Русская линия
Вера-Эском Михаил Сизов01.05.2008 

«Я тебе говорил…»
Заметки с необычного «круглого стола»

«Чудеса не противоречат сотворённому миру. Господь, сотворив этот мир, по-прежнему управляет нами, даёт нам знамения, показывает чудеса…» — такими словами епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов) предварил презентацию книги «Чудеса истинные и ложные», две статьи из которой (о схождении Благодатного огня на Пасху) мы сегодня печатаем в «Вертограде». Сказано было это на одноимённом «круглом столе», который проводила в Москве в конце зимы экспертная группа по описанию чудесных событий в РПЦ при Синодальной Богословской комиссии.

Как нам, православным, относиться к чудесам Божьим? Владыка Зосима, председательствовавший на «круглом столе», заметил:

— Удивляться им не нужно. Каждому христианину Господь может подавать знаки и творить через него удивительные вещи. Ведь Он сказал ученикам: что Я сотворил, то и вы сотворите, потому что вы ученики. При этом не стоит резко и быстро реагировать на каждое удивительное событие. Надо просто подмечать и рассуждать. Когда Пресвятой Марии явился Ангел небесный и сказал: «Радуйся!» — то Она стояла, рассуждая, что значит сие целование. Она не бросилась: ой, чудо, Ангел явился! Нет, Она рассуждала. По преданию, Ангелу пришлось не один раз явиться Марии и благовествовать, прежде чем Она приняла это чудо. Или вот пример из современности. Я видел видеокадры, как на одном алтаре, что стоит вокруг Гроба Господня в Иерусалиме, было мироточение. Как на это отреагировали греки, которым принадлежит алтарь? Мы сейчас с вами удивимся… Они никак не отреагировали. Просто подметили произошедшее и стали думать: а что значит сие знамение?

Приведу другой пример. От монахов монастыря преподобного Саввы Освященного я слышал, что несколько лет назад в летнюю пору на Гробе Господнем происходили явления Благодатного огня. Длилось это не один день, а довольно долго, и было не на Пасху — то есть в неурочное время. Как воспринимать? Как знамение, что есть попечение о нас, что мы Богом не брошены. Точно так же православные греки воспринимают пасхальное чудо схождения Огня. У них есть предсказание о том, что в последний год перед концом света огонь не сойдёт. Но вот он сходит — и значит, жизнь продолжается…

В каждом Божьем чуде, даже не понятном на первый взгляд, обязательно есть свой смысл, своё знамение. На конференции один из выступавших, Юрий Иванович Шишков (интервью с ним мы печатали прежде — Деточки Саровского чудотворца, «Вера», N 544), рассказал о международном крестном ходе, которым он руководил в 2006 году. Начался ход из Одессы, и дальнейший путь его лежал через Приднестровье.

— Как раз в это время Молдова и Украина ввели против Приднестровской Республики блокаду, — уточнил Юрий. — Жители непризнанной республики находились в тяжелейшем положении, начинался голод, назревала война. И вот в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы крестный ход входит в Тирасполь, люди встречают нашу Курскую чудотворную икону. Мы никак не подгадывали, но в тот же самый день именно из Курска в Тирасполь прибыла первая гуманитарная помощь — долгожданные продукты. Совпадение?

Когда мы ещё только начали движение по Приднестровью, на Локотской иконе «Умиление», которая также была с нами, вдруг появились бурые пятна. Мы очень боялись, что икона начнёт кровоточить, — не хотелось входить в Тирасполь с предвестием плохих событий, причём на Благовещение. И вот наступил этот праздничный день, и пятна стали исчезать — так мы поняли, что в Приднестровье всё будет спокойно. Так и случилось. Мы прошли всё Приднестровье — и везде народ встречал крестный ход как представительство Великой России, Святой Руси, которая не оставит в беде своих православных братьев.

Затем мы прошли всю Западную Украину. Идти было непросто, по-разному встречали. И вот один эпизод. Остановились на Волыни, в храме Успения Божией Матери поставили иконы, крестоходцев разобрали по домам. В храме осталось всего несколько местных, да ещё приехали помолиться монахини женского монастыря, который находится неподалёку. И вот во время молитвы монахинь икона «Умиление» стала сиять. Сначала решили, что это отблески от лампочки. Погасили электричество, но икона продолжала сиять нетварным светом. Всем показалось, что икона ожила, образ Божией Матери открыл глаза. И тут сынишка местной матушки Коля вдруг указал пальцем на икону и закричал: «Кровь! Кровь!» Хотя никто из присутствовавших ничего такого не видел. На следующий день мальчик с раннего утра просился в храм, мы пошли с ним. Когда открыли двери, он вбежал, обошёл икону и сказал так растерянно: «Нету». А на следующий день мне позвонили из Киева и сообщили, что именно в эту ночь из-за протестов была сорвана попытка высадки солдат НАТО, американцев, в Крым. Может быть, это совпадение. Но, знаете, слишком много таких случайных неслучайностей сопровождают наши крестные ходы…

Комментируя этот рассказ, владыка Зосима подтвердил, что крестные ходы часто сопровождаются Божьими знамениями: «Ведь что такое крестный ход? В нём мы идём на сретение с Господом, так что само участие в крестном ходе уже благодатно. Но удивительные события, которые в нём случаются, следует признать знамениями, явленными не для всех, а конкретно для участников этого хода. И, ещё раз повторяю, знамения даются Богом не с целью поразить воображение, а с тем, чтобы подвигнуть людей на духовное делание и даже просто на некие практические дела.

Иллюстрацией слов епископа стал рассказ нижегородского историка Сергея Валентиновича Чеснокова. В прошлом году в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября) ему позвонил руководитель экспертной группы П.В.Флоренский. Академик РАЕН сообщил Чеснокову, что в этот день в Нижегородской области на берегу озера Большое Свято обнаружено необычное явление, и попросил туда съездить. Уже через четыре часа Сергей Валентинович был в Навашинском районе близ д. Дедово — у этого самого озера.

— Приехали мы затемно. В восьми метрах от берега, недалеко от деревянных мостков на песчаной отмели, нам показали женское изображение, — сообщил на «круглом столе» учёный. — Похоже, на руках Она держала младенца. Образ был очень чёткий и детальный. Меня обрадовало то, что лик можно видеть и ночью, значит, мы не зря проделали свой путь. Сам образ буквально притягивал взгляд. Мне показалось, что это старинная икона тёмного письма в драгоценном блистающем окладе. Изображение было похоже на Владимирскую икону Божией Матери, только, в отличие от неё, во весь рост. По размеру оно примерно соответствовало размерам человеческого тела, но было чуть больше. После молитвы мы пошли фотографировать раскрывшуюся на озере красную лилию, причём оказалось, что она не закрывается даже ночью…

Откуда этот образ появился, никто учёному объяснить не смог. При дневном освещении стало видно, что специально подделать такое изображение из песка весьма сложно, видно, что оно намыто водой. Чесноков записал свидетельство директора местной турбазы Льва Леонтьевича Кузьмичёва. Тот сообщил, что двадцатого числа здесь ещё ничего не было. 21 сентября был рабочий день, сюда приехал архитектор Виктор Быков, чтобы заняться вопросом проектирования на этом месте, на берегу, развлекательно-оздоровительного комплекса. И тут директор первым заметил необычное: «Обернитесь, ребята, это же икона». Позже они поставили к песчаному образу огарок свечи и тот «полыхал, как фонарь, в течение пяти с половиной часов». Странно было и то, что одна из семи лилий, раскрывшись, не закрылась ночью, несмотря даже на холод, что весьма удивительно. Да и появление красных лилий на озере выходило за рамки обычного: здесь, в средней полосе, всегда росли только жёлтые, реже — белые.

Отвечая на вопросы участников «круглого стола», учёный поведал и другие подробности:

На озере, где явился «песочный» образ Богоматери, расцвела красная лилия.

— Изображение держалось около двух месяцев. Продержалось бы и дольше, но некоторые сомневающиеся пытались проверить, нет ли там какого-нибудь поролона внизу или пластика, расковыривали песок. Никакого подвоха не нашли. Каждый, глядя на образ, видел что-то своё, многие сравнивали его с Сикстинской Мадонной. Как потом рассказали мне местные жители, иногда в течение одного дня здесь бывало по две тысячи людей. Даже мостки сломали, пришлось новые делать. Вначале ехали из ближайших городов — Навашино, Владимира и Мурома, затем стали появляться любопытствующие из Москвы. Реакция у людей была разная. Но в основном благоговейная — паломники украшали образ цветами, ставили свечи, а кто-то и табличку на дерево повесил — стрелочку с надписью: «Чудо».

Такое активное почитание «чуда на песке» отдавало бы чем-то языческим, если б не одна деталь. Как оказалось, явление образа было не просто чудом, а знамением, обращённым к конкретным людям — тем, кто собирался на берегу озера Большое Свято возводить развлекательный центр. Теперь эти люди, отказавшись от своих намерений, планируют построить там часовню и храм в честь Рождества Богородицы. По благословению Нижегородского владыки на этом месте уже поставлен Поклонный крест.

Надо сказать, кандидат исторических наук С.В.Чесноков должен был выступить на «круглом столе» с ещё одним докладом — об истории покушений на императора Александра II. Позже, прочитав его, я с удивлением заметил, что это сугубо научное исследование очень даже перекликается с его рассказом о «чуде на песке». Во время покушений на Царя-Освободителя тоже были чудо и знамение — Божье «руководство к действию». Но русские люди заметили тогда одно лишь чудо… Императора пытались убить семь раз — стреляли в упор, бросали бомбы, минировали помещения, одна из попыток удивительным образом сорвалась на стадии подготовки. Каждое спасение было чудесно, и официальные газеты ликовали. После второго покушения (в Париже) в русской патриотической брошюре писали: «Не удалось ему отнять у нас отца нашего! Самому себе, проклятый, руку отстрелил! Значит, не дерзай поднимать руки на Помазанника Божия. Бог, видимо, бодрствует и охраняет Его!» После третьего, четвёртого, пятого и шестого покушений общий тон не изменился, Катков писал: «Верь, русский народ, в свою силу и могущество… молись и благодари Бога за чудеса, которыми Он уже в пятый раз (сорвавшуюся попытку покушения Катков не посчитал. — Ред.) спасает для нашего счастия и блага столь дорогого нам Монарха…» Вместо того чтобы призывать Россию к покаянию и защите своего государя, записные патриоты умилялись чудом. «Сколько же раз нужно Богу спасать Помазанника Божия, чтобы проснулись поданные его?» — ставит вопрос автор. Даже в седьмой раз государь был чудесно спасён — от брошенной бомбы. Но в толпе прятался ещё один бомбист…

Завершая «круглый стол», епископ Зосима заключил: «Если чудо от Бога и обращено к нам, то нужно осмыслить его так, чтобы в своей жизни что-то изменить. Не забывайте: кому много дано, с того много спросится. И за каждое знамение в нашей жизни Господь спрашивает: «Я тебе говорил, а ты Меня не послушал»».

Таким же знамением является и чудо схождения Благодатного огня с Гроба Господня на Пасху (читайте об этом на следующей странице). Нам даровано великое чудо — во укрепление веры в Господа Воскресшего, и с нас, маловерных, потом спросится: «Я тебе говорил…»

М.СИЗОВ

http://www.rusvera.mrezha.ru/562/7.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru