Русская линия
Огонёк, журнал Алексей Светозарский25.04.2008 

Снять патриарха
Перед трансляцией пасхального богослужения телевизионщики получают благословение патриарха

Большинство из нас будут наблюдать за пасхальным богослужением, которое состоится в ночь на 27 апреля, по телевизору. О том, как происходит таинство трансляции православной Пасхи в прямом эфире, «Огонек» узнает у Алексея СВЕТОЗАРСКОГО, профессора Московской духовной академии, чей голос мы слышим за кадром во время прямого включения из храма Христа Спасителя на Первом канале

Алексей Константинович, откуда в храме Христа Спасителя идет трансляция, где находится место комментатора?

В храме Христа Спасителя есть прекрасно оборудованная комментаторская кабина с большими мониторами и хорошо налаженной связью со всеми участниками процесса. Она находится в обходной галерее, рядом со входом в алтарь. Конечно, в других храмах такой роскоши нет. В Новодевичьем монастыре мы сидим в обычном кабинете, переоборудованном под студию. Как правило, я прихожу на место часа за три до эфира, чтобы проверить технику.

Есть ли места, куда камеры ставить нельзя, алтарь, например?

В алтаре тоже камера стоит. Некоторые моменты службы, например начало крестного хода, показывают оттуда. Особых табу нет. Есть выработанные правила, например мы не прерываем комментариями саму литургию, стараясь рассказать о происходящем заранее.

А по каким канонам принято снимать патриарха?

Обычно патриарха показывают, когда он произносит возглас. У комментаторов есть железное правило не перебивать патриарха.

Кто определяет, какую картинку сейчас передавать в эфир-телевизионщики или священноначалие?

Режиссер трансляции. Эта работа требует профессиональной оперативности. У режиссера есть примерный сценарий трансляции, по которому он определят, что показать в данный момент, но на самом деле все решается за несколько секунд. Например, если комментатор увлекся и стал рассказывать о чем-то постороннем, режиссеру нужно среагировать, подобрать похожую картинку, чтобы не нарушить целостность восприятия. Есть уже и какие-то отработанные приемы: когда происходят менее важные события, показывают облачение священнослужителей, выбирают интересных людей в храме.

Например, президента и членов правительства. Это какое-то установленное съемочное правило, показывать первых лиц со свечкой?

Нет, съемка первых лиц, президента и мэра вообще никак не регламентируется. Есть только один обязательный сюжет: президент, завершающий свой срок, обычно проводит Пасху где-то далеко от Москвы. Это очень трогательный момент, и мы долго обсуждали, как его давать, чтобы не отвлекать от богослужения. Все-таки это важно-подчеркивать принадлежность к православной традиции. Мы стараемся делать это ненавязчиво.

Получается, что характер трансляции целиком определяют телевизионщики. Есть ли правило, что операторы должны быть людьми воцерковленными?

С момента первого прямого эфира Пасхи в 1998 году из Елоховского собора съемки ведет примерно одна и та же группа людей, так что с ходом службы все знакомы очень хорошо и настроены очень доброжелательно. Церковность людей, занятых на технической службе,-их личное дело. А вот комментаторы работают по приглашению священноначальства. На патриаршее богослужение должен благословить сам патриарх. Происходит это перед службой: мы заходим в алтарь, берем благословение и патриарх традиционно говорит нам несколько слов для ободрения, потому что все, конечно, очень волнуются.

Профессия «церковный комментатор» появилась недавно. В чем ваша основная задача?

Появление такой специфической фигуры сегодня очень востребовано. Мы пытаемся объяснить происходящее доступным языком. У нас в России очень сложное богослужение, доставшиеся от Византии, которое более или менее было понятно веке в девятнадцатом. Современного же человека всему нужно учить заново, переводить постулаты на русский язык. Если в первые годы я старался рассказывать как можно больше, надеялся удивить обычаями, традициями, где-то поразить своей эрудицией, то теперь пытаюсь говорить четко и кратко, чтобы людям становилось понятнее. Многие зрители вслушиваются в комментарии, пытаясь именно почерпнуть информацию.

Почему нет комментаторов-священников?

На радио многие комментаторы в сане. А на телевидении, как правило, комментируют светские люди, но близкие к церкви. Просто так сложилось.

Каким образом каналы получают право вести репортажи с главных богослужений? Кому-то достается столица, а кому-то неизменно глубинка. РПЦ разыгрывает тендер?

Нет, тендера нет. Так сложилось исторически за эти десять лет-каждый канал выбрал себе приоритет. Например, вечерню перед Рождеством и Пасхой в 16:00 передает ТВ Центр. Первый и второй каналы всегда передают ночное богослужение, утреню и торжественную литургию. Ночью по традиции какой-нибудь канал дает трансляцию из одного храма или монастыря Московской области.

А разрешается ли перебивать прямую трансляцию рекламой? Время-то самое «дорогое»?

Рекламы во время трансляции не бывает. На Пасху обычно показывают один сюжет из Иерусалима и очень кратко-путь, который проделал благодатный огонь до храма Христа Спасителя. В последнее время каналы стараются после трансляции показывать какие-то добрые, семейные фильмы, чтобы сгладить переход к повседневности

Чего вы боитесь перед предстоящей трансляцией Пасхи?

Самое сложное-это первые минуты. После стандартного поздравления вдруг приходит мысль, что тебя слышат миллионы, в каком-то смысле-весь мир. Начинается волнение, которое сложно преодолеть. А вот за техническую часть я не волнуюсь никогда-все проходит именно так, как должно, с патриаршего благословения.

Беседовала ЕЛЕНА КУДРЯВЦЕВА

http://www.ogoniok.com/5044/9/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика