Вера-Эском | Ольга Дубова | 12.05.2008 |
Именно эту проблему и призван помочь решить документально-публицистический музыкальный фильм, о котором мы упомянули, — «Герои нашего времени». Его показ в Сыктывкаре недавно прошёл перед широкой школьной аудиторией, а за этим последовали методические занятия для педагогов. Создатель учебного курса по патриотическому воспитанию молодёжи «Честь имею» — Ольга Николаевна Дубова, профессиональный композитор и поэт, режиссёр, сценарист и автор-исполнитель своих песен, лауреат всесоюзных и всероссийских фестивалей патриотической песни. С ней побеседовал наш корреспондент.
— Ольга Николаевна, почему для показа «героев нашего времени» в фильме вы выбрали людей военных?
— Просто они прошли через мою жизнь. Будучи артисткой культурного центра Вооружённых Сил в Москве, с этими людьми я работала. Я знакома с их родными, близкими. Постоянно встречаюсь с мамой Жени Родионова, с женой Тимура Абакидзе, с супругой и друзьями Анатолия Савельева. Почему судьба Тимура Абакидзе мне так близка? Потому что развал Советского Союза отразился и на моей личной жизни, больно проехался и по моей семье. Ведь я родилась в Крыму, в городе-герое Керчи, и до мозга костей патриот своего города, который в одночасье стал заграницей. Как поступил Герой России лётчик Тимур Абакидзе? Несмотря на все посулы, он не принял предложение украинских властей вступить в их армию, но вместе с эскадрильей улетел на север, чтобы защищать границы России. Что было б, если б он остался — если вот-вот Украина вступит во враждебный России блок НАТО?.. Я встретилась с его женой. Она коренная москвичка, преподаватель русского языка, а ездила за ним по всем гарнизонам на окраинах нашей родины, мыкала с ним все тяготы солдатской жизни. А подвиг Героя России полковника Анатолия Савельева, ценой жизни спасшего заложника. Разве можно молчать об этом!
— И всё-таки насколько актуальна военная тематика, когда в жизни всё больше разговоров о деньгах?
— Важно, чтобы дети поняли, что война сейчас ведётся не только и не столько огнестрельным оружием. Мы живём в эпоху нового вида войн — информационных, когда воюют не пушки и снаряды, а образы, музыка, слово, кино, телевидение. В условиях, когда они насквозь продажны, с детского садика детям внедряются совершенно дикие представления о морали и совсем не говорится о жизни духа. Однажды я выступала в колонии для малолетних преступников. Большинство (до совершения преступления) брало пример с героев российских боевиков и гангстерских фильмов, учащих «брать от жизни всё». Посмотрите: вроде бы идёт безобидная реклама «Пепси-Колы», а установка та же: «Бери от жизни всё!» В итоге — пустота, жизнь за решёткой.
Если мы хотим уцелеть в этой войне, то должны понимать, что вечные ценности, заповеданные нам предками, должны быть сохранены. Это заповеди, данные в Священном Писании, и тысячелетний опыт истории Руси. Дети не должны быть беззащитны в пространстве, где их окружают вражеская культура и идеология.
— Педагогика, работа с детьми — это ваша специальность?
— Вообще-то, я закончила композиторский факультет Института имени Гнесиных. У меня в дипломе так и написано: «композитор», а в членском билете Союза писателей — «поэт». Раньше писала песни про природу-погоду, любовь-морковь, но, когда началась перестройка и на моей родине задули западные ветры, оставаться в стороне от начавшихся гибельных процессов я больше не могла.
— Как вы пришли к идее создания фильма «Герои нашего времени»?
— В Москве иногда проводятся патриотические концерты, правда в маленьких залах. На одном из таких вечеров я познакомилась с Любовью Васильевной Родионовой — мамой Жени Родионова. До этого я прочитала маленькую книжечку о Жене, о его подвиге, и после этого во сне мне приснилась песня «Господи, спаси!». Мы поехали с Любовью Васильевной на могилу к Жене, там я спела ей эту песню, посвящённую её сыну. Она расплакалась и была очень благодарна.
Потом одна за одной стали появляться такие песни, как «Родина и честь», «Солдат», «Честь имею». Я стала гостем разных мероприятий, посвящённых памяти героев. Например, были съёмки возле памятника сибирякам под Москвой, которые без парашютов прыгали с самолётов во время обороны Москвы. Присутствовала на закладке аллеи памяти воинов-спецназовцев в 2002 году, погибших при исполнении воинского долга, — это событие вошло в мой фильм. Как раз, когда участники спецназа «Альфа» сооружали эту аллею, я познакомилась, а в дальнейшем и подружилась с этими мужественными людьми.
В целом состав группы «Альфа» и родственного подразделения «Вымпел» небольшой. Меня поразило, как они чтут своих погибших, буквально на руках носят вдов, помогают их детям. Это так трогательно! От них я узнала о подвиге начальника штаба подразделения «Альфа», Героя России полковника Анатолия Савельева. Потрясающий был человек. Я посвятила ему песню «За други своя». Так постепенно создавался фильм. И уже на его основе по просьбам людей, которые занимаются воспитательной работой, появился методический курс занятий по патриотическому воспитанию.
— Как вас принимают с этим курсом?
— В основном везде хорошо. Дети сидят открыв рты, педагоги считают, что с этим материалом нужно работать и дальше, потому что он имеет большое воспитательное значение. Я уже объехала с этим фильмом Подмосковье, Ленинградскую область, Пермский край, выступала в Татарии, Марийской Республике, на Украине, в родном Крыму. Часто приглашают военные. Каждый год езжу к морякам Черноморского флота. Как новый призыв, так меня обязательно зовут в самую большую под Москвой Софринскую бригаду внутренних войск. Её окормляет иеромонах Феофан. Он большой подвижник, всю работу замполита взвалил на свои плечи: показывает солдатам хорошие фильмы, привозит к ним настоящих артистов, а не попсовых певунов. Военные — это, пожалуй, самая благодарная аудитория. Школьники правильно воспринимают. И учащиеся профтехучилищ хорошо реагируют. Даже в колониях нормально встречают, хотя они людей в погонах не любят, будь он хоть пожарник — всё равно «кровный враг».
— Расскажите подробней о курсе.
— Начну с того, что это учебное пособие начинается с фразы нашего замечательного философа Ивана Ильина: «Патриотизм — высшее выражение духовности человека». В ходе курса мы говорим о гражданских правах человека. Но можно быть законопослушным гражданином, исправно исполнять свои обязанности, но при этом не иметь любви к Родине. Такие люди будут исполнительным «электоратом», которым легко манипулировать. Очень хочется, чтобы мы остались народом.
На обложке книги — эмблема «Честь имею», на которой изображён юный Александр Невский в кольчуге и латах. Вверху — двуглавый герб Российской империи с короной, а внизу — красная звезда. Некоторым это не нравится, но мы — за преемственность. Под звёздами наши отцы и деды кровь проливали, и от этого никуда не деться. И нынче Российская армия носит на погонах звёзды.
Полный курс рассчитан на 12 занятий. Каждое из них подробно расписано. Но формы работы могут быть самые разные. Для педагогов предоставляется полная свобода творчества. В каждом занятии есть вопросы для беседы. Пусть дети порассуждают, что значит для них Родина. Почему нужно почитать отца и мать? Нужны ли в наше время герои? Раньше у нас был девиз «Живи для других». Сегодня — «Живи для себя». Мы предлагаем другой: «Живи со всеми и для всех», символизирующий традиционную русскую соборность. Пока у нас её нет. Но с чего-то надо начинать её созидать!
Сегодня мощными темпами идёт дегероизация общества. И если мы не хотим окончательно стать колонией и вымереть на наших огромных просторах, то должны понимать, что герои нам необходимы. В них — нравственные ориентиры общества. И такие люди живут среди нас. Вот пример. Однажды в одной московской школе я спросила учеников: «Кого вы считаете героем Отечества?» Приятно было узнать, что таковым многие из них считали своего педагога, учителя истории. Школьники объяснили, почему они считают его «героем нашего времени»: «Он так проводит с нами занятия, что мы знаем свою историю и гордимся своей Родиной…»
— В своей программе вы используете много музыки…
— Лучше всего усваиваются те знания, которые проходят через эмоции, через сердце человека. Царица искусств, ведающая сердцем, — музыка. Вот почему свои патриотические песни я включила в этот курс, наложила их на видеоряд. И по многочисленным отзывам я убеждаюсь, что наша программа патриотического воспитания доходит до детских сердец и они пробуждаются к подвигу…
— Вас не обвиняют, как это сейчас часто случается, в «недостатке толерантности», «шовинизме» и т. п.
— Вообще, термин «толерантность» означает терпимость — особенно к ней нас призывают те, кто из-за рубежа приезжает нас учить. Но как можно быть терпимым к чужеродным клеткам, которые образуют раковую опухоль? В этом случае организм просто перестанет сопротивляться и погибнет.
Все мы — люди разных национальностей. Тимур Абакидзе — грузин, а сколько сделал для своей Родины — России! А Багратион, а Владимир Даль, который был датчанином! Этот перечень людей — не русских по национальности, но русских по духу — можно продолжать до бесконечности. Но забывать о том, что Россия держится на русском народе и русском языке, нельзя. У каждого много в крови намешано, но нас сплачивает вместе общая русская культура и русский дух. Это — великое наследие, и тот, кто приехал на нашу землю, должен ещё потрудиться и заслужить право принадлежать к ней.
Записал Евгений СУВОРОВ
http://www.rusvera.mrezha.ru/563/10.htm