Радонеж | Сергей Худиев | 07.05.2008 |
Некоторые военные и политики полагают, что грузинского вторжения в Абхазию можно ожидать в ближайшее время. На этом тревожном фоне особенно отчетливо прозвучало недавнее заявление Патриарха всея Грузии Илии II. Предстоятель грузинской Церкви сказал:
«Грузинская православная церковь всегда пыталась и впредь будет пытаться восстановить доверие между грузинами, абхазами и осетинами, чтобы стало возможным наше сожительство в едином правовом и территориальном пространстве…любое противостояние, вооруженные конфликты или военные действия неприемлемы, так как приведут к необратимым последствиям….Поэтому считаем, что как бы трудно ни было в сегодняшней напряженной ситуации начинать переговоры, альтернативы этому нет. Мирный диалог является единственным путем выхода из сегодняшней ситуации»
В общей атмосфере ненависти и безумия, сопровождающей национальные конфликты, нередко бывает, что и верующие люди поддаются националистическим страстям; те, кто призвать быть светом миру, оказываются, напротив, соблазном. Нужно большое мужество для того, чтобы там где все рвутся сокрушить врагов, говорить о примирении с врагами. Поэтому голос Патриарха в это время особенно ценен. Более того, это голос настоящего патриота Грузии, который желает своей стране мира и процветания.
Во время грузино-абхазского конфликта начала 90-тых годов было совершено много обоюдных жестокостей и беззаконий. Война дает возможность проявиться наиболее отвратительным качествам падшей человеческой природы, особенно, когда эту войну ведут не дисциплинированные армии, а полупартизанские формирования с обеих сторон. В Абхазии сохранилась горькая память о преступлениях, которые были совершены грузинскими формированиями; в свою очередь сотни тысяч грузин, вынужденные бежать из родных мест, спасая свои жизни, еще хорошо помнят пережитый ими ужас и погибших близких. С обеих сторон слышны голоса воинствующих националистов, твердо уверенных, что «перед нами виноваты во всем, мы не виноваты ни в чем», с обеих сторон вояки размахивают оружием, похваляясь легкой победой, которую они одержат в случае новой войны. Тут очень уместно вспомнить слова великого грузинского поэта Шота Руставели: «Не хвалитесь, люди, силой. Бросьте глупую забаву! Ведь довольно искры малой, чтоб большую сжечь дубраву». Исцеление язв, нанесенных войной, возможно только на пути долгого, трудного примирения; иногда не нужно мужества, чтобы воинственно махать саблей — подлинное мужество нужно, чтобы упорно трудиться ради мира. На каждой Литургии Церковь возглашает слова Спасителя: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. В мире очень много зла и безумия и очень мало — мудрости и любви; христиане призваны быть голосом разума среди мирского сумасшествия.
Есть притча о неком мудром старце, которого позвали чтобы рассудить спор между односельчанами из-а земельного участка; ссора накалялось, дело шло к смертоубийству. Старец сказал — не земля принадлежит вам, но вы — земле; вас обоих погребут в ней, когда вы умрете. В самом деле, каждому из нас — и малым и безвестным людям, и государственным лидерам, мелькающим на телеэкранах, предстоит умереть и прийти на суд Божий; тогда не будет иметь значения ни мнение великих держав, ни споры из-за власти и территории, но только покаяние, вера и хранение заповедей.
Между тем соблюдение заповедей уже здесь, на земле может избавить от многого зла; об этом напомнил заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Выступая на проходящей в Москве международной конференции по вопросам ВИЧ/СПИДа. По его словам, «Вовсе не каждый, кто заражается СПИДом, в этом виноват в нравственном смысле. Но мы очень хорошо знаем, что есть виды поведения, которые могут многократно усилить риск появления у человека этой смертельной болезни». В самом деле, преблагой Господь дает нам спасительные свои заповеди не для того, чтобы обеднить или обесцветить нашу жизнь, но чтобы спасти ее. Понимание этого очень важно.
Хорошая новость пришла из Италии. В этой европейской стране около 70% гинекологов, по данным министерства здравоохранения, выступают против абортов. Понимание того, что обязанность врача — спасать, а не уничтожать человеческие жизни, сохраняется, и даже укрепляется, в сознании итальянских медиков. Да и едва ли врач сможет должным образом исполнять свой долг, не имея соответствующей нравственной базы; и для Италии, и для нашей страны основанием врачебного служения традиционно была христианская вера, пример «врача возлюбленного» святого Апостола и Евангелиста Луки. Путь же слово Божие принесет исцеление всем тем, кто ранен грехом, и все мы укрепимся в следовании нашему Господу.