Русский вестник | Архимандрит Матфей (Мормыль), Архимандрит Трифон (Новиков) | 25.04.2008 |
«Помни, что отечество земное с его церковью
есть преддверие Отечества Небесного»
Святой праведный Иоанн КРОНШТАДТСКИЙ
Прошли тысячелетия, потомки сыновей Ноя растеклись по лицу Земли, но грех снова поработил людей, и большинство из них снова потеряло драгоценную нить Жизни. Тогда явился Спаситель, который послал проповедовать Слово Божие своих учеников по всему миру. И одним из первых мест, куда ступила нога святого апостола Андрея Первозванного, опять-таки стал Кавказ. Апостол щедро сеял семена Жизни, однако всхожесть в этих местах уже тогда оставляла желать лучшего — терние забивало добрые ростки. Аборигены Кавказа испокон веков в большинстве своем были людьми грубыми и жестоковыйными, они привыкли поступать по своей воле, а не по Божьей, и потому во все времена творили, что хотели. Ни властный Митридат, ни грозный Рим им были не указ. Тогда по Промыслу Божию в седьмом веке по Восточному Кавказу прокатился кипящий поток арабов-мусульман, которые привели здешние племена к покорности и надели на них прочную узду Ислама.
С тех самых пор поселилось в душах коренных кавказских жителей презрение к мирному созидательному труду, прочной оседлой культуре и благоустройству собственной жизни. Мало кто из них мог считать себя в безопасности от внезапного нападения соседей. Так постепенно кавказские горцы превратились в вечных «партизан-пиратов», днем прятавшихся по ущельям, а по ночам выезжавших на грабительский промысел. Постепенно работорговля, искусно поощряемая из-за моря турками, стала приносить в горах самый большой доход. Еще генерал А.А. Вельяминов заметил, что «у горских народов земли обрабатываются небольшим количеством невольников. Люди же свободные никакими работами не занимаются. Набеги составляют единственное их занятие».
В 16−17 столетиях южные и юго-восточные границы России представляли собой открытые степные пространства, по которым рыскали шайки разбойников разных племен, в том числе и горцев Кавказа. Они несли с собою смерть и разрушение, прежде всего мирным русским селениям. Государство обязано было защитить своих граждан и установить надежную границу, препятствующую варварским набегам хищников. Граница эта несколько раз передвигалась на юг к естественным водным преградам — Кубани и Тереку, пока вплотную не подошла к Кавказским горам с Каспийским и Черным морями по флангам. Впоследствии казаки назвали ее — Линией.
В 1783 году, при правлении Екатерины II, по просьбе грузинского (точнее — картли-кахетинского) царя Ираклия II был заключен договор, в соответствии с которым над Восточной Грузией устанавливался протекторат России, а 12 сентября 1801 года был подписан Георгиевский трактат, по которому Восточная Грузия, а спустя три года и Западная часть ее окончательно вошли в состав Российской империи. Здесь важно подчеркнуть, что названный договор был подписан добровольно — по инициативе прежде всего самих грузин. Однако путь в Грузию лежал через северокавказские земли, населенные десятками воинственных племен.
Османская империя, которая была вынуждена уступить России Кубань, Азов и Крым, решила заслать в тыл своего стратегического противника десятки проповедников наступательного ислама. Небезызвестный шейх Мансур, окончивший дни свои в Соловецком монастыре, появился на Кавказе ровно через год после подписания Георгиевского трактата. После нескольких лет проповеди засланных на Кавказ на английские фунты религиозных эмиссаров православная Россия неожиданно для себя обнаружила в своем тылу агрессивно настроенное мусульманское население. Большинство горцев, до этого не придерживавшихся практически никакой веры, с удовольствием начали принимать ислам, дававший им индульгенцию на воровство и грабеж соседнего христианского населения в Предкавказье и Закавказье.
Мощнейшая северная держава, каковой стала Россия к тому времени, до момента назначения наместником Кавказа А.П. Ермолова в течение 13 лет (!) терпеливо искала мирный выход решения проблемы безопасных путей сообщений со своими новыми южными территориями, но безрезультатно.
Дальнейшее известно: почти непрерывная череда русско-турецких и русско-персидских военных конфликтов в девятнадцатом столетии привела к «замирению» кавказских союзников мусульманских государств силовым методом. При этом необходимо подчеркнуть, что за спиной персов и турок все явственнее выглядывали «уши» французских и особенно британских меркантильных интересов. В ходе боевых столкновений с горцами Северного Кавказа Россия вынуждена была держать здесь крупную войсковую группировку, численность которой к моменту окончания конфликта достигала 200 тысяч человек. Такое огромное отвлечение войск от основного театра военных действий, кстати сказать, явилось одной из главных причин поражения России в Крымской войне 1853−1855 годов.
Четвертый том исследования носит название «Горе победителям», взятое у исследователя Балканских войн 19 столетия Н.Я. Данилевского. Потому что именно победители в этих двух кровопролитнейших русско-европейских противостояниях, — в основном русские люди, — не получили ничего, кроме ран и болезней. Для подтверждения наших слов процитируем рассуждение на этот счет одного известного и ныне незаслуженно забытого публициста:
«Казалось бы, завоевав наконец опустошенный край, сказочно богатый, следовало отдать его в награду победителю, именно народу русскому, и никакому иному. Дорогой ценой было окуплено это право — тяжкими трудами, жестокими увечьями и страданиями, мучительной смертью сотни тысяч лучших русских людей. И что же? Завоеванный русскими Кавказ отдали другим народностям…
Когда еще Кавказ целиком не принадлежал России, в отвоеванную его часть переселили 500 семейств… Вы думаете, русских? Нет — вюртембергских, из которых были образованы немецкие колонии в Тифлисской и Елизаветпольской губерниях. Колонистам были отведены лучшие казенные земли и даны всевозможные льготы… Затем после войны 1826−1828 годов в Закавказье в течение двух лет были переселены свыше 40 тысяч душ… русских поселенцев? Нет — персидских и свыше 84 тысяч турецких армян. Им опять-таки были отданы лучшие земли.
Для водворения армян было отведено 200 тысяч десятин казенных земель и куплено более чем на 200 тысяч рублей земли у мусульман. Неужели же, однако, у самой России тогда не было народа, нуждавшегося в земле? Так как почти вся русская земля была или помещичья или казенная, то мечтой каждого из многих миллионов русских крестьян — мечтой несбыточной — было иметь хоть клочок своей земли да свободно работать на нем. И вот „национальное“ правительство наше той эпохи заботливо выписывало из далекой Германии немцев, выписывало персов, выписывало армян, даром (то есть за счет русского народа) отдавало им завоеванные земли, тратило казенные (то есть русского народа) миллионы для их благоустройства!
При Александре II, когда Кавказ наконец был совсем покорен, наша казна делала немалые жертвы, чтобы заселить чудное Черноморское побережье. Вы думаете — русскими людьми? Нет. Боже сохрани! На казенный счет привозили из Малой Азии тех же армян и греков. Вы скажете: южане более приспособлены к жаркому климату Абхазии. Но казна руководствовалась, очевидно, не этим, ибо, кроме армян и греков, для заселения завоеванного благодатного края она выписывала также эстов, латышей, чехов, и всем им отводились лучшие земли.
…Неужели же русское правительство совсем не сознавало необходимости закрепления столь важной окраины за Россией? Сознавало, но не слишком твердо… Великий князь Михаил Николаевич настаивал на необходимости переселения в Карскую область 100 000 русских поселенцев из внутренних губерний. Но тогдашний министр внутренних дел Лорис-Меликов (армянин по происхождению) настоял на отказе в этом ходатайстве. Заметьте: даже такой, казалось бы, сильный человек, как наместник Кавказа и превосходный знаток его (притом родной брат Государя!) — и тот ничего не мог поделать против либерального временщика из инородцев. Переселение русских не было допущено, а тем временем 100 тысяч армян хлынули в Карскую область и захватили все, что могли. В 1879 году, когда управлял краем грузин князь Меликов, он испросил закон, воспрещающий русским селиться вне городов, — чудовищный закон, имевший главным образом целью не допустить перехода сельской земельной собственности в русские руки. Стоило, в самом деле, лезть на стены неприступного Гуниба или Карса затем только, чтобы сделать миллион турецких армян — кавказскими помещиками!» (Меньшиков М. «Письма к русской нации». М., 2005, С.255−257)
Мало того, что уже в 19 веке русским не дали воспользоваться материальными плодами их героической победы на Кавказе, в двадцатом столетии у них отобрали даже заслуженную ими в боях славу, всячески очернив и оболгав уникальных в своем роде рыцарей воинской и гражданской чести. Пожалуй, здесь мы впервые с сотворения мира сталкиваемся с невероятным, почти мистическим явлением, когда историю пытаются писать и силой навязывать другим свое видение истории не победители, что было бы естественно, а побежденные! С какой горечью истинными патриотами родины сегодня читаются дышащие оптимизмом строки, написанные полковником Генштаба России Г. Романовским в далеком 1860-м:
«В жизни государств, как и в жизни людей, встречаются подвиги, верная оценка которых для современников почти невозможна. Подобный подвиг судьба назначила России на Кавказе. Но каковы бы ни были наши жертвы в этом крае, нет сомнения, что эти жертвы будут потомством достойно оценены, прежде всего потому, что торжество России над кавказскими горцами составило торжество цивилизации над самым упорным варварством.
Если Петр Великий основанием Петербурга прорубил окно в Европу, то в наше время умиротворением Кавказа прорубается окно для целой Западной Азии, Армении, Месопотамии, погруженных в вековое оцепенение…»
Как и в начале ХХ века, так и в конце его в самой Российской Федерации появилось немало злопыхателей, беззастенчиво использующих всякие вымыслы, чтобы очернить славную российскую историю и сделать из благороднейшего русского народа образ кровожадного врага, «удушающего свободу вольнолюбивых горцев». Отдельные современные доморощенные «историки» доходят до того, что всерьез утверждают, что Шамиль «был зверски казнен князем Барятинским», а «число погибших русских солдат за годы Кавказской войны перевалило за полтора миллиона человек». Не сидят сложа руки и зарубежные «историографы». Нынешние турецкие исследователи декларируют на весь мир, что мусульманские народы Кавказа всегда получали помощь и покровительство со стороны Турции. Исторические документы говорят много интересного об этой «помощи»: переселение горцев в Турцию вызвало настоящий ажиотаж по линии гаремных поставок туда живого товара, а в 1872 году 8 500 семей этих переселенцев обратилось к русскому посланнику в Константинополе (Стамбуле) с просьбой оградить их от турецкого рабства и разрешить вернуться на родину.
Сегодня на средства российских налого-плательщиков издаются книги, в которых воспеваются «подвиги» разрушителей нашего общего отечества и одновременно делаются откровенные попытки бросить тень на тех, кто боролся за целостность страны.
Повторяем для тех, кто уже заморочен обывательски-наплевательскими настроениями типа — «зачем нам, русским, все эти горные вершины с долинами!?»:
Кавказ по своему положению уникален. Трудно найти в Евразии регион, сопоставимый с ним по значимости. Даже Балканы уступают ему по ряду важных параметров.
Не стоит забывать и о том, что кавказский коридор — это наиболее близкий путь к центру России, к Поволжью. И потому это наиболее опасное направление для вероятного «прорыва» исламских экстремистов. Это нам достаточно наглядно показали обе недавние чеченские кампании.
Как правильно заметил настоящий патриот своей родины, инициатор знаменитого броска наших десантников в сербскую Приштину генерал-полковник Леонид Ивашов: «С географической точки зрения, это — плацдарм, стягивающий на себя черноморское и каспийское морские пространства. С точки зрения межцивилизационных отношений — евразийское пограничье, стык культур и цивилизаций. С военно-стратегической точки зрения — важный плацдарм для давления (или наступления) в любом направлении, на любую страну не только данного региона, но и прилегающих регионов. Одновременно это — плацдарм для контроля за коммуникациями».
Наконец, с экономической точки зрения, это — мировой перекресток транспортных путей и регион с прилегающими к нему огромными углеводородными ресурсами.
Сегодня мы вправе говорить о новой битве за Кавказ, за нефть, за газ, коммуникации. Для нас же это еще и битва за Русь имперскую и за веру православную!"
Вот почему мы все, наследники Великой России и сыны ее Православной Церкви, должны внимательно вглядываться в прошлое, спокойно, без истерики анализировать допущенные просчеты. Чтобы на основе изученного опыта наших славных предков постараться не делать ошибок в будущем. Да поможет нам Бог!
В заключение скажем, что представленная на суд читателя книга православного священника одновременно и стара и нова, коротка и длинна. Стара она по содержанию и датам документов, нова по компиляции мыслей наших русских родителей и их расположению. Коротка потому, что цитируемые авторы приведены в кратких отрывках, длинна, потому что бесконечны эпизоды той незабываемой войны. Будучи целиком составленной из уже написанных мемуаров и исследований, она не должна служить к «вящей славе» ее скромных авторов-составителей, а призвана возвеличить почет и благоговение перед теми, кто по слову Христа проливал кровь «за други своя», понимая, ради чего и КОГО он это делает! Царствие Небесное и вечная память героям!
С уважением к читателям:
архимандрит Матфей (Мормыль),
архимандрит Трифон (Новиков)
со товарищи…
Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
В апреле книга поступит в киоски и будет опубликована на сайте isatov.jark.ru.
Также ее можно заказать на сайте kavkaz-rossia.narod.ru