Русская линия
Православие и современностьАрхимандрит Алексий (Поликарпов)02.05.2008 

«Прежде всего нужно быть сыном или дщерью Церкви..»

Духовник и духовное чадо — порой эти взаимоотношения складываются весьма непросто. Какую роль играет духовное руководство в жизни каждого христианина и каждый ли священник может стать духовником? Какова мера доверия духовного чада своему наставнику и мера ответственности пастыря перед пасомым? Существуют ли правила духовного окормления, следуя которым можно избежать «подводных камней» во взаимоотношениях духовника со своим чадом? И можно ли на трудном пути ко спасению вообще обойтись без наставника? На эти и другие вопросы отвечает известный духовник, наместник Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря города Москвы архимандрит Алексий (Поликарпов).

— Отец Алексий, какое можно было бы дать определение: кто такой духовник? Каково его значение в духовной жизни христианина?

— Обычно духовник ­- это священник, который советует, наставляет христианина на путь спасения. Он может просто совершить Таинство исповеди: исповедовался человек, Господь явил благодать Свою — простились ему грехи, — и они разошлись и, возможно, никогда больше и не встретятся друг с другом, но может и такое быть, что священник исповедует не один раз, а регулярно и всю жизнь, или даже является духовным руководителем…

— А чем отличается роль духовного отца, духовного руководителя от роли духовника?

— И тот, и другой — «отец». Но духовный руководитель — это священник, который ведет человека по жизни — ведет через свое доброе наставничество. А совершается оно, прежде всего, через духовное послушание этого человека своему пастырю. Вот в этом случае он уже является духовным руководителем — духовным отцом.

Много говорится сейчас — как добрый совет — о том, что каждый христианин непременно должен иметь своего духовника, должен обязательно быть руководим кем-то. Но это очень тонкий вопрос, и к нему нужно подходить очень осторожно. Например, нередки случаи, когда руководить людей ко спасению берутся священники неопытные, и от этого бывает не добрый плод, а, напротив, тяжелые ошибки, которые могут серьезно повредить душам пасомых.

А с другой стороны, можно столкнуться с людьми, которые с некоторым тщеславием, гордясь, говорят о том, что «у нас такой-то духовник с таким-то именем, а мы-де его духовные чада». Звучит-то это, может быть, и красиво, но каково на самом деле — это, конечно, могут показать только плоды. Ведь суть не в громких именах наставников, а в самой жизни и поступках наставляемых.

Мне запомнились слова отца Андроника, глинского схиархимандрита, завершившего свой земной путь в Тбилиси. Он говорил: «Кто меня слушается, тот и мое чадо». Святые отцы говорят, что, задав духовнику какой-то вопрос и получив на него ответ, нужно непременно исполнить то, что он скажет — исполнить данное благословение. Но мы не всегда готовы к этому, потому что не всегда ищем воли Божией, не всегда готовы иметь послушание. Иногда человек «просто» вопрошает. Им может двигать любопытство, или тщеславие, или еще что-то, но в таких случаях сказать, что это духовное окормление, конечно, нельзя.

— А послушание — это обязательное правило духовного окормления, без этого его быть не может?

— Принцип духовной жизни таков: если к этому готовы и вопрошающий, и тот, кто отвечает, — то да, послушание — обязательное условие духовного окормления.

Но мы знаем о подобном духовном делании, о таких «высоких материях», в основном, из книг о древнем подвижничестве: читаем все много, особенно сейчас, когда, слава Богу, появилось большое количество духовной литературы. И, прочитав, иногда пытаемся подражать этому, но получается не всегда умело. А ведь в каких-то случаях и не нужно этого делать. Например, возьмем отношения «духовник — чадо». В нынешние времена священник не может взять на себя руководство человеком в такой степени, как это было, допустим, в древних монастырях, когда ученик жил при старце и каждое слово, каждое движение согласовывались, каждый помысел исповедовался. И если мы стараемся применить это в нашей жизни, то выходит подчас неуклюже, неумело, да и далеко не всегда полезно. А что практически возможно для нас: духовник дает какие-то общие советы — для назидания и даже не всегда, может быть, для исполнения; он может предлагать их в форме рекомендации, а чадо эти советы сопоставляет со своими жизненными обстоятельствами и, прилагая и свой духовный опыт, и, как учат святые отцы, обязательно согласовывая все услышанное (да и всю свою духовную жизнь вообще) с Евангелием, — смотрит, насколько для него этот совет выполним. И еще одно замечание: очень важно, чтобы и пастырь, и пасомый руководствовались любовью и искренним добрым расположением друг к другу.

Очень интересны в этом плане письма отца Иоанна (Крестьянкина). Сейчас, благодаря публикуемой переписке, он для всех нас раскрывается еще больше — и для тех, кто знал его лично, и для тех, кто только слышал о нем, и даже для тех, кто лишь после его смерти познакомился с ним через книги и стал пользоваться его советами и наставлениями. И вот что надо отметить: его письма носят очень трезвый характер, в них нет никакой восторженности, но — весьма здравое отношение ко всему.

Если, положим, молодой человек (юноша или девушка) хочет стать монахом, жить в монастыре, то отец Иоанн, одобряя это стремление, тем не менее, говорит и о том, что оно должно быть здраво, взвешенно. И при этом еще и добавляет, что обязательно надо учитывать, как относятся к этому решению родители этого молодого человека. Мы подчас упускаем именно этот аспект: а как на поворотные жизненные решения реагирует семья. Особенно часто такие перегибы случаются у людей, которые обратились к вере недавно и которые считают, что идут вослед Христу, и при этом на домашних своих — в худшем случае — смотрят как на врагов: и враги человеку домашние его (Мф. 10, 36), а в лучшем — считают, что их мнение учитывать не обязательно.

— Их мнение необходимо учитывать, даже если они неверующие или нецерковные люди и не поймут из-за этого намерений своего ребенка?

— Да, мы обязаны к ним прислушиваться, не должны через них перешагивать, и этим поможем им, может, и не сразу, а через какое-то время принять и это наше смелое и неординарное для них решение. Если мы — христиане, то через нас имя Божие должно прославиться, а не хулиться. Поэтому невозможно допускать, чтобы родители стали жертвами на духовном пути детей. Это, конечно, было бы совсем неверно. Ведь они, как правило, люди, пережившие годы атеизма, которые со временем чаще всего приходят ко Христу, к Церкви, и видят, что те шаги, которые совершили их дети, были оправданными, хотя иногда бывает, к сожалению, и наоборот.

И возвращаясь к теме: отношения с духовником тоже должны выстраиваться на трезвой основе. Если я готов принимать то, что мне скажет батюшка, я буду исполнять его советы, тогда — Господи, благослови. Тогда и Бог будет посреди нас. А если я буду спрашивать благословения на свои неразумные поступки или на неоправданную ревность, а потом говорить, что «меня так благословили, и почему-то вдруг не получилось», то в этом случае претензии к кому: к себе, к духовнику, к Богу? Наверное, к себе…

— На что же брать благословение? Одни считают правильным спрашивать священников о каждом своем действии, а другие очень редко приходят даже с какими-то серьезными жизненными вопросами. Какова мера доверия себя духовнику?

— В принципе, повторю, если бы возможна была жизнь по подобию древних монастырей, то можно было бы на все брать благословение. На стакан воды, на то, чтобы сделать лишний поклон…

— Возможна ли такая степень послушания для кого-то в наше время?

— Я думаю, что сейчас — нет. Это практически невозможно. Конечно, остается отеческое выражение: «Будет послушник, найдется и старец», но все же условия жизни у нас совсем другие. Во-первых, есть ли такие старцы, которые могли бы взять на себя такое руководство? Когда у отца Кирилла[1] спрашивали, есть ли теперь старцы, батюшка шутил, что «есть старики, а старцев нет». Во-вторых, готовы ли мы исполнять беспрекословно все, что нам скажут? Поэтому часто получается так: в одном случае мы пытаемся в точности, без рассуждения, исполнить то, что прочтем в книгах о послушании, а в другом — просто отметаем и говорим: «Это не для нас, потому что не для нашего времени», и это тоже ошибка.

— А какова мера ответственности духовника за свое духовное чадо?

— Он отвечает за свои благословения. Бывают разные случаи, к примеру, когда кто-то осмелится дать благословение человеку уйти из семьи или так «развернуть» свои домашние дела, что они выстраиваются под непредвиденным «углом» и приводят к неожиданным и непростым последствиям. Но тут, конечно, человек должен сам постараться оценить свою позицию. Сможет ли он это исполнить, нужно ли ему это исполнять, будет ли это к пользе и ко спасению его самого и ближних.

В этой связи замечу: сейчас много говорят о младостарчестве, когда молодые, совершенно неопытные священники берутся руководить людьми; но они, наверное, все же движимы искренней ревностью, — может быть, у них бывают какие-то ошибки, но они, конечно, хотят, чтобы спаслись все те люди, которые к ним приходят.

Господи, благослови всех умудриться в этом…

— Вопрос о младостарчестве. И не столько о младостарчестве, сколько вообще об ошибках пастырей. Какие ошибки бывают у духовников по отношению к пасомым?

— Порой благословляют на то, что невозможно подъять человеку, дают бремя, которое он не может понести. Например, большие епитимьи, какие человек не в состоянии исполнить. Но ведь епитимья является лишь напоминанием о грехах, это некое благочестивое упражнение, — когда человек его исполняет, то всякий раз приводит на память свои грехи и приносит в них покаяние. Епитимья не является наказанием. Ну и, естественно, она должна даваться в соответствии с духовным уровнем человека. Если человек впервые переступил церковный порог, пришел первый раз на исповедь, то вряд ли стоит давать ему епитимью — множество поклонов или множество канонов, когда он, в лучшем случае, только еще научился креститься и, может быть, знает несколько молитв, а может, и того нет. Вообще, следует соответственно духовному уровню человека давать такое благочестивое упражнение, которое продвигало бы его вперед, не останавливало, не приводило в уныние, а помогало бы встать на путь покаяния, на путь христианской жизни.

Еще одна из ошибок духовников — это то, что они иногда приводят к себе, а не ко Христу…

— Если же отношения между духовником и чадом уже сложились, то какие могут быть «подводные камни» в данном случае?

— Обиды могут быть. Люди могут обижаться, что им мало внимания уделяют, особенно женщины: Тане вот уделили внимание, а Мане — нет, ревность какая-то может быть, ревность неразумная, потому что мы иногда не снисходим друг к другу…

— А какое основание может иметь под собою эта ревность?

— Основание? Немощь. И, прежде всего, немощь наша собственная. Даже если я, допустим, обижен, и, как мне кажется, несправедливо (обижаются-то на что? — на то, что видится несправедливым по отношению к нам, а значит, причина, прежде всего, в наших страстях и самолюбии), надо всегда осознавать и помнить, что мы приходим ко Христу, а не к человеку. Мы приходим к Богу, Ему приносим свое покаяние.

Положим, мы приходим к духовнику, открываем ему свою душу, а тот, помолившись, принимает решение, которое возвещает ему Господь, — он нам его говорит. Если мы принимаем сказанное им как волю Божию, то должны это выполнить. Но бывает и так, что считаем его слова несправедливыми, и отсюда рождается обида и претензии лично к батюшке. Конечно, это надо исповедовать.

В таких случаях люди спрашивают: «А что, если я поменяю духовника?». Но надо рассудить, какая от этого будет польза. Если даже я и уйду к другому священнику, но так же буду обижаться и укорять кого-то, а не себя, то будет ли от этого польза? Конечно, нет. Лучше всего при подобном искушении, помолившись, открыть своему духовнику все, что есть на сердце, и уже только после этого, если нужно, принимать какие-то решения. Вполне возможно, это просто уйдет — частая и искренняя исповедь уврачует эту рану. Как одна женщина говорила (это было в Лавре, там много духовников): «Вот сегодня, чувствую, что мне надо идти на исповедь к отцу Ивану, завтра я пойду к отцу Степану, послезавтра — к отцу Петру…». Такое рассуждение, конечно, не верно. Чем она руководствуется? Что каждый скажет ей по сердцу ее? Это неправильно.

— Можно ли описать «идеальные» взаимоотношения между духовником и его чадом, которые возможны в наше время, при наших условиях?

— Есть понятие Евангельского отца (матери) — это когда при пострижении в монашество духовник — священник либо старец (старица) — «принимает» постригаемого (постригаемую). И во время совершения пострига есть такой момент (во всяком случае, есть такой обычай в обителях): на Евангелие кладется рука старца, который воспринимает будущего инока, сверху — рука новопостригаемого, и священнослужитель, совершающий постриг, обращаясь к старцу-духовнику, говорит: «Се вручаю тебе пред Богом новоначального» (это означает, что он будет с этого момента отвечать за него пред Богом на Страшном Суде). А новопостриженному говорит: «Повинуйся старцу, яко Христови». Вот это и есть понятие «идеальных взаимоотношений».

А на приходе, в обычном храме, мирян-чад и священников-духовников связывают узы любви. А любовь уже рождает послушание — вот такое взаимное согласие и является спасительным. Но если человек решает, что уже не может окормляться у этого священника, то надо уходить не со стесненным сердцем и мрачными чувствами. В этом случае лучше выяснить отношения, чтобы после расставания можно было, встретившись потом случайно, поздороваться — мирянин мог бы взять благословение у священника, а не обходить друг друга стороной, поминая горький момент расставания и предшествующих ему сложностей, — это будет тяжело и, конечно, не по-христиански.

— А кто может стать духовником?

— У нас в Русской Православной Церкви в большинстве случаев духовником становится каждый священник, служащий на приходе и имеющий право исповедовать, у него появляется постепенно и своя паства, приходящая к нему уже как к своему духовному отцу. В Греческой Церкви, насколько знаю, не все, а определенные священники назначаются духовниками.

— Может ли быть духовным наставником кто-то помимо священника, например, просто более опытный в духовной жизни человек?

— Да, может быть, но это уже не буквально — «духовный отец», а скорее, духовный брат или — есть такое понятие — духовная мать. Причем такое окормление-советование возможно не только в монастырях, но и в миру. Ведь если это все здраво и трезво, если человек от опыта своего духовного говорит, то почему бы его не послушать и не воспользоваться его духовной практикой… Но все-таки нельзя провести полную аналогию между ним и духовным отцом.

— Есть ли какие-то качества, которые могут воспрепятствовать священнику стать пастырем?

— Об этом ему, прежде всего, должна сказать его совесть. Если он имеет что-то на совести, какие-то отрицательные явления в своей жизни, или неприемлемые черты характера, своего духовного облика… Но все же определяет непригодность к пастырству священноначалие. А русский народ всегда любил и любит своих батюшек и готов им все простить.

— А при каких обстоятельствах необходима смена духовника?

— Если нет пользы для души. Но, наверное, надо смотреть в каждом конкретном случае. Если возникла необходимость расстаться со своим пастырем, то лучше, конечно, посоветоваться с более опытным, со старшим. Уверен, что любой священник, когда к нему приходят со стенаниями и воплями и говорят: «Батюшка, я чувствую, что не получаю от вашего руководства пользы, хочу куда-то пойти, у кого-то спросить», скажет: «Конечно, надо посоветоваться, как быть дальше».

— Можно ли вести полноценную духовную жизнь, ведущую ко спасению, без духовника?

— По большому счету, наличие духовного руководителя — это же не залог спасения. Можно и жить около духовника, и в то же время ничего не приобрести. Можно брать на все благословение, и в то же время руководствоваться своей волей, потому что зачастую мы приходим услышать не Божию волю, а благословение на свое решение, на свои желания. Возможно и такое. А если человек исполняет заповеди Божии, живет по-христиански, очищает покаянием свою совесть, то это не значит, что он сам себе полностью руководитель и сам себя милует, прощает и наказывает. Конечно, нет. Поэтому и без духовника человек может спастись, конечно.

— Что делать, если человек ищет духовного руководства и не находит? Как вообще найти духовника — не абстрактно для какого-то человека, а для себя?

— Я думаю, что могут быть разные возможности. Если человек живет в каком-то месте: в небольшом городке, селе, деревне, где один священник, и при этом у него нет возможности куда-то еще пойти, поехать и встретить другого батюшку, тогда только так — сказать себе в смиренном и простом сердце: «Господи, благослови!» — и принять этого священника как своего духовника. Например, раньше, в дореволюционной России, велись записи, кто когда говел, исповедовался, причащался — приходы были упорядочены, человек мог только в своем приходе подходить к Таинствам; в соседнем приходе были свои прихожане. Ну, а сейчас в этом вопросе полная свобода и возможность выбрать духовника по своему сердцу — просто надо помолиться, и Господь откроет, к кому расположиться.

— А что делать в том случае, если человек все же так и не смог найти духовника?

— Пусть ходит в Церковь, исповедуется, причащается, — и Господь, конечно, его не оставит. Прежде всего нужно быть сыном или дщерью Церкви, вот это самое главное, а остальное уже Господь приложит.

— Отец Алексий, что можно было бы посоветовать молодым пастырям, только начинающим свое служение?

— Я не могу пастырям советовать — я над ними не пастырь, им советуют их архипастыри… (смеется) А всем нам, грешным, — людям, которые хотят очистить свою душу, — посоветую чаще приходить на исповедь с сердцем сокрушенным и смиренным. И если ощутим в себе грехи, умножившиеся, как песок морской, и если искренне будем каяться в них, вот тогда и сможем сказать, что мы на правильном пути.

Беседовала Татьяна Бышовец

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4893&Itemid=274


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика