Русская линия
Радонеж Сергей Худиев15.05.2008 

На прошедшей неделе (12 мая)

Наиболее заметным событием государственной жизни на прошлой неделе была, конечно, инаугурация нового президента России, Дмитрия Медведева. Президентские полномочия Владимира Путина официально завершились. Он исполнил свое слово — в котором многие сомневались до последнего момента — что не пойдет на третий срок. Наверное, при таком уровне популярности ему было бы нетрудно остаться, многие от него этого хотели, но он сделал выбор, который нам стоит рассмотреть подробнее. Людям часто легче доверять человеку, сильному, узнаваемому лидеру, чем безликому закону. Однако порядка и процветания стране не может обеспечить никакой лидер; порядок и процветание может обеспечить только закон, в частности, работающий механизм передачи власти. То, что Владимир Путин не стал переделывать Основной Закон под себя (хотя ему это было бы нетрудно), но подчинился его требованиям — выбор в пользу власти, основанной на законе, а не на персоналиях.

О законе говорил и новый президент, Дмитрий Медведев; в своей инаугурационной речи от ответил, что «особое внимание придает фундаментальной роли права, на котором основывается и наше государство, и наше гражданское общество». По его словам, «мы обязаны добиться истинного уважения к закону, преодолеть правовой нигилизм, который серьёзно мешает современному развитию». Действительно, в то время как одни бранят власть, а другие оглядываются в поисках врагов, наши подлинные проблемы лежат в области нравственности. Нашим гражданам не хватает готовности уважать закон, не искать лазеек и путей нечестного обогащения. Политические и экономические проблемы имеют нравственное измерение; не случайно новый президент подтвердил, что «те особые доверительные отношения, которые есть с Русской православной церковью, сохранятся и будут развиваться на благо Отчизны». Инаугурация завершилась молебном, во время которого святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II испрашивал благословения Божия на «благое правление президента Димитрия страной нашей», просил «умудрить и наставить его, подать ему разумение и премудрость, а всем нам — тихое и мирное житие».

То, что вступление Дмитрия Медведева в должность сопровождалось призыванием Божией помощи и Божьего благословения, обнадеживающий знак — потому что правитель, прежде любой человеческой поддержки, нуждается в помощи Божией. Как отметил Патриарх, «стало доброй традицией испрашивать благословение Господа» сразу после вступления в должность президента России.

На прошедшей неделе отмечался праздник Победы над фашизмом; это, как поется в старой песне, «праздник со слезами на глазах». Мы вспоминаем великие жертвы, понесенные нашим народом в борьбе со беспощадным и очень сильным врагом. Этот праздник в последние годы сделался предметом нарастающих нападок — вспоминают и сталинскую тиранию, и проявления недостойной мстительности в поверженной Германии, приводят и подлинные факты, и вымыслы. То, что мы знаем о сталинизме, действительно ужасно, но есть то, что невозможно отрицать, то, что невозможно у нас отнять — мы существующем как народ и как страна благодаря тому, что воины Великой Отечественной сражались и победили. Существование многих других стран и народов — даже тех, где сейчас нацистские коллаборационисты ходят парадами — оплачено кровью наших солдат. Совершая молебен о воинах, павших на этой войне, святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II отметил, что «Мы не можем не вспомнить сегодня тех, кто отдал свои жизни, защищая священные рубежи нашего Отечества. В сегодняшний день Церковь повсеместно молится о воинах и вождях, которые ценой своей жизни ковали Победу».

На прошедшей неделе замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин призвал верующих воздержаться от перепалок в интернете. Как сказал священник, «Если мы не способны поговорить друг с другом прямо, а вываливаем заочные обвинения под псевдонимами в Интернет, то это говорит о серьезном недуге нашей духовной жизни». Он напомнил о словах Спасителя: «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» и посетовал на то, что «Помня эти слова, многие православные христиане на самом деле поступают с точностью до наоборот: сначала все обвинения вываливаются в Интернет, а потом (в самом лучшем случае) имеет место прямой разговор».

В самом деле, Священное Писание много раз предостерегает нас от поспешных и резких суждений о людях, особенно же наших братьях по вере, и, особенно, о пастырях. Надо отметить и уникальную ситуацию, которую создает интернет. Миллионы людей в России и во всем мире могут с легкостью общаться, не покидая своих домов; это порождает новые возможности для проповеди слова Божия, для свидетельства об Истине — но также налагает на верующих людей особую ответственность за их высказывания в сетевом пространстве. Свидетелями некрасивых препирательств могут стать любые люди из любой точки мира — им достаточно зайти на определенный адрес — и тут уместно вспомнить и другие слова Спасителя — «горе тем, кто соблазнит одного из малых сих». Горько видеть, как ненавистники Церкви с радостью, восторгом и глумливыми насмешками дают ссылки на подобные неблагочестивые споры. Но многих других людей, которых такое скандальное зрелище смутило и оттолкнуло от Церкви, просто мы не знаем. Поэтому важно помнить — то, что мы вывешиваем в интернете, может прочитать любой; и мы отвечаем перед Богом за то, как на него могут подействовать наши слова.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2716


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru