РПМонитор | Анастасия Кириллова | 02.05.2008 |
Российские СМИ также приводят перечень новых человеческих пороков. Только почему-то невозможно найти два издания, в которых бы этот список совпадал (за исключением тех, что просто дублировали его из других, действуя методом copy-paste).
Самый распространенный вариант этого перечня включал в себя биоэтические нарушения (такие как контроль рождаемости), сомнительные с моральной точки зрения эксперименты (это исследования стволовых клеток), загрязнение окружающей среды, увеличение имущественного расслоения, употребление наркотиков, избыточное богатство и действия, которые приводят к росту числа нищих".
Несмотря на всю ее неправдоподобность и полное отсутствие обоснований, новость молниеносно разнеслась по Интернету, породила серии публикаций в крупных печатных изданиях и даже попала в телевизионные выпуски новостей на центральных каналах (которые, как ни странно, наиболее сильно искажали информацию). Изменение списка смертных грехов около суток было одной из самых обсуждаемых тем в блогосфере. Впечатленные сенсационной новостью блоггеры перепечатывали ее в своих журналах, возмущались и удивлялись, до чего дошла католическая церковь.
Однако если попытаться найти какой-либо официальный документ, подтверждающий наличие растиражированного работниками пера «расширенного списка смертных грехов», то сделать это вряд ли удастся. Причина в том, что такого документа просто не существует. Более того, газета L’Osservatore Romano, вопреки заявлениям журналистов, не публиковала на своих страницах никаких новых списков. 9 марта в официальном печатном органе Ватикана было опубликовано интервью с главой Апостольской пенитенциарии (церковный судебный орган, занимающийся вопросами греха и исповеди) Джанфранко Джиротти, который рассуждал о том, как, по его мнению, католическая церковь должна реагировать на глобализацию и размывание в сознании современного человека самого понятия греха. Он говорил о «социальных» пороках нашего века, то есть тех, что затрагивают не одного или нескольких человек, но могут повлиять на все человечество. Именно поэтому и зашла речь о наркомании, генетических экспериментах и экологии. Ниже приведен фрагмент интервью, который породил сенсацию. Ничего сенсационного в нем нет:
«Никола Гори: Что, на Ваш взгляд, представляют собой грехи современного общества?
Джанфранко Джиротти: Существуют разные области, в которых сегодня отмечается греховное поведение по отношению к индивидуальным и общественным правам. Прежде всего это наблюдается в области биоэтики, где явно прослеживаются нарушения основополагающих прав Человека, которые происходят в ходе генетических экспериментов и манипуляций, результаты которых невозможно предвидеть и проконтролировать.
В другой области, социальной, это сфера потребления наркотиков, когда нарушается психика и помутняется рассудок, и тогда многие молодые люди оказываются вне церковной ограды.
И еще: в области распределения общественных и экономических благ, когда бедные становятся все беднее, а богатые — богаче, усугубляя таким образом социальное неравенство; а также в области экологии. Сегодня эти вопросы остро стоят перед лицом человечества».
Источник: Богослов.Ru
Вскоре последовало и опровержение от представителей католической церкви. Эксперт в области катехизации и евангелизации, католический священник из Москвы Сергей Николенко заявил РИА Новости: «В интервью епископа Джиротти ватиканской газете Osservatore Romano речь шла не об официальном расширении списка смертных грехов, а о „социальных“ грехах современного мира, которые журналисты, не разобравшись, отнесли к каноническому списку».
Как выяснилось, поводом для всплеска эмоций в СМИ стал заголовок в итальянской газете La Reppublica, которая опубликовала комментарий к интервью Джанфранко Джиротти. Именно La Reppublica назвала перечисленные им «новые формы социального греха» «новым списком смертных грехов», и сделала это не в буквальном, а в переносном смысле. Уже с подачи российских СМИ заголовок из метафоры превратился в сенсацию.
Что до традиционного списка смертных грехов, то он остался неизменным и в нем по-прежнему семь пунктов: Гордость, сребролюбие (алчность), блуд (похоть), гнев, чревоугодие, зависть, уныние. Он был составлен Григорием Двоесловом в VII веке, а распространение получил в XIII столетии благодаря Фоме Аквинскому. И в нынешнем веке, независимо от глобализации и технического прогресса, он остается столь же актуальным, что и сотни лет назад. Некоторые богословы к списку семи смертных грехов прилагают еще и перечень добродетелей, каждая из которых противостоит своему «антиподу» из списка пороков. Позиции православной и католической церквей в данном вопросе совпадают. Этот список не является каноническим сводом правил или неотъемлемой частью христианского учения. Как подчеркивают и католические, и православные священнослужители, концепция семи смертных грехов просто помогает человеку осознать свое духовное несовершенство. Именно эту цель преследовал и Джанфранко Джиротти, излагая газете L’Osservatore Romano свой взгляд на современное понимание греховности. Православная Церковь в целом отнеслась к позиции Джиротти одобрительно: «Все вышеперечисленные проблемы столь же остро стоят и перед православным сообществом. И все эти проблемы еще раньше католиков мы четко обозначили, признали острыми и требующими решения в Социальной концепции РПЦ», — заявил в интервью сайту regions.ru настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, председатель Издательского отдела Московской патриархии протоиерей Владимир Силовьев.
С католической церковью и «семью новыми смертными грехами», которых не было, вроде все понятно. Остаются вопросы только к российским СМИ. Ажиотаж прошел, опровержения опубликованы, и с большинства сайтов изданий убрали «сенсационные» сообщения. Могло быть лишь две причины для возникновения подобной дезинформации: вопиющий непрофессионализм российских журналистов, которые не удосужились как следует проверить информацию, прежде чем опубликовать ее, или осознанное стремление создать дутую сенсацию, спровоцировать скандал. В первом случае стоит задуматься о качестве журналистики, представители которой просто бездумно копируют сообщения из ленты новостей. Во втором приходится с грустью констатировать, что пришло время тотального «пожелтения» российских СМИ, не исключая солидных печатных изданий и выпусков новостей на центральных каналах. Ни тот ни другой вариант не прибавляют авторитета отечественной журналистике. Как печально и абсурдно это бы ни звучало, тем, кто хочет иметь дело с объективной информацией из-за рубежа, а не «сенсационными» скандалами на пустом месте, остается только усиленно учить языки, чтобы узнавать новости из первоисточника.