Русская линия
Нескучный садЕпископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов) (1963-2010)07.05.2008 

Надо ли знать языческие традиции?

Уже сейчас языческие традиции — в качестве истории культуры края — могут преподаваться в школе. Например, в Долгано-Ненецком районе Красноярского края, по данным Общественной палаты РФ, есть курс «История культуры малочисленных народов Таймыра». Если в школе курс религиозной культуры можно будет выбирать родителям, не выйдет ли, что в школы придут секты, среди которых есть и зарегистрированные, иеговисты например? Комментирует епископ Якутский и Ленский ЗОСИМА:

— Если говорить об общей ситуации в стране, то, безусловно, необходим закон о религиозных объединениях, защищающий общество от деструктивных сект. Закон, появившийся у нас в девяностые годы, был принят поспешно, он, конечно, не отражает позицию государства и народа и абсолютно не соответствует общепринятым правовым нормам. Почему, допустим, иеговисты, запрещенные в Америке и Германии, беспрепятственно проповедуют в России? Может быть, стоит изучить мировой опыт?

Но одно дело сектанты, которые вносят в общество только хаос, и другое дело — малые народы, веками мирно живущие вместе с русскими людьми, принявшие Православие, но сохраняющие некоторые национальные традиции, изначально языческие. На Крайнем Севере, если не жить дружно, не поддерживать друг друга, просто не выжить. Вымрем, как мамонты. Православные русские люди и местные шаманисты 375 лет живут вместе, и всегда жили дружно. Русский человек никогда не насаждал насильно православную веру, а жизнью своей свидетельствовал о красоте Православия. Русская православная культура объединяла все народы, живущие в России. В России каждый народ сохранял свои традиции, самобытность, но все знали и любили русский язык, русскую культуру. И сегодня у нас, например, в Оленекском национальном районе живут почти одни эвенки. У них прекрасный национальный музей с национальной одеждой и ритуальной посудой, другими памятниками народной культуры. В рамках школьной программы школьники посещают этот музей, знакомятся с традициями коренного населения. В том числе и немногие проживающие там русские дети. При этом местные эвенки, как правило, крещены, считают себя православными. Свои национальные традиции, праздники позволяют им чувствовать себя эвенками, а принадлежность к Православию — едиными со всем русским народом. Именно поэтому и необходимо изучение основ православной культуры во всех российских школах без исключений, чтобы мы действительно стали одним народом!

Поводов же бояться, что в районах, где проживают малые народы, дети наряду с православной будут изучать традиционную для этих народов языческую культуру, нет. Сегодня сохранился не дух язычества, а его внешняя сторона: ритуалы, праздники. Почему нельзя это изучать, если мы здесь живем? Время показывает, что элементы язычества у всех народов сохраняются очень долго. И в русской культуре до сих пор сохранились масленица, колядки, чисто языческие народные праздники, но время не уничтожило их, а интегрировало в христианскую культуру.

Записал Леонид ВИНОГРАДОВ

http://www.nsad.ru/index.php?issue=46§ion=9999&article=910


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru