита Илариона — перевод православных молитв с церковнославянского на современный русский язык. Фактически речь идет о частичной реформе богослужебного языка, которая активно обсуждается в РПЦ в последнее время. В самом Московском Патриархате у подобного нововведения немало противников. Что уж говорить о Зарубежной Церкви, которая на протяжении десятилетий консервировала церковные традиции царской России и до сих пор пользуется дореволюционной орфографией в официальных документах. Резкие перемены в этой сфере могут привести к углублению раскола в Зарубежной Церкви. В любом случае, если митрополит Иларион решится стать реформатором церковного языка, он несомненно получит одобрение представителей либерального течения в самой РПЦ.

Таким образом, нового главу РПЦЗ можно с равным успехом отнести и к церковным либералам, и к консерваторам. Первые видимые изменения в Зарубежной Церкви с приходом митрополита Илариона выразились, во-первых, в принятии нового текста молитвы о спасении России (теперь она будет называться молитвой о благоденствии Русской Православной Церкви), а во-вторых, в создании нового церковного органа — Секретариата по межправославным отношениям. Все это стало логичным продолжением курса митрополита Лавра. Судя по всему, «зарубежные» иерархи считают, что Россия уже спасена и произошло это именно благодаря воссоединению Русской Церкви 17 мая прошлого года.

Однако в русском зарубежье, в частности в США, это событие вызвало путаницу в церковных юрисдикциях, которые стали как бы дублировать, наслаиваться друг на друга. Для того чтобы найти подходы к решению этих проблем, и был создан Секретариат по межправославным отношениям, который возглавил протоиерей Александр Лебедев. Не ясно, правда, как будут строиться отношения с бывшими членами РПЦЗ, не принявшими воссоединения с Московским Патриархатом. Они собираются провести свой альтернативный V Всезарубежный Собор в конце этого года.

Другим знаковым событием последнего Архиерейского Собора РПЦЗ стала смена секретаря Синода. Занимавший ранее эту должность епископ Манхэттенский Гавриил (Чемодаков) переведен на кафедру в Монреале (Канада). Новым секретарем Архиерейского Синода РПЦЗ стал архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл (Дмитриев), он же стал вторым заместителем нового главы Зарубежной Церкви. Первым заместителем митрополита Илариона, как и ожидалось, стал архиепископ Берлинско-Германский Марк (Арндт). Его кандидатура также рассматривалась на Архиерейском Соборе.

Ведь архиепископ Марк долгие годы был наиболее последовательным сторонником воссоединения с Московским Патриархатом. Но именно поэтому для части духовенства Зарубежной Церкви он был бы не лучшим преемником митрополита Лавра. В частности, слишком тесны были его контакты с Отделом внешних церковных связей и его председателем митрополитом Кириллом (Гундяевым). Архиепископ Иларион выглядел более компромиссной фигурой, способной привлечь «отколовшихся» от РПЦЗ после 17 мая 2007 года обратно в лоно Церкви. У избранного первоиерарха есть опыт улаживания внутрицерковных конфликтов. В 1996 году он был направлен на австралийскую кафедру именно в качестве такого арбитра-миротворца («нестроения» возникли после ухода на покой предыдущего главы епархии архиепископа Павла (Павлова)) и в результате показал себя, как теперь принято говорить, успешным менеджером в Церкви.

Перестановки в Архиерейском Синоде не случайны и хорошо отражают происходящее в Зарубежной Церкви. Епископ Гавриил (Чемодаков) ранее критиковал курс митрополита Лавра на скорое сближение с Московским Патриархатом и, по некоторым данным, голосовал против кандидатуры Илариона 12 мая.

Теперь он потерял одну из ключевых церковных должностей и отправлен в Канаду. Вместе с тем симпатии противников единства с Московским Патриархатом епископ Гавриил давно потерял. Зато все возрастающую роль в Зарубежной Церкви начинает играть архиепископ Кирилл (Дмитриев), который ранее не был заметен в ней на первых ролях.

http://religion.ng.ru/facts/2008−05−21/1_ilarion.html?mthree=1


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru