Фома | Андрей Чижов, Сергей Стиллавин | 13.05.2008 |
Андрей Чижов:
«Уйти с работы — самый простой выход»
Андрей ЧИЖОВ окончил академию им. Плеханова. На радио работает с 1995 года. В 1996-м создал утреннее шоу «Звездный weekend» на радио «Арт», с 1997-го — на «Открытом радио». В 1999-м на «Русском радио» создал шоу «Русские пряники». В 2001 году — параллельно работе на радио — создал и стал лидером группы «Банда Андрюха». Награжден двумя премиями «Золотой граммофон». С 2002-го — ведущий «Подсолнух шоу» на «Русском радио». В 2003-м создает, как продюсер, «1-е популярное радио — Попса». В 2004—2007 годах — генеральный продюсер холдинга «Русская Медиа Группа». В 2006-м — генеральный директор и ведущий телеканала «РУ ТВ». В 2007 году создает и ведет утреннее «Апельсин-шоу». С 1 января 2008-го — главный продюсер молодежного радиовещания «ВГТРК», радио «Юность».
Кто-то делает вид, что не слышит
Из интервью Геннадия Бачинского на сайте «Фомы» я понял, что мы с ним воцерковлялись в одно и то же время. Мы часто общались, но никогда не говорили о вере. Коротко — о семье и детях и много — о работе. Теперь понимаю, что совершенно ничего о нем не знал, хотя мы были товарищами! Если бы не эта трагедия, я бы сейчас о многом его спросил. В шоу-бизнесе все еще мало людей, которые могли бы смело сказать: «Да, я верую во Христа». Казалось бы, век толерантности — говори, что хочешь. Ситуация такова, что если кто-то не идет по пути сребролюбия и страстей, то это уже поступок.Мне очень жаль, что это интервью Бачинского появилось в журнале только после его смерти. Для многих было бы очень полезно это интервью прочесть. Осознаю, что происходило с Геной. То, что его мучило, наверно, знакомо многим людям в нашей среде. Господь призывает каждого человека. Но кто-то отвечает на призыв, пытается сделать шаг, а кто-то делает вид, что ничего не слышит. Уверен: прочитав это интервью, многие из нас серьезно задумались бы.
То, что происходило в его душе, очень похоже на то, что творилось и со мной. В какой-то момент я осознал: то, чем мы занимаемся, с точки зрения спасения души, мягко говоря, не самый прямой путь. Что делать? Уйти? Но это проще всего. Сложнее остаться и попытаться не только себя изменить, но и, в меру своих сил, мир вокруг.
Стараюсь делать все возможное, чтобы избежать пошлости, не пропустить в эфир того, что противоречит моим убеждениям. После воцерковления в моем сердце появилась граница, которая позволяет контролировать, куда нужно идти, а куда нет. К примеру, будучи на должности генерального продюсера «Русского радио», мне удавалось не пропускать в эфир гороскопы ни под каким предлогом, не давать хода программам с сектантскими намеками. У меня была возможность хотя бы на своем месте остановить этот поток ереси, и я рад, что такую возможность использовал. Гена и Сергей сделали важный шаг, когда ушли на «Маяк». Они тоже решали для себя вопрос, что допустимо, а что нет. Формат «Маяка» позволял им говорить на те темы, которые они считали важными. Со временем они практически отказались от прежнего имиджа хулиганов, хотя это и было очень непросто. И ведь они вовсе не потеряли свою аудиторию, а наоборот — многие пошли за ними. Ребята использовали наработанный авторитет, чтобы говорить со своими слушателями о главном — что такое хорошо и что такое плохо — но на понятном, привычном для большинства языке. Им удавалось сохранять верную интонацию. Наша общая проблема — мы еще не умеем выражать свое Православие так, чтобы не смущать собеседника, пока далекого от веры во Христа.
Если работа не оставляет места для духовной жизни
Мой церковный путь начался с того, что я стал читать много разной около-духовной литературы. У меня была душевная потребность в какомто высшем осмыслении своего существования, я пытался найти истину. Мне был очень симпатичен ислам, и я стал читать Коран. Но как только я столкнулся с Православием — мимоходом, на миг, — я понял, Кого искал. Сейчас трудно вспомнить, что именно тогда произошло. Одной из первых прочтенных книг стала книга «Мои посмертные приключения» Юлии Вознесенской. Потом была небольшая книга о преподобном Серафиме Саровском. Потом — посещение храма, где неожиданно для меня у иконы Серафима Саровского со мной произошло очевидное исцеление от одного недуга. Но главное чудо заключалось в том, что я нашел Бога. Как и преподобный Серафим молился Божьей Матери и через нее пришел сердцем к самому Христу.Сильное впечатление на меня произвели лекции профессора Осипова, записанные в Православной академии. Он говорил: «Тысячи мучеников добровольно отдали жизнь ради Христа. Какие еще нужны доказательства?» Я задумался: тысячи людей, задолго до моего рождения, ни во что не ставили свою жизнь в сравнении с истиной во Христе, в сравнении с Его жертвой. На меня это очень сильно подействовало.
А самое главное началось через два года — эйфория прошла. Сначала мне открылась красота Православия и неведомая сила сильно поддерживала на пути к Богу. А потом наступил момент, когда нужно было идти самому. И стало тяжело. Стало трудно ходить в храм, читать правило, молиться. Святые отцы советуют в этом случае вспоминать свой восторг неофитства, ту поддержку, которая бывает в это время. Делать все то, что так легко делал вначале. Не давать себе сойти с рельсов, заставлять вставать на молитву. Я уже не смог сказать себе: прошло — и ладно, буду жить как жил. Нужно бороться. Очень помогали поездки в монастырь, монахи поддерживали: «Держись, не сдавайся».
Стараюсь ездить по монастырям, но раньше получалось чаще. Есть такая штука — загруженность в миру. Когда тебе наваливают работы со всех сторон, убеждают: «Без тебя никак!» И ведь просят люди, которым трудно отказать, и, вроде бы, действительно нужно. Но если работа не оставляет места для духовной жизни, нужно серьезно об этом подумать и не поддаваться на такое искушение.
Только моих сил не хватит, чтобы бороться
После того, как я пришел в храм, я понял, что раньше просто жил в слепоте. Вдруг увидеть свою греховность — это шок. За этим шагом неизбежно встают вопросы: что я делаю, как я живу? Бывают моменты, когда испытываешь великую радость от того, что произошло. А бывает и по-другому: грешу, прекрасно понимая, что именно делаю. Понимаю, что моих человеческих сил просто не хватает, чтобы бороться. Уверен — без Христа нам не победить.В такие моменты понимаешь, какой великий дар покаяние — просить помощи в преодолении греха, с которым сам не справляешься.
Читал историю о двух монахах, которые жили в одной келье. У одного из них был грех, с которым тот не мог справиться. Второй монах о грехе знал. Время взяло свое, первый монах умер и во сне явился второму монаху — в белых одеждах и радостный. Тот спрашивает: «Брат, ты что, в раю?» И монах отвечает: «Да, в раю. Господь меня принял, такое счастье!» Утром просыпается второй монах, понимает, что сон не спроста, идет к старцу: «Как же так! Он ведь всю жизнь во грехе жил». А старец отвечает: «Он в раю, потому что всю жизнь каялся, переживал о своем грехе и своей немощи, и по милости он был прощен». Я тоже стараюсь не отчаиваться. Мы же молим Господа в одной из утренних молитв: «Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой… «Только на это и надежда. В Оптиной пустыни однажды увидел, как долго, очень долго исповедовался один монах. Миряне отходили быстро: две-три минуты, разрешительная молитва — и все, пошел ко Причастию. Подумалось тогда: если человек, живущий в монастыре, так долго исповедуется, стоя на коленях, что же говорить обо мне? Конечно, я переживаю за свои греховные поступки и помыслы. Но есть радость от осознания того, что через покаяние нам дается возможность что-то исправить. Верующий человек — счастливый человек. Сейчас не могу сказать о себе, что живу меж двух огней и не знаю, куда деваться. Недавно по приглашению Псковской епархии, при активном участии питерского филиала журнала «Фома», был в Пскове и получил возможность встретиться с большим количеством псковской молодежи из различных ВУЗов.
Целью встреч было показать, что быть церковным человеком — это не значит быть закрытым от жизни, зашоренным, уходящим от активной жизни. Так же нередко слышу, как о ком-то говорят, что он просто пришел в Церковь «грехи замаливать». В таких случаях вспоминается пример святых Киприана и Иустинии. Ведь святитель Киприан до крещения был не просто язычником — он колдуном был! Но в какой-то момент пришел к осознанию того, что жил неправильно, покаялся, и Господь его простил и принял. Прости и нас Господи!
Сергей СТИЛЛАВИН:
«Вера — это не траур»
Ответы на вопросы, заданные Геннадию БАЧИНСКОМУ
Мы обратились к ближайшему другу и коллеге Геннадия Сергею СТИЛЛАВИНУ с просьбой по возможности ответить на вопросы и подготовить интервью, которого все так ждали.
Сергей СТИЛЛАВИН родился в Ленинграде в 1973 году. Филолог по образованию. До 2002 года вел «Утреннее шоу» на радио «Модерн», с 18 февраля 2002 года по 29 июня 2007 года вел в паре с Геннадием Бачинским «Утреннее шоу» на радио «Максимум». В паре с ним же вел утреннее шоу на радио «Маяк» до января 2008 года.
Геннадий, Вы по вере православный, а по профессии шоумен, ведущий. Существует ли в Вашей профессиональной деятельности граница, после которой ведущий Геннадий Бачинский перестанет быть православным?
У Гены существовала граница, после которой он переставал быть шоуменом, то есть попросту отказывался от той или иной работы. Это непросто, ведь за такую работенку много платят.
Геннадий, добрый день! Я несколько лет слушал «Утреннее шоу» на радио «Максимум» с великим наслаждением. Думаю, для многих ваших с Сергеем почитателей «УШ» было не просто развлекаловкой, это было общение единомышленников… На «Маяке» вечно искрометных, ироничных, свободомыслящих Бачинского и Стиллавина я просто не узнал! Вы как будто постарели! Хотя понятно, что Вас просто купили! С каким подобострастием Вы, Геннадий, задаете вопросы о сборе зерновых и рассуждаете о взаимоотношениях России и Америки! — даже не верится, что еще в июне Вы говорили в эфире о том, что «обсуждать новости — все равно что обсуждать перипетии компьютерных игр"…
Отдаете ли Вы себе отчет, что перейдя на государственную радиостанцию с ее форматом, а главное, откровенной цензурой, Вы подставляете себя?
Переход на «Маяк» произошел в том числе и по той причине, что мы вступили в иной возрастной период: мне — 34, Гене — 36. Время идет, и люди меняются — меняются и интересы. Когда-то я сам не мог понять, в чем успех новостных программ, но, к примеру, отношения России и Америки нас искренне интересовали. Ведь если ты православный человек, значит, ты уважаешь и любишь традиции своей страны — страны, которая создавалась под руководством Церкви. И сегодня невозможно не замечать, как в буквальном смысле нехристи, захватившие власть в Европе и Америке, диктуют нам свои правила игры. Вы хотите тихонечко верить и при этом закрывать глаза на происходящее? Не выйдет — за право жить по-своему нужно постоянно бороться.
Мы были и являемся патриотами своей родины — то есть теми, у кого душа болит за страну. А православная душа не имеет права оставаться в стороне.
Геннадий, а что привело Вас к вере? Это был последовательный путь или какое-то событие внезапно перевернуло Вашу жизнь и заставило прийти в храм?
Полагаю, что Геннадия не устраивало то, как течет его жизнь. Он понимал, что в бесконечной череде веселых, загульных дней нет смысла. И когда бывшие рядом товарищи привели его несколько раз в храм, он интуитивно по чувствовал, что здесь может быть спасение. Ну, а далее он очень много читал духовной литературы и становился не просто православным, а очень компетентным в вопросах веры человеком.
Как избежать вымывания порядочных людей из публичной сферы? Или теперь надо всем насильно уверовать и организовать свое гетто? А если я не готова? Неужели не может быть осмысленных людей вне религии?
Сегодня массовая культура выдавливает тех, кто верит — зритель переключается, когда его воспитывают. И падает рейтинг. Я видел выход в том, чтобы отказаться от азарта неофита и не читать нотаций, тогда как сам пару лет назад ничего зазорного в том или ином поступке не видел. Нужно было оставаться простым, ненавязчивым человеком, успешным и счастливым, но на вопрос «Как Вы этого достигли?» отвечать, что помогла вера.
Нужно примером показывать, что вера — это не траур и черный цвет по жизни. А ведь такой стереотип существует и отпугивает обывателя. Ведь вера — вопрос глубоко личный, внутренний, это результат личного сознательного выбора. А когда борьба за веру начинает быть похожей на предвыборную агитацию, становясь с ней в один ряд, то результатов не добьешься.
Я помню, как Гена цитировал фразу, которая в моем вольном понимании звучит как «Избегайте собраний нечестивых"* - то есть не проводите время с недостойными людьми. В сознании обывателя что мы с Геной, что журналисты «Фомы», что борзописцы из желтой прессы — суть одно и то же. И вот когда после гибели Бачинского его имя бульварные газетенки буквально истерли за несколько недель, склоняя на все лады, я хочу спросить: а стоит ли вообще работать в СМИ, если это — собрание нечестивых? Если там трудятся люди, для которых бытовой цинизм — это норма жизни и ее ориентир? На этот вопрос я для себя ответа пока не нашел.
Геннадий, здравствуйте! Стало ли интервью на сайте «Фомы» поводом к изменениям в Вашей профессиональной деятельности? Чем оно было для Вас: рядовым интервью или толчком к переосмыслению?
Гена тяготился тем, что интервью было опубликовано только в электронном виде — это означает, что и в вопросах веры есть «формат». Для всех или для некоторых. Гена согласился со мной, когда я ему сказал примерно следующее: «Ты попал в михалковскую ситуацию «Свой среди чужих, чужой среди своих» — для верующих ты остался шоуменом, а для слушателей и коллег стал «попом»». Это огорчало Гену. Он искал выхода, но противоречия угнетали его.
Геннадий, я большой поклонник Вашего таланта, хотя как человек православный смеялся на Вашем шоу с самоосуждением. Вопрос: не хотели бы Вы провести шоу для молодежи на каком-то проправославном канале или передаче?
Я думаю, что «шоу» — это убожество само по себе, где важно некое действо и никто не интересуется Человеком. Бог любит человека как своего ребенка, а шоу плевать на него хочет — это болезнь абсолютно всех «шоу». Там человек — это марионетка, у которой даже создателя нет.
Поэтому, если и делать что-то на «проправославном» канале, то нормальную программу с честным разговором.
Что изменилось в Вашей жизни за время, прошедшее с последнего интервью? Удается ли открыто говорить о вере? И вообще, что можно сделать, чтобы создать на радио проект, подобный журналу «Фома»? Чтобы без нудного морализаторства, а живой и понятный? Почему у нас рекламируются пороки, а что-то действительно важное остается в тени, будто устаревшее и никому не нужное? Может, добродетель надо тоже делать модной и рекламировать?
Чтобы создать живой и понятный проект, необходимо, чтобы все воцерковленные люди на самом деле излучали любовь к ближнему — в каждом слове, в каждом взгляде. Мы с Геной много дискутировали о вере, и я был сторонником движения в этом направлении, но я часто говорил моему другу: я вижу людей, которые говорят правильные слова, но при этом я не вижу любви на их лицах, не слышу ее в голосе. Они осуждают, читают нотации, клеймят — и, конечно, есть за что. Но! Я уже тут писал, что человек — это дитя Божие, и если мы научимся относиться к ближнему как к любимому (пускай и временно нерадивому) ребенку, то мир наш станет лучше.
Вера — это не товар и не мода, это потребность чистой души. Невозможно купить веру — как невозможно при помощи денег возвратить жизнь. Хотя я бы отдал любые деньги за то, чтобы Гена снова был с нами…
Наверное, вы уже слышали краем уха о счете, организованном мной совместно с Василием Уткиным для помощи жертвам автокатастрофы, в которой погиб мой товарищ. Нам удалось собрать более миллиона рублей — частных пожертвований, и эти деньги по справедливости разделены между всеми пострадавшими: пособие получат дети скончавшейся в больнице от тромба владелицы микроавтобуса Юлии Меркуловой, а также водитель этой машины и вторая пассажирка — Татьяна Осипова. Водитель идет на поправку, но его семья — жена и двое маленьких детей — нуждаются в деньгах, покуда отец нетрудоспособен. Осипова была помещена в травматологическое отделение 3-й зеленоградской больницы: мы купили для нее современные немецкие препараты против образования тромбов, купили американские титановые протезы, после чего врачи сделали операцию. Сейчас Татьяна дома. Деньги получили дочь Гены Катя (она проживает в Петербурге) и, конечно, маленькая Лизавета — дочь Гены и Юлии. Вся свежая информация об этой ситуации публикуется мной в моем блоге.
В настоящий момент идет работа по созданию Фонда имени Геннадия Бачинского — это будет всероссийская организация, которая будет помогать жертвам автомобильных аварий. Президентом Фонда будет Юля Бачинская. Мы планируем действовать в трех направлениях:
во-первых, помогать пострадавшим и опекать детей-сирот; во-вторых, вести жесткую пропаганду безопасности на дороге; и в-третьих, в сотрудничестве с ведущими компаниями будем выпускать свой фирменный полис страхования жизни и здоровья, часть денег от продажи которого поступит в Фонд. Последнее особенно важно: нужно осознавать, что никакие фонды не смогут помочь всем пострадавшим — в стране каждый год порядка миллиона человек получают те или иные травмы в авариях, однако ответственное отношение к своей жизни и к вероятным рискам способно помочь в трудную минуту.
Я убежден, что эту работу необходимо проводить — так должен поступить любой нормальный человек.
Мы с Геной расходились в подходах к благотворительности: Гена все делал тихо, без рекламы — давал деньги на восстановление монастыря в Кашине, и многие наши друзья узнали об этом только после его гибели. Моя позиция была и остается иной: раз уж я работаю на радио, то должен объединить усилия многих желающих поучаствовать в благом деле людей, а значит, избежать огласки принципиально невозможно. Я уверен, что, объединившись, люди способны на великие дела, и для чего тогда созданы радио- и телестанции, если не для консолидации нашей воли.
Берегите себя ради ваших близких и этих добрых дел.
По нашей просьбе проблему совмещения веры и карьеры в развлекательном бизнесе согласился прокомментировать протоиерей Владимир ВОЛГИН, настоятель храма Софии Премудрости Божией в Садовниках (Москва).
Алла МИТРОФАНОВА, Ксения РЫНДАЧ, Екатерина ИКОННИКОВА
http://www.foma.ru/articles/1606/