Одна Родина | Андрей Никольский | 12.05.2008 |
Безусловно, обострение грузино-российских отношений выгодно в первую очередь М.Саакашвили. После не слишком убедительной победы на экстренных выборах 5 января, ему крайне сложно удерживать свой и без того падающий рейтинг. Экономических достижений, которыми можно было бы похвастаться — нет, качественного улучшения жизни грузинского народа — тоже. Остается, как и в 2004 году, устроить «небольшую войну». А если не удастся то, хотя бы, как в 2006 году — с газопроводом, обвинить Россию в провокации против Грузии. М. Саакашвили надеется, что новое обострение даст возможность, с одной стороны, хоть ненадолго отвлечь грузин от реальных проблем в экономике страны, а с другой — лишний раз засвидетельствовать для НАТО свою «последовательную позицию» в отношениях с Россией.
Однако возникает закономерный вопрос — прием же здесь В. Ющенко? Ведь Грузия и Россия — страны независимые и вполне в состоянии решать свои проблемы сами (насколько это позволяет делать конструктивность грузинской стороны). Однако совместное заявление Ющенко-Саакашвили высвечивает важные проблемы, которые возникли у Виктора Андреевича в Украине и, кроме того, вновь характеризует некоторые психологические доминанты его поведения.
Первое и самое важное это, конечно, процесс выдавливания В. Ющенко из украинской «реальной политики», который наметился, даже не после «второго пришествия» Ю. Тимошенко во власть, а, скорее, после принятия украинским президентом решения о проведении незаконных парламентских выборов 2007 года.
Бесперспективность этой затеи для НУНС была очевидна для всех. Вероятность получить дополнительные голоса электората и проценты представительства для фракции в Верховной Раде была ничтожно мала (не соизмерима с объемом потенциально затраченных средств), а вот нажить себе значительно усилившегося «заклятого друга» в лице БЮТ — крайне высока. Так оно собственно и получилось. То, что задумывалось как некая острастка для финансистов Партии Регионов, вылилось в бенефис Юлии Владимировны, что закономерно привело ее на пост премьер-министра.
Однако бурная деятельность, которую Ю. Тимошенко развернула на посту премьера, как она сама и прогнозировала, стала началом президентской предвыборной кампании.
Прогнозируемый отказ БЮТ проголосовать за новый закон о Кабинете Министров (урезающий полномочия Ю. Тимошенко), попытка использовать в полную силу действующий закон о Кабинете Министров, полная деморализация фракции НУНС и частичный ее переход под протекторат БЮТ, противостояние по земельному вопросу и, конечно же, война за Фонд госимущества — вот лишь неполный перечень ключевых боев успешно проигранных В. Ющенко на внутриполитической арене.
Та война, которая сейчас развернулась между Кабинетом Министров и Секретариатом Президента, по своему накалу значительно превышает даже самые сложные моменты взаимоотношений между В. Ющенко и В. Януковичем, в бытность последнего премьер-министром. При этом хочется обратить внимание на тот факт, что В. Ющенко, в отличие от В. Балоги, не боец — он в принципе не в состоянии находиться в положении «нелюбимого всеми» хоть сколько-нибудь продолжительное время. Он не умеет искать конструктивные пути разрешения кризисов — в таких ситуациях он начинает переходить в инфантильный дискурс, с одной стороны делая вид, что такой проблемы не существует вовсе, а с другой — быстро ища сферу, где только он находится в центре внимания. Чаще всего это оказывается сфера строительства «единой политической нации» и «патриотическое воспитание молодежи».
В данный момент такой сферой стала и внешняя политика (которая все еще находится под контролем президента) — со всеми удачно подвернувшимися проблемами — вступление в НАТО и… новым витком грузино-российского противостояния.
Активность украинского президента на евроатлантическом фронте пока не принесла желаемых результатов, поэтому он решил разыграть грузинскую карту. Сегодня поддержка кума М. Саакашвили в борьбе с «віковим гнобителем України та українців, що вибудував свою другу столицю на кістках козаків» для В. Ющенко — дело чести. Тем более, что терять персонально В. Ющенко на поле украино-российских отношений, учитывая, сколько сил он приложил для их разрушения, особенно нечего. Отсюда и столь резкий тон, и такая оперативность. Кроме того, это заявление вновь и вновь подчеркивает, что украинский МИД, в тон заявлениям американского внешнеполитического ведомства, взял курс на закрепление в международном информационном пространстве образа России, как страны «агрессивной», «дестабилизирующей», «склонной к провокациям» и «мыслящей имперскими стереотипами».
Но это не единственная причина появления данного совместного заявления. Вторая — менее очевидна, однако от этого не менее важна и реальна. То, что мессианский комплекс присущ В. Ющенко было заметно уже давно. Да и политтехнологи «Нашей Украины» перед выборами 2004 года постарались максимально использовать этот комплекс для воздействия на некие архетипы толпы с целью раскручивания рейтинга Виктора Андреевича. Во многом именно этим объясняется тот истерический настрой толпы на Майдане-2004, когда люди были готовы чуть ли не «ложиться под танки» и «биться в рукопашную с российским спецназом» (популярные мифологемы того периода времени, активно продуцируемые в то время «оранжевыми» политиками). Подобное состояние очень точно описывает в своих работах Ле Бон, говоря о феномене харизматического лидера толпы (которых в тот момент на одной площади собралось даже чересчур много). Мессианство может проявляться в разных формах, но у В. Ющенко есть две центральные — создать «единую нацию» (внутриполитическая цель) и «миротворчество» (внешнеполитическая цель).
Ему жизненно необходимо «осчастливить» какую-нибудь неспокойную точку своим «мудрым» руководством и «наставительными беседами», подкрепить эти наставления введением украинского военного контингента с последующей защитой «угнетенных» (конечно агрессивной Россией) и показать, кто же тут «региональный лидер».
Самые большие надежды на реализацию своего «миротворчества» В. Ющенко возлагал на Приднестровье. Но здесь «План Ющенко» постигла неудача. Он так и не был доведен до логического конца, как и большинство начинаний Виктора Андреевича.
Теперь подвернулась Грузия. В совместном заявлении В. Ющенко и М. Саакашвили есть важное упоминание о том, что «Украина готова рассмотреть вопрос о своем участии в миротворческих операциях вместе с другими заинтересованными сторонами». Однако для замены российских миротворцев на любых других (в том числе и украинских) требуется нечто большее, чем «обеспокоенность» лидеров Грузии и Украины. Для начала — хотя бы согласие Южной Осетии и Абхазии.
В ближайшем будущем можно ожидать обострения отношений в регионе, инициированного грузинской стороной, при активном информационном сопровождении — с украинской. Учитывая контекст последних заявлений украинских дипломатов в ООН, можно с высокой вероятностью предположить, что соответствующие заявление о необходимости пересмотреть мандат российских миротворцев будет сделано грузинской стороной совместно с украинскими представителями в этой организации.