Новая политика | Андрей Арешев | 01.05.2008 |
Взволнованные заявления грузинского руководства становятся от этого еще более сбивчивыми и, как и прежде, чем дальше, тем больше противоречат друг другу. Например, Саакашвили заявляет о том, что Грузия ни при каких обстоятельствах не начнет боевых действий первой. А министр по реинтеграции Давид Якобашвили утверждает, что война может начаться в любой момент, добавляя, что 2008 год является для Грузии «критическим» в вопросе решения абхазской и южно-осетинской проблем.
Однако дело не ограничивается одними только воинственными заявлениями. В ходе экстренного брифинга, состоявшегося 25 ноября, специальный представитель МИД РФ Валерий Кеняйкин раскрыл часть имеющейся информации о военных приготовлениях со стороны Грузии. В частности, по данным российской стороны, резко усилились военные поставки со стороны Турции, а в Западной Грузии постоянно происходит передислокация воинских подразделений, причем некоторые из них находятся в состоянии полной боевой готовности. Что же касается сбитого беспилотного летательного аппарата, то он вовсе не является безобидной бабочкой, мирно порхающей над абхазскими горами. Самолет-разведчик израильского производства, идентифицированный как «Гермес-450», по данным «Независимого военного обозрения», является многоцелевым средневысотным тактическим летательным аппаратом. Будучи выполненным из радиопроницаемых композитных материалов, он плохо засекается радарами. Аппарат оснащен системами дистанционного управления и передачи данных в реальном времени, комплектуется также цифровыми видеокамерами, инфракрасными датчиками, позволяющими вести наблюдение в темное время суток. Лазерные датчики способны измерять расстояния до обнаруженных объектов и подсвечивать их для наведения управляемых боеприпасов. Вполне возможно, что грузинские «Гермесы» могут быть оснащены ракетами для ударов по наземным целям. Словом, это полноценный военный объект, представляющий, в случае развязывания боевых действий, серьезную опасность. А потому уничтожение данного объекта силами абхазской ПВО является вполне закономерным ответом на нарушение грузинской стороной режима существующих мирных договоренностей.
Буквально на следующий день заместитель госсекретаря США, курирующий Кавказ и Южную Европу, Мэтью Брайза назвал заявление Кеняйкина безосновательным. «США не владеют информацией, что у границы Абхазии происходит концентрация грузинских вооруженных сил, — заявил Брайза. — Наверное, российская сторона не знает, что мы делаем». Оговорка «мы» здесь вовсе не случайна. Задиристость грузинского руководства можно объяснить политической поддержкой, которую оно получило со стороны Запада, и, прежде всего, США, которые практически полностью взяли на себя функции грузинского МИДа и, не исключено, силовых структур. Вашингтон солидаризируется с позицией официального Тбилиси практически во всех вопросах. Нынешний процесс мирного урегулирования для Абхазии и Южной Осетии не работает, считает Мэтью Брайза. По его мнению, участники переговорного процесса увязли в частностях, будучи «не в состоянии подступиться к реальному обсуждению вопросов политического урегулирования». Например, международное сообщество так и не решило, каким образом перемещенные лица могут безопасно вернуться в свои дома, и как предотвратить незаконную продажу принадлежащей им собственности до их возвращения. Брайза словно не знает, что грузинские жители Галльского района уже вернулись в свои дома именно благодаря посреднической миссии России. В прошлом Брайза и другие американские должностные лица призывали грузинское правительство не пытаться изменить формат переговоров, но сейчас, оказывается, они подходят к тому, что «данный процесс, похоже, буксует на месте. И даже движется вспять. Так что нам нужно вдохнуть в этот процесс новую жизнь».
Каким образом за океаном собираются «вдохнуть в процесс новую жизнь», известно достаточно хорошо. Господин Брайза смотрится натуральным «голубем» по сравнению с руководителями внешнеполитической комиссии Сената США — демократом Джозефом Байденом и республиканцем Ричардом Лугаром. В своей недавней пафосной статье «Защитим Грузию» они призывают европейцев «проявить единство и твердость». «Американская администрация и наши союзники по НАТО должны решиться на предоставление Грузии и Украине Планов по подготовке к членству в альянсе на следующем саммите НАТО — в декабре», пишут сенаторы. Тем самым, государства «старой» Европы, прежде всего, Германия и Франция, недвусмысленно подталкиваются к тому, чтобы и дальше действовать в фарватере внешнеполитического курса США, пусть даже и вопреки собственным национальным интересам.
Что конкретно может за этим последовать в случае дальнейшего раскручивания спирали напряженности, догадаться нетрудно. Можно вспомнить, например, о засылках на территорию Абхазии и Южной Осетии диверсионно-террористических групп, сопровождавшихся разбойными нападениями и убийствами мирных жителей, включая граждан России. Вовсе не случайно президент Абхазии Сергей Багапш заявил о готовности подписать с Россией военное соглашение. Решимость Москвы защищать своих граждан подтвердил и глава Совета Федерации Сергей Миронов. «Россия исходит из того, что в Абхазии проживает очень большое количество россиян. Очевидно, если будет угроза жизни для граждан России или другая угроза, то, конечно, Россия не останется в стороне», заявил он.
Нынешнее неопределенное положение не может сохраняться долго. После предполагаемого в декабре предоставления Грузии плана действий по членству в НАТО риск прямого военного конфликта вокруг непризнанных республиках возрастет многократно. «Один из важнейших вопросов, который мы поставим на встрече с послами стран-членов НАТО, это изменение существующего миротворческого формата в Абхазии и тема его замещения другими силами», — сказал грузинским СМИ и.о. министра иностранных дел Грузии Давид Бакрадзе, который находится с рабочим визитом в Брюсселе.
Возможен и другой, промежуточный, но оттого не более благоприятный сценарий. Провокации в зоне конфликта могут стать поводом к интервенции для США и НАТО, обеспокоенных судьбой трубопроводов Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Эрзурум, полагает руководитель Центра Средиземноморья и Черноморья Института Европы РАН Алла Язькова. По ее мнению, «когда обострение закончится, Запад может потребовать ввода в Абхазию и Южную Осетию полицейской миссии ООН на том основании, что у российских миротворцев нет полицейских функций». Однако современное «миротворчество» под флагом ООН может оказаться всего лишь прологом для развязывания более крупного конфликта, логическим следствием которого может стать оккупация конфликтных регионов военными формированиями Североатлантического альянса. События на Балканах свидетельствуют об этом со всей убедительностью.
Создание надежной системы гарантий невозобновления боевых действий к югу от Кавказского хребта — актуальнейшая задача российской внешней политики. В то же время, в современных условиях выигрывает не тот, кто плетется в хвосте событий, беспомощно на них реагируя запоздалыми выражениями дипломатической озабоченности, а тот, кто сам действует заблаговременно и на опережение.