Русская линия
Фонд стратегической культуры Андрей Арешев26.04.2008 

О новой государственной идеологии Украины

Указ Президента Украины N 377/2008 от 23 апреля 2008 г. остается пока без серьезного внимания со стороны политиков и правоведов1. И напрасно: значение этого документа в контексте разворачивающихся в Украине событий чрезвычайно велико.

Необходимость проведения референдума по вопросу о будущем членстве страны в НАТО признана практически всеми политическими силами. В то же время несомненным фактом является отрицательное отношение большинства жителей Украины к Альянсу. Президент Украины по этому поводу заметно нервничает. Так, в одном из интервью он выразил надежду, что «в вопросе вступления в НАТО украинцы примут мудрое решение, беря пример с поляков или литовцев. Три года тому назад членство в Альянсе поддерживали всего 17% общества, а три месяца назад — 30%. Сегодня эта поддержка, наверное, является еще выше».

Видят украинские власти и причину, по которой меньшинство украинцев, поддерживающих идею вступления страны в НАТО, не может стать большинством. Откровенно высказался на этот счет государственный эксперт Национального института проблем международной безопасности при Совете национальной безопасности и обороны Украины Е. Жеребецкий (во главе СНБО стоит В. Ющенко, и именно решение данного органа оформлено президентским указом N 377/2008). В интервью «Немецкой волне» Е. Жеребецкий жалуется на «антигосударственную политику» большинства украинских телерадиокомпаний. По его мнению, западные СМИ осуществляют корректное вещание на Украину, тогда как со стороны России усиливаются вмешательство во внутренние дела Украины, пропаганда насилия и жестокости, дезинформация украинцев относительно вопросов вступления в НАТО и сближения с ЕС2.

Бросается в глаза в откровениях Е. Жеребецкого негативная связка «пропаганды насилия и жестокости» с якобы «дезинформацией» украинского общества российскими СМИ: раз ты против НАТО — значит за насилие и жестокость. Проверенный и часто применяемый прием информационной войны!

Вопросы информационной политики находятся в центре внимания украинских политиков не первый год. То и дело кто-нибудь из националистов обвиняет официальные власти в… зависимости от информационной политики «соседнего государства» (так представители правящей «оранжевой коалиции» предпочитают именовать Россию). Почвы под этими обвинениями нет: соотношение прозападных и пророссийских информационных ресурсов на Украине примерно 100: 1. Сейчас — синхронно с разговорами о неизбежном якобы вступлении Украины в НАТО — внимание к информационной работе усиливается еще больше.

При этом главные направления политико-пропагандистской активности официального Киева прямо поддерживаются из-за океана. Еще 11 апреля в ходе международного двухдневного семинара в Черновцах «Реализация Целевого плана Украина — НАТО в сфере безопасности и демократизация правоохранительной системы» посол США на Украине У. Тейлор огласил необходимые условия, выполнение которых должно обеспечить присоединение Украины к Плану действий относительно членства в Альянсе (ПДЧ). Первым из этих условий, указал американский посол, является проведение «активной, оживленной информационной кампании среди населения». Референдум по этому вопросу, заявил У. Тейлор, должен состояться через несколько лет, в финале информационной кампании, во время которой «жители страны получат ответ на то, что значит быть в НАТО"3. В соответствии с этими указаниями и появился документ, детально расписывающий информационную политику Украинского государства.

После подписания Виктором Ющенко Указа N 377/2008 можно говорить о начале нового этапа официальной кампании по изменению сознания населения Украины. Кампания задумана в стиле информационного «блицкрига»: на реализацию предусмотренных мероприятий отведены исключительно сжатые сроки. Важнейшие операции «молниеносной информационной войны» должны быть завершены к концу лета — началу осени 2008 года.

Важен комплексный характер Указа N 377/2008: затрагиваются переход на цифровое телевидение, политика в отношении СМИ, защита персональных данных, круг правоотношений, связанных с регулированием оборота информации в сети Интернет и многое другое.

Указ поручает Кабинету министров в месячный срок представить предложения относительно органа управления структурами и предприятиями отрасли связи. В течение двух месяцев необходимо осуществить мероприятия по усовершенствованию государственного управления в информационной сфере. На базе государственного департамента по вопросам связи и информатизации министерства транспорта и связи Украины будет создан центральный орган исполнительной власти в сфере связи и информатизации со статусом государственного комитета. Комитет наделят широкими полномочиями: он будет отвечать за реализацию государственной политики в сфере печатных СМИ (включая и процедуру регистрации печатных СМИ и информационных агентств), выполнять функции контроля и др.

В соответствии с Указом, будет утверждена Государственная программа формирования позитивного имиджа Украины; в рамках ее мероприятий планируется расширение существующих и создание новых культурно-информационных центров при заграничных дипломатических представительствах Украины. Речь идет о странах, население которых включает значительные украинские землячества, в первую очередь — о России. Национальной комиссии по вопросам регулирования связи Украины совместно с другими ведомствами (среди которых — внимание! — Министерство обороны Украины) предписано в течение трех месяцев принять необходимые меры по обеспечению радиочастотным ресурсам Украины внедрения цифрового телерадиовещания, прежде всего, «в приграничных областях» (читай: в преимущественно русских и русскоязычных регионах Востока и Юга Украины) и в Автономной Республике Крым. В этом же ряду стоят укрепление украинского иновещания и принятие неотложных мер по обеспечению присутствия программ отечественных телевизионных и радиоорганизаций в многоканальных сетях других государств. Вспоминаются недавние заявления депутата Верховной Рады Андрея Парубия, который напомнил, что на российской Слобожанщине и на Кубани живут миллионы украинцев, которых Украина обязана «поддерживать своими действиями». Пока речь идет о мерах гуманитарно-просветительской поддержке: МИД Украины уже пообещал выделить средства на учебники для жителей этих территорий. Однако «гуманитарные» меры со стороны нынешних киевских властей могут служить запуску процессов, еще больше обостряющих и без того непростые отношения между нашими странами… Тем более что заниматься подобным «просветительством» будут только проверенные организации. Самостоятельным пунктом решения СНБО, положенного в основу указа В. Ющенко, предусматривается лицензирование вещания, особенно — в части обеспечения национальных интересов в информационной сфере.

Решением СНБО предписано также в трехмесячный срок утвердить мероприятия по расширению общегосударственной сети автоматизированной системы централизованного оповещения населения в условиях военного или чрезвычайного положения и при возникновении кризисных ситуаций, которые угрожают национальной безопасности Украины. Не нужно большого воображения, чтобы понять, как такого рода ситуации могут быть искусственно созданы заходом военных кораблей НАТО в порты Крыма и неизбежными в этом случае массовыми митингами протеста со стороны населения, отдельные группы которого СМИ в точно выбранный момент представят как «террористов».

Еще один пункт решения СНБО (и, соответственно, указа В. Ющенко) предписывает законодательное закрепление механизмов выявления, фиксации, квалификации, блокирования и удаления из украинского сегмента сети Интернет информации, распространение которой запрещено законодательством Украины. Под эту категорию может быть подведена любая информация, не соответствующая «оранжевому» курсу. Отсюда недалеко до «фильтрации» неугодных сайтов и установления политической цензуры в украинском сегменте Всемирной сети. Разумеется, декларированным в Указе целям обеспечения свободы слова и доступа к информации, а также статье 10 Европейской Конвенции прав человека, ратифицированной Украиной («каждый человек имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ…») данное положение Указа абсолютно противоречит.

Документ, подписанный Виктором Ющенко, затрагивает и более фундаментальные вопросы. Так, Кабинету министров предлагается разработать и внести в 6-месячный срок на рассмотрение парламента проект Концепции национальной информационной политики. Концепция будет направлена на создание условий для построения на Украине «развитого информационного общества».

В Совете национальной безопасности и обороны Украины заявляют, что «государство должно последовательно, и как одну из главных своих миссий в сфере политики информации, донести до каждого гражданина объективную, непредубежденную информацию. В основе этого лежит ответственность политической власти за развитие свободы слова"4. Однако весь смысл Указа В. Ющенко такому заявлению противоречит.

Киев сделал в сфере информационной политики исключительно важный шаг на пути к выработке новой официальной идеологии, в качестве основного содержания которой будут закреплены идеи «оранжевого» государственного переворота.

АРЕШЕВ Андрей Григорьевич — сотрудник сектора информационного права Института государства и права РАН, эксперт Фонда стратегической культуры



1 Указ Президента Украины «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 21 марта 2008 года «О неотложных мерах по обеспечению информационной безопасности Украины» // http://www.president.gov.ua/ru/documents/7773.html.

2 http://glavnoe.kharkov.ua/news/n3402

3 http://www.rosbalt.ru/2008/4/11/474 028.html

4 http://news.liga.net/news/print-N0814860.html

http://www.fondsk.ru/article.php?id=1360


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика