Русская линия
Столетие.Ru Александр Крылов16.05.2008 

Грузия-Абхазия: много шума, но войны не будет
Почему мировые СМИ переполнены сообщениями о резком обострении ситуации в зоне грузино-абхазского конфликта

Грузино-абхазский конфликт является для Грузии наиболее болезненным и от того, какими средствами будет достигнуто его урегулирование, во многом зависит будущая судьба грузинской государственности. После окончания грузино-абхазской войны прошло много лет, но все попытки сблизить позиции сторон и добиться мирного урегулирования оказались безрезультатными.

Благодаря российским миротворцам грузино-абхазский конфликт продолжает оставаться в «замороженном состоянии», но обстановка периодически обостряется по инициативе Тбилиси. Обычно это происходит накануне выборов в Грузии или очередного курортного сезона. Сейчас оба фактора совпали: курортный сезон уже начался, парламентские выборы в Грузии назначены на 21 мая. На сегодняшнем информационном фоне перспектива второй грузино-абхазской войны может показаться вполне реальной. К счастью, ситуация не столь драматична, как-то представляют всегда склонные к броским заголовкам и поспешным оценкам мировые и отечественные СМИ.

Уже много лет ситуация в зоне грузино-абхазского конфликта идет по привычному кругу. Период «зимней спячки» сменяет «горячая весна».

В этом году главной пропагандистской «фишкой» Тбилиси стали полеты беспилотных самолетов-шпионов над Абхазией, которые регулярно сбиваются абхазскими ПВО.

Нужно отдать должное М. Саакашвили: разыгрываемые Тбилиси сценарии весьма разнообразны и пока еще ни разу не повторялись. Например, весной 2004 г. «пропагандистский залп» по Абхазии и России состоял из бесчисленных заявлений грузинских официальных лиц о перевозках через территорию Абхазии наркотиков, присутствии в стране международных террористов, торговле оружием, массовых притеснениях армян в Абхазии (закрытии армянских школ, сожжении в Абхазии армянских церквей и т. п.). Тогда власти Грузии заявляли на весь мир о причастности спецслужб Абхазии к терактам в Москве и даже обвинили службу безопасности Абхазии и российскую ФСБ в пособничестве чеченским террористам, которые осуществили взрывы в московском метро. Теперь о подобных сюжетах в Тбилиси не вспоминают. Что неудивительно, ведь большинство из них, как и более поздние по времени сенсационные сообщения из Тбилиси, было сознательной и грубой дезинформацией (к примеру, в Абхазии попросту нет ни одной армянской церкви). Совсем по Геббельсу: «чем более невероятна ложь, тем скорее в нее поверят».

Несмотря на прозвучавшие недавно громкие пропагандистские «мирные инициативы Тбилиси», М. Саакашвили никогда не ставил своей целью решение абхазской проблемы на основе политического компромисса. По мнению Саакашвили, грузино-абхазский конфликт имел характер «пограничной войны» между Грузией и Россией. Тем самым отрицается имевший место в действительности внутригосударственный характер грузино-абхазского конфликта, Россия фактически обвиняется в вооруженной агрессии против независимой Грузии, длительной оккупации части ее территории. Тем самым, по логике официального Тбилиси, нынешнее правительство Абхазии лишается права участвовать в переговорах в качестве стороны конфликта (подобно тому, как это произошло с руководством Нагорного Карабаха).

С момента прихода Саакашвили к власти все направлено на решение одной задачи: путем политического, военного, экономического и пропагандистского давления на Абхазию добиться ее капитуляции и «сдачи на милость» Тбилиси. А если враг не сдается — его уничтожают (что, как известно, завещал столь почитаемый нынешним грузинским президентом «отец всех народов»).

После прихода М. Саакашвили к власти в Грузии были предприняты масштабные действия по повышению боеготовности вооруженных сил, их реформированию и приведению к стандартам НАТО. В апреле 2004 г. (т.е. даже не дожидаясь окончания срока предыдущей военной программы «Обучение и оснащение») в Грузии была начата новая пятилетняя программа Пентагона. Эта программа предусматривала подготовку при поддержке США боеспособных и отвечающих западным стандартам вооруженных сил.

Саакашвили связывает будущее грузинского государства исключительно с Западом, и никогда не скрывал своего намерения способствовать изоляции России в черноморском бассейне.

Уже в ходе первого турне по западным странам в качестве главы грузинского государства Саакашвили определил свою главную цель в области международных отношений следующим образом: «вместе с Украиной, Румынией и Болгарией мы стремимся создать систему безопасности в черноморском регионе, что будет способствовать нашей интеграции с Западом. Географическое положение Грузии и наша стратегическая ориентация дает нам возможность вместе с Западом противостоять угрозам XXI века. Я намерен вернуть Грузию в евро-атлантическую зону, чтобы вместе с западными партнерами строить наше лучшее будущее. Наше прошлое и наше будущее связано с ценностями и чаяниями евроатлантического сообщества. Сегодня мы возвращаемся домой и я уверен, что, работая вместе с друзьями, мы добьемся цели».

Несмотря ускоренное военное строительство в последние годы, грузинская армия все еще не в состоянии самостоятельно разгромить довольно боеспособные и пользующиеся поддержкой местного населения абхазские вооруженные силы. Грузинское руководство рассчитывает, что в ответ на свою подобострастную приверженность идеям трансатлантизма ему удастся получить прямую военную помощь со стороны НАТО, и, таким образом, повторить в Абхазии балканский сценарий массированного военного вмешательства на стороне одной из сторон конфликта.

Накануне окончания программы «Обучи и оснасти» США заявили, что американское военное присутствие в Грузии приобретает постоянный характер. Саакашвили высказался за «усиление роли мирового сообщества, особенно Америки, в мирном процессе» и за вывод российских войск с территории Грузии, без которого, по его мнению, невозможно решение абхазской проблемы.

Целью нынешнего американского правительства является установление политического доминирования США в стратегически важном Закавказье. Поэтому администрация США рассматривает неподконтрольные Тбилиси бывшие автономии в качестве нежелательного для себя фактора, который способствует сохранению российского влияния. Однако США и их союзники совершенно не готовы к прямому военному вмешательству в грузино-абхазский конфликт. Они опасаются неизбежных осложнений в отношениях с Россией и дестабилизации ситуации в Кавказском регионе, которая явно противоречит их политическим и экономическим интересам.

США и НАТО могут пойти на повторение балканского сценария в Абхазии только в том случае, если для этого создастся благоприятная ситуация.

Такая ситуация могла бы возникнуть, если бы продолжились процессы дезинтеграции России, и ее влияние на Кавказе и в мире в целом продолжало бы сокращаться. Именно на это горячо уповала тбилисская политическая элита. Однако преодоление Россией очередной смуты превратило мечты об уходе России с Кавказа и о военном вмешательстве НАТО в дела региона в политическую «маниловщину».

На фоне усиления России все более обостряются проблемы в Ираке, Афганистане и на Ближнем Востоке. Не похоже, что США/НАТО в ближайшей перспективе сумеют найти выход из болота, в котором они увязли на Большом Ближнем Востоке. Саакашвили и подобные ему «розовые мечтатели» могут сколько угодно грезить о военном вмешательстве НАТО в грузинские дела. Рано или поздно период подобной «политической маниловщины» закончится, и тбилисские власти будут вынуждены вернуться к политическому реализму. И чем скорее они это сделают — тем скорее у Грузии появится реальная перспектива выхода из политического и социально-экономического тупика, в который страну столь упорно загоняли все ее постсоветские правители.

http://stoletie.ru/geopolitika/gruziyaabhaziya_mnogo_shuma_no_voni_ne_budet__2008−05−15.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru