Русская линия
Татьянин день Александр Болмасов08.05.2008 

Символы войны

Человеческая история знает огромное количество символов. И очень многие из них сыграли особую роль в войнах, став путеводными звездами, незримой защитой и залогом победы.

С гербами на щитах и под штандартами, с крестом на груди и полумесяцем на клинке, с именем вождя на снаряде или с иконкой под шинелью люди шли в бой. Накануне годовщины великой Победы в Великой Отечественной войне мы вспоминаем те символы, под которыми сражались и погибали миллионы людей.

Часть 1. Символ первый. Боевые знамена — стяг и штандарт

Любая война есть столкновение нескольких противоборствующих сил. Враждующие стороны идут на смертный бой ради своих идей и ценностей. Боец на бойца, армия на армию. До победного конца, до последней капли крови. И так уж исторически сложилось (да и в особенность человеческой психики такова), что самосознание и боевой дух воина, — защитника или нападающего, — в значительной степени зависят от символов, олицетворяющих те идеи и ценности, за которые сражается армия. Эти символы должны быть с ним в бою, дабы как можно острее дать почувствовать, ради чего ему сейчас предстоит идти на штыки, ради чего проливать свою кровь и на каком основании он не сделает шага назад. Являя собой яркое и емкое олицетворение смыслов, за которые и против которых люди берут в руки оружие, символы способны как мобилизовать человеческие ресурсы, возносясь перед лицами воинов, так и отнимать последние силы, будучи поверженными, отобранными или разрушенными.

Человеческая история знает огромное количество символов. И очень многие из них сыграли особую роль в войнах, став путеводными звездами, незримой защитой и залогом победы. С гербами на щитах и под штандартами, с крестом на груди и полумесяцем на клинке, с именем вождя на снаряде или с иконкой под шинелью люди шли в бой. Накануне годовщины великой Победы в Великой Отечественной войне мы вспоминаем те символы, под которыми сражались и погибали миллионы людей.

Боевое знамя

Знамена возникли задолго до появления на арене вооружённой борьбы регулярных армий и почитались священными ещё у древних племён. На Руси появление боевого знамени связано с церковными традициями. Так, в словаре В. Даля мы находим следующее упоминание «Хорунжий кто носит военную хоругвь, знаменник». Именно от церковных хоругвей и изображенных на них священных образов идет почитание знамен армейских. В период же царствования Александра III на боевом знамени каждого полка была изображена икона, праздник в честь которой считался полковым.

Вставая под боевой стяг, воин присягал на знамени верой и правдой служить Отечеству.

Кроме того, боевое знамя, развевающееся перед идущими в атаку воинами, символизировало собой победоносность войска, идущего под ним. Именно поэтому знамя берегли как зеницу ока и в первую очередь спасали его, дабы не было оно отдано на поругание неприятелю.

Знамя всегда было важнейшим символом и неотъемлемым атрибутом подразделений любой регулярной армии. Идея боевого стяга имеет как сакральную сторону, так и прикладную. С одной стороны, для военных знамя имеет такое же значение, как икона для верующих. Ведь солдаты и офицеры находятся в более жестких условиях, и им нужна крепкая нравственная опора. С другой стороны, в бою им нужен элементарно ориентир на командира — где командир, там и знамя. В русском народе издревле укоренилось почитание знамени как святыни — так, существовала традиция освещения боевых знамен и штандартов (кстати, эта традиция была совсем недавно возрождена в современной российской армии).

В 1715 году Петр I утвердил «Артикул воинский», ставший через год основой «воинского сухопутного устава». Подчеркивая особую роль и значимость боевого стяга, в нем, в частности, предусматривались меры наказания за оставление знамени на поле боя: «Которые, стоя перед неприятелем или в акции, уйдут и знамя свое или штандарт до последней капли крови оборонять не будут, оные имеют шельмованы быть; а когда поймаются, убиты будут, или, ежели возможно, в роту и полки отданы и там без процессу на первом дереве, которое получится, повешены быть».

Подобные суровые наказания за утрату знамени свидетельствуют о том, что боевое знамя не просто символизирует Родину, но и то, что его утрата приравнивается к предательству Родины. И это не просто высокие слова — в экстремальных условиях войны, в ходе сражения, когда исход битвы зависит от всех и каждого, а угроза жизни максимальна, есть только один способ сохранить в рядах боевой дух — сплотив людей вокруг единственной ценности, объединяющей в себе все, что для них свято и дорого. И именно знамя, военная хоругвь, есть тот сакральный символ, в котором сосредоточены все смыслы, способные поднять людей в атаку, вдохновлять на подвиг перед лицом смертельной опасности. В боевом знамени одновременно сходятся и такие универсальные понятия как Родина-мать, честь, доблесть и, в то же время, совершенно простые — твоя семья, твои родные, близкие, все, чем жив человек и что ему дорого на этом свете.

Боевое знамя Красной армии

Во время Отечественной войны были установлены образцы боевых знамен. Согласно Указу от 21 декабря 1942 года был унифицирован формат Красного знамени для воинских частей Красной Армии, 11 июня 1943 года — для гвардейских армии и корпуса, а 5 февраля 1944 года — военно-морские Красные знамёна и Гвардейские военно-морские Красные знамёна (Положение о красном знамени в частях ВМФ). Эти знамёна просуществовали до распада СССР.

С введением в Красной Армии Гвардии — почётного наименования отборных, проявивших особый героизм войсковых частей, — появились и гвардейские знамена. Знамя гвардейской части имело на лицевой стороне портрет Ленина, девиз «За нашу советскую Родину» и «СССР». Знамя снабжалось двумя кистями на витых шнурах (в каждой конкретной части к древку прикрепляли орденские ленты, а к полотнищу знаки орденов). На обороте размещалась малая красная звезда с серпом и молотом в середине, название и номер части и девиз (например, «Смерть немецким оккупантам!», на знаменах выданных в ходе второй мировой войны).

Известны знамёна, надписи на которых выполнены на разных языках. Например, на знамени 43 гвардейской латышской стрелковой дивизии девиз и название части были написаны на русском и латышском языках.

Гвардейские знамёна единого образца были в мотострелковых, кавалерийских, воздушно-десантных, авиационных, артиллерийских, миномётных дивизиях. На оборотной стороне полотнища вышитый значок Гвардии, девиз «Смерть немецким захватчикам» и название корпуса. Знамя имело красный шёлковый бант, лента которого обшита золотистым шёлком, имеет две золотистые кисти.

В июле 1941 года Московский городской комитет партии решил даровать боевые знамена полкам и дивизиям московского народного ополчения. В тексте постановления в частности отмечалось, что «боевые знамена — символ революционной верности Родине,… символ победы над врагом».

Штурмовой флаг Победы

30 апреля 1945 года бойцы 1-го стрелкового батальона 756-го полка установили на крыше рейхстага красный флаг. Знамя Победы водрузили разведчики сержанты Михаил Егоров и Мелитон Кантария. Знамя (точнее штурмовой флаг) представляет из себя красное полотнище с нарисованными белой краской звездой, серпом и молотом (их размер несколько больше, чем на флаге СССР) и надписью (полное название части).

Ещё 7 апреля военный совет 3-й ударной армии решил изготовить специальные знамёна для водружения над рейхстагом. Знамёна были вручены каждой из 9 дивизий в 20-х числах апреля. Знамя Егорова и Кантария значилось под N5.

По одним данным уже дневной штурм рейхстага 30 апреля 1945 года удался. Разведчики В. Провоторов и Г. Булатов со своими товарищами прорвались к рейхстагу и установили красный флаг на фронтоне здания. В сообщении Совинформбюро от 30 апреля 1945 года говорилось: «Сегодня в 14 часов советские бойцы овладели зданием немецкого рейхстага и водрузили на нем Знамя Победы». А чуть позже в наградном листе к приказу 3-й Ударной армии от 8 июля 1945 года отмечено: «30.04.45г…. тов. Булатов в группе разведчиков в 14 час.25 мин. водрузил над рейхстагом Красное Знамя». Г. Булатов установил знамя, сделанное из куска красной материи, у конной скульптурной группы на крыше рейхстага. Однако, эта атака не увенчалась успехом, и знамя было сбито.

Всего же над рейхстагом во время штурма было поднято около 40 различных знамён. Помимо рейхстага красные знамёна были установлены на многих ключевых объектах Берлина — на ратуше, на здании Гестапо, на дворце Вильгельма, на имперской канцелярии, на Бранденбургских воротах, на здании Королевской оперы.

Егоров и Кантария, судя по всему, водрузили Знамя Победы на куполе рейхстага у конной скульптурной группы 30 апреля во время второго штурма рейхстага. Оно было заснято с самолёта ранним утром 1 мая. Однако, затем знамя было сбито зениткой (на нём и сейчас видны следы выстрела); днём 1 мая Знамя вновь укреплено на куполе. 3 мая Знамя было снято с рейхстага и заменено на другой красный флаг, а 20 июня Егоров и Кантария на специальном самолёте вывезли Знамя Победы в Москву. По поводу снятия Знамени Победы с рейхстага и передачи его в музей в Берлине был проведён парад пятой ударной армии. Ныне Знамя Победы хранится в Музее Вооружённых Сил в Москве.

Знамя Победы, законодательно объявлено «официальным символом Победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов» и «государственной реликвией России».

…брошены к подножью кремлевской стены

В Третьем Рейхе сакральным знакам и символам придавалось особое значение. И самое почетное место фашистского пантеона занимал священный флаг — Blutfahne («кровавое знамя»). Это знамя нацисты несли во время мюнхенского путча, когда по ним полиция открыла огонь. Знамя оказалось забрызганным кровью, что позволило сделать из него святыню N.S.D.A.P. У СС имелся собственный флаг (Hausflagge), представлявший собой прямоугольное чёрное полотнище с изображением зиг-рун. Штандарты внешне напоминали штандарты римских легионов и представляли собой древко, увенчанное орлом сидящим на венке со свастикой. Под венком располагалась прямоугольная чёрная пластина с названием полка (или названием местности его формирования) на лицевой стороне и аббревиатурой NSDAP на обратной. Под пластиной подвешивалось красное шелковое полотнище штандарта со стоящей свастикой на фоне белого круга. Выше и ниже свастики проходила надпись «Deutschland Erwache» («Германия, проснись»), вышитая серебряной нитью. На обратной стороне полотнища помещалась надпись «Naz. Soz. Deutsche Arbeiterpartei — Sturmabteilung».

24 июня 1945 г. на Красной площади состоялся парад Победы, в котором участвовали сводные полки десяти фронтов, составленные из наиболее отличившихся воинов — героев сражений. После торжественного марша колонна из 200 офицеров Красной Армии под барабанный бой бросили к подножию Мавзолея 200 захваченных в боях знамен фашистской армии.

Продолжение следует…

http://www.taday.ru/text/113 498.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика