Комсомольская правда | Митрополит, Предстоятель РПЦЗ Иларион (Капрал) | 13.05.2008 |
Наш спецкорр Николай Варсегов взял у Владыки Илариона эксклюзивное интервью накануне его избрания.
— Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, нашим читателям немного о себе.
— Мои отец и мать родились в Польше, которая была в те времена частью российской империи. А когда эта территория отошла к советской Украине, родители эмигрировали в Канаду, где я и родился 6 января 1948 года. После обычной школы поступил в духовную семинарию в Свято-Троицком монастыре в штате Нью-Йорк, где после служил монахом. 1984 меня избрали в епископы. В 1996 году был назначен Архиерейским собором на Сиднейскую и Австралийско-Новозеландскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Считаю, что в этом мне весьма повезло. Здешняя епархия очень интересная — огромные расстояния. Много миссионерской работы в Азии, в Индонезии.
— Какие вопросы Вам чаще всего задают российские журналисты?
— Я стараюсь избегать прессы, особенно телевизионщиков, мне неудобно за мой некачественный русский язык.
— Известно, что вы один из главных зачинателей объединения Русской Церкви за рубежом и Московской патриархии
— Не сказал бы, что я из главных зачинателей. Это решение на объединение принял наш Архиерейский Собор, посчитав, что время для этого наступило. Я был в составе троих священников, командированных в Москву. И мы первые имели беседу со Святейшим патриархом Алексием Вторым и членами Святейшего Синода о воссоединении наших церквей.
Дружить ли нам с иноверцами?
— Среди зарубежных священников и поныне есть противники воссоединения. Чем они мотивируют свое несогласие?— А каково Ваше отношение к этим деяниям Московской патриархии?
— Нас волновал этот вопрос еще с шестидесятых годов, когда Вселенский патриарх Афиногор Константинопольский и Папа Павел Шестой сняли с себя клятвы во взаимной анафеме, которые в 1054 году православная и католическая церкви наложили друг против друга. Были даже случаи совместной молитвы, что строжайше запрещено канонами. Но Московский патриархат в 2000 году четко указом определил, что истинная Православная церковь та, которую создал изначально Христос. А христиане, которые отошли в свои времена от начальной церкви не являются истинными христианами и вера их ложная. Московская патриархия также как мы подчеркивает, что нельзя с отошедшими от православия иметь совместные богослужения. И хотя Московская патриархия участвует во Всемирном совете церквей с целью диалога между христианами, но мы видим, что никакого объединения не происходит, и данная организация утратила свою значимость.
— Я не раз встречал людей, разочаровавшихся в нашей церкви по причине того, что московские патриархи общаются на высоком уровне с католиками, мусульманами и прочими иноверцами. Насколько правы те люди, не приемлющие другие религии?
— Встречи православных епископов с представителями других вероисповеданий носят чисто нравственные, переговорные мотивы и к этому надо относиться спокойно, как, например, к встречам лидеров большой восьмерки, где часто противоречащие стороны ищут какие-то соглашения.
Наш спецкорр Николай Варсегов (справа) в гостях у Первоиерарха Илариона, главы Русской православной церкви за границей.
Уроки православия
— Ныне в России остро обсуждаются вопросы на тему: надо ли вводить уроки православия в наших школах, чтобы сызмальства прививать детям веру. Каково Ваше отношение к этому?— Думаю, это весьма важно, потому как на подобных занятиях дети поймут истинный смысл своей жизни. Россия получит новые поколения с осознанием чувства Бога и чувства родины, чувства долга перед отечеством. Но Россия многонациональное государство. Поэтому уроки православия, полагаю, не должны быть обязательными для всех. Для детей, например, мусульман, иудеев могли бы параллельно проводиться уроки по их религиям.
— А может в том есть и большая опасность? На примере страны России, да и не только, мы знаем, что много кровавых конфликтов возникает как раз на межрелигиозной почве. Вот мы вырастим эти «разноверующие» поколения, а они потом и передерутся между собой всяк за свою веру?
— В царской России, где вера всем прививалась достаточно крепко, никаких межрелигиозных столкновений не было. Люди истинно верующие никогда не используют имя Бога для нагнетания вражды к иноверцам. Зато экстремисты, пользуясь безграмотностью людей в делах религии, создают лжеучения особенно среди молодежи и проводят якобы религиозную линию для разжигания ненависти к людям, исповедующим иные религии. Люди по-настоящему набожные, будь то мусульмане иль христиане, любой спор разрешают миром.
— Сейчас вот иные радуются, что вроде как появилось много верующих. В храмах всегда полно молодежи, но, на мой взгляд, в большинстве своем это все фальшивоверующие. Студенты перед экзаменом идут в церковь, а если бы не экзамен, они бы охотней пошли пиво пить… Зачем нам такая вера?
— Чтоб обратить людей к истинной вере, нужна очень большая и трудная работа. Нужны образованные священники, умеющие говорить с людьми, умеющие разъяснять. Это серьезная наука — помочь человеку понять молитву, а через молитву осознать свою душу и очищать ее от грехов. Все грехи изначально приходят с мыслями. Мы развиваем те греховные мысли и даже порой воплощаем их в пагубные дела. Человек — поле битвы добра и зла, и вот научиться вести в себе постоянную и незримую брань против зла есть главное назначение человека и главный смысл учения православного.
— А могли бы грамотные священники от русской зарубежной церкви вести в России миссионерскую работу?
— Дело в том, что православных священников за рубежом не так уж много. В то же время я наблюдаю, как в последние годы священники в самой России далеко продвинулись в опыте православия и надеюсь, что с Божией помощью скоро все у них наладится. Но могли бы приехать в Россию и поделиться своим опытом священники, перешедшие к нам в православие из других вероисповеданий. Как правило, это очень грамотные и убежденные люди.
Православная молитва должна быть понятна и австралийским аборигенам
— Скажите, Владыко, вот жизнь развивается, может и Церкви нужны какие-то перемены? Почему, например, женщине не дозволено заходить в церковь в брюках, если это, конечно, не цветные какие-то штаны с попугаями? Почему в храме во время долгой молитвы нельзя присесть на скамеечку людям немощным?— А еще ведь многие приводят в церковь детей и те вынуждены часами стоять и слушать нечто совсем непонятное. Такая практика скорей отвратит ребенка от веры, и поход в церковь он будет воспринимать как большую пытку.
— Да, и в том я с вами согласен. Ребеночка необходимо изначально так подготовить, чтобы он шел в храм уже как-то осмысленно. Мы стараемся детей приобщить к участию в церковной практике. Девочки любят свечки тушить, мальчики стараются в разных делах помогать. Дети отличаются любопытством, и в церкви у них возникает много интересных вопросов. Необходимо, чтоб и священники, и родители хотели и могли отвечать на их вопросы.
— Скажите, Владыка, с какими вопросами, чаяньями приходят к вам люди здесь в Австралии?
— Да, порой люди попадают здесь на чужбине в очень трудные ситуации. Австралия прекрасная страна, и много граждан из России, как и из других государств, стараются обосноваться в Австралии. Но иные наши соотечественники плохо знают язык, им трудно найти работу, имеют визовые проблемы. Оттого впадают в отчаянье, приходят к нам в храмы за помощью, за советами. К сожалению, у нашей церкви в Сиднее нет возможности приютить, обеспечить работой всех странников, потому мы направляем их в различные организации, способные оказать ту или иную помощь. Мы тесно сотрудничаем и с российским посольством в Канберре, которое тоже активно помогает нашим в сложных жизненных ситуациях.
Многие женщины из России выходят замуж за австралийцев. К сожалению не всегда эти браки удачны из-за разницы воспитания. Иные женщины подвергаются и побоям со стороны мужей. Здесь мы тоже стараемся и утешить, и помочь женщинам с юридической стороны, ибо права женщин в Австралии очень защищены и закон выступает чаще на их стороне.
Влюбляться можно, только осторожно
— Да уж, известно, что много женщин из России и СНГ мечтают полюбить австралийских мужчин. Списываются с оными и летят сюда в поисках своего женского счастья. Что бы Вы посоветовали им, Владыка?— Раньше, понятно, русские искали спасения за границей. Нынешние российские эмигранты ищут здесь сладкой и теплой жизни. Это я сделал вывод из разговоров с нашими многочисленными студентами в Австралии. Как прикажете к ним относиться? Как к отщепенцам? Россия их вырастила, вскормила и выучила, а они косяками летят сюда, чтобы отдать все другой стране…
— Я думаю многие из тех молодых людей, что сюда приехали, в конце концов вернутся в Россию. По крайней мере, вернутся истинные патриоты, которые не смогут жить без своей родины. А в Австралии они приобретут новую культуру и хорошие знания, которые будут очень востребованы в их отечестве.
— То есть, произойдет естественный отбор: патриоты вернутся, а других вроде как и не жалко…
Главное, чтобы русские за границей не теряли чувства родины, не забывали язык и развивали здесь свои лучшие русские моральные качества. Этого я бы хотел пожелать не только эмигрантам российским, но и всем другим россиянам, которые никуда эмигрировать не собираются. Да хранит Россию Господь!
Беседовал Николай ВАРСЕГОВ
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Митрополит Лавр успел воссоединить зарубежную Русскую православную церковь с Русской православной церковью — 17 мая 2007 года он подписал вместе с Патриархом Московским и Всея Руси Алексием Вторым Акт о каноническом единении двух ветвей русского православия.
«Нужно идти тем путем, который уже начат и который будет завершен воссоединением двух разрозненных частей нынешней русской поместной церкви. Сейчас, благодаря этому единству, наша церковь лишь укрепляется милостью Божьей», — сказал архиепископ Иларион на похоронах митрополита Лавра.