Русское Воскресение | Святослав Иванов | 25.04.2008 |
Конечно, на первый взгляд такая перспектива кажется нам невозможной. По итогам переписи 2002 года в Воронежской области доля русских составляла 94,1%. Но как изменилось это соотношение сегодня, никто достоверно не знает. Оказывается, никто такой статистики в регионе не ведёт. Только следующая перепись покажет национальный расклад. Однако тенденцию нетрудно угадать. Хотя бы потому, что численность постоянного населения области на начало 2008 года составила 2277,6 тысяч человек. А это на 101,2 тысячи меньше, чем в год переписи. С учетом миграции, убыль русского населения намного больше. Ведь по данным социологических опросов, на сегодняшний день в той или иной степени ассоциируют себя с православием около 80% воронежцев. Представители всех других религий составляют уже около 5% населения. Из традиционных российских религий в Воронежском крае отсутствуют только буддийские организации. Ясно, что русское, православное славянское население сокращается быстрее, чем селение области в целом.
Кто в первую очередь стремится занять освободившееся жизненное пространство ясно из статотчетов. В прошлом году по сравнению с 2006 годом миграционный прирост населения области в целом увеличился в 2,2 раза, а из стран СНГ в 2, 8 раза. Из Азербайджана — в 3,7 раза, Таджикистана — в 3,1, Узбекистана — в 3,6. Известно также, что в прошлом году из 1700 человек получивших российское гражданство в упрощенном порядке и осевших на наших черноземах, 1500 выходцы из мусульманских стран. В Докладе о соблюдении прав человека за 2006 год, воронежские правозащитники, стоящие на страже всех меньшинств, пишут, что по данным Воронежской мусульманской общины, на территории области проживают от 50 до 60 тысяч этнических мусульман. Самая крупная мусульманская этническая община — азербайджанцы — 27−30 тысяч — имеет даже две национально-культурных ассоциации — «Бирлик» и «Хазар». Другая половина этнических мусульман представлена татарами, башкирами, турками-месхетинцами, чеченцами, выходцами из Дагестана.
Как это отражается на криминальной обстановке в области? Называть национальность преступников нашей власти толерантность не велит. Хотя в 2005 году заместитель начальника ГУВД Воронежской области Александр Немцов осторожно намекнул: «Я бы сказал так, серьезно сегодня осложняет криминогенную обстановку в области активные процессы миграции населения». Как известно, в перестройку картина вырисовывалась ужасающая: чуть ли не до двух третей преступлений в мегаполисах совершали выходцы с Кавказа. И тогда было запрещено публиковать подобные данные в СМИ — дабы не разжигать в обществе националистических настроений. Правда, в феврале в ГУВД по Воронежской области на «круглом столе» с лидерами национальных диаспор, были озвучены некоторые факты. Так в 2007 году УБОП пресекло деятельность организованного преступного сообщества Магомеда Матиева, 1963 г. р., созданного выходцами из республики Ингушетия. Его участники совершали разбойные нападения в отношении водителей с целью завладения большегрузной и строительной техникой на территории Воронежской области и соседних регионов. Преступления отличались дерзостью и цинизмом, сопровождались применением оружия, в том числе огнестрельного. В прошлом же году возбужден ряд уголовных дел по фактам сбыта на территории области поддельных денежных купюр. Сотрудниками УБОП установлены и задержаны 7 лиц, причастных к совершению указанных преступлений у которых при производстве обысков обнаружено и изъято более 1400 фальшивок номиналом 1000 рублей каждая. Организатору преступной группы, уроженцу Хасавюрта республики Дагестан Исламу Бетербиеву, 1981 г. р., предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 210 УК РФ (участие в преступном сообществе). В 2007 году пресечена деятельность организованной преступной группы из пяти человек, созданной выходцами из республики Грузия, которые занимались производством и сбытом на территории Воронежа фальсифицированной алкогольной продукции. В отношении лидера указанной преступной группы Мераба Купрашвили, 1970 г. р., избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. У этой группы изъято оборудование для е изготовления фальсификата, большое количество акцизных марок, пробок, водочных этикеток, более 300 литров спирта, около 2000 бутылок готового к реализации суррогата, восемь тысяч бутылок коньяка и одна тысяча бутылок вина производства Грузии без акцизных марок.
Однако, чтобы рассчитать с какой скоростью Косово приближается к Воронежу достаточно знать другие цифры. Согласно Всемирной христианской энциклопедии, темп всемирного натурального прироста мусульман составляет 2,13, а христиан 1,36. Для Воронежской области, по-видимому, темп прироста иноверцев еще выше.
Вот только некоторые факты. Недавно корреспондент региональной воронежской телекомпании Виталий Голубцов показал в новостях сюжет из села Волчанское Каменского района. Суть его в том, что в этом году в первом классе сельской школы русский контингент отсутствует. Первый класс в полном составе выглядит следующим образом — Исмаил, Фарзарка и Гулизарка.
Учительница Волчанской школы Галина Морозова сказала, что на языке Пушкина и Тургенева, курды почти не говорят и пока мало что понимают. Зато русские дети уже знают не мало слов из богатого лексикона турецких переселенцев.
Курды, турки — составляют уже треть всего населения Волчанского. Но скоро их станет ещё больше. В каждой семье переселенцев от 3 до 8 детей.
Православный храм в селе в советское время разрушили и из обломков построили сарай. Сарай стоит до сих пор. А в сельском доме культуры удачнее всего проходит день пожилых людей. Как сказала телекорреспонденту жительница Волчанского Антонина Побединская: «У нас село — кот наплакал, а алкашей-наркоманов, как хор имени Пятницкого в Воронеже».
Для директора местного хозяйства трезвый работник — на вес золота. Но с курдами и турками работать просто невозможно. «Постоянно они наверно не могут работать, — считает Николай Киселев, генеральный директор ООО „Родина“, — Мы пытались, принимали на работу, но текучка такая, что мы были вынуждены или увольнять или предлагали им уходить».
По словам главы Волчанского сельского поселения Сергея Литвинова, молодежь работает в основном на выезде: Москва, Санкт-Петербург, Воронеж. Работают вахтенным методом. В село приезжают уже отдыхать. И заводить детей в редкие промежутки напряженной работы, по крайней мере, здесь, в деревне, никто не торопится. Все надеются осесть в городах. Поэтому свадьбы в селе теперь случаются гораздо реже, чем похороны.
В селе Карайчевка Бутурлиновского района проживает всего 1058 жителей. Из них приезжих 155 армян и 230 турок месхетинцев. То есть, 36,3 процента некоренного населения. Но в силу того, что рождаемость в семьях иммигрантов намного выше, поэтому в школе среди учащихся это соотношение уже составляет 50 на 50. И не трудно догадаться в чью пользу будет меняться демографический баланс. Как считает глава сельской администрации Светлана Жидко меры поддержки рожающих матерей, конечно, играют свою роль. Но бэбибума ждать не приходится. Если семья запланировала родить второго ребенка она и без материнского капитала его родит. А капитал этот и другие льготы скорее лишь один из аргументов в пользу рождения ребенка, но далеко не определяющий. Главная проблема — безработица. Молодые находят работу вдали от родных мест. Вот и некогда свить гнездо. Межнациональных конфликтов, по словам сельского главы в Карайчевке нет. Но общины живут свои укладом, своей закрытой жизнью. За все это время, а мигранты в село начали прибывать в 1986 году, заключено только три межнациональных брака. Светлана Ивановна говорит, что только за счет переселенцев их школа не теряет своего статуса поэтому их «надо холить и лелеять». Она убеждена, что переселенцы обрусели, по крайней мере, для их детей Карайчевка родина и другой они не знают. Одна женщина турчанка даже избрана депутатом сельсовета. Неприятностей от них она никаких не ждёт и раздражающих моментов не испытывает. Правда, в конце разговора признаётся, что юноши из национальных диаспор в армию не стремятся. Все в основном ходят с белыми билетами…
Верхнее-Хавский район Воронежской области знаменит тем, что в своё время при губернаторе Иване Шабанове его возглавил чеченец Самат Магомедов. Выпускник Воронежского сельхозинститута женился на воронежанке, да так и остался в наших краях. Председательствовал в Нижнем Байгорово, откуда родом бывший губернатор. Отсюда и секрет его назначения. О Магомедове в Верхней Хаве отзываются хорошо. Порядочный, честный мужик. Говорят, ему Кадыров предлагал место министра сельского хозяйства Чечни. Магомедов не согласился. Сегодня он простой предприниматель.
Но, по-видимому, благодаря ему, в районе образовалась чеченская диаспора. Сколько их в районе никто не знает. По разным оценкам от 500 до 1000. Всего в районе проживает 26 тысяч человек. Кроме чеченцев есть азербайджанцы, дагестанцы. По наблюдениям верхнехавская диаспора чеченцев увеличивается. При этом, они стремятся занять места в торговле, в бизнесе, стать, хоть маленькими, но начальниками. Простых работяг среди чеченцев очень мало.
Но раздражает местных жителей, как сообщил наш источник, другое. Поскольку район сугубо сельскохозяйственный, люди живут с огорода. Здешние крестьяне специализируются на выращивании лука. Раньше за ним приезжали фуры из Ростова, Краснодара из других мест. Теперь в основном только чеченцы. Закупочную цену держат низкую. И есть подозрение, что просто не пускают других оптовиков в район. Из-за этого среди коренного населения растёт глухое раздражение. Правда, в отделе экономики райадминистрации нам объяснили, что деятельность кавказцев находится под наблюдением силовиков. Что рынок есть рынок. Одни хотят быстрее продать и подороже, другие — купить и подешевле. «А кто не успел, тот опоздал…». Из чего следовало, что проблема есть, но в рамках реалий рыночной экономики. А сегодня, как известно, у нас всё покупается и продаётся…
Среди районов, где компактно проживают мигранты выделяются кроме названных:
Новохопёрский, Россошанский, Богучарский, Лискинский. Но, повторимся, никто не отслеживает межконфессиональную и национальную обстановку в регионе. Хотя, губернские власти уже считаются с мнением и влиянием национальных диаспор. Так, в своё время при попытках русского православного большинства по примеру Белгородской области ввести в школах региона предмет Основы православной культуры, воронежский губернатор Владимир Кулаков резко воспротивился.
«Мы живем в многонациональном и многоконфессиональном государстве, — заявил Кулаков на пресс-конференции, состоявшейся в Москве. — Например, в нашей области большая армянская, грузинская, чеченская диаспоры, есть мусульмане и иудеи, поэтому давать преференции какой-то одной религии нельзя». Добавим к этому, что в области создано больше двух десятков национально-культурных автономий. Все национальные диаспоры, кроме русских, представлены в Общественной палате Воронежской области и успешно лоббируют свои интересы.
А в январе 2008 года, как сообщили СМИ, в Воронеже была создана и зарегистрирована «Воронежская религиозная организация мусульман». Её председатель Марат Газиев заявил, что в ближайшее время они планируют открыть в городе молельный дом, а также воскресную школу, где все желающие мусульмане смогут изучать основы ислама, Коран, арабский язык. Духовное управление мусульман европейской части России, при активной поддержке которого создавалась организация, направит в Воронеж своего имама для духовного руководства. В планах организации благоустройство мусульманского кладбища, а также благотворительная деятельность. Как заявил Газиев, в области живет значительное число представителей исконно мусульманских национальностей. По его данным около 45 тыс. азербайджанцев, 2 тыс. татар и примерно 5 тыс. представителей других этносов. Все они являются потенциальными участниками новой организации.
Все эти факты не вызывали бы тревоги сами по себе. Если бы не ощущение какой-то обреченности и со стороны русского большинства и со стороны властей. Нежели нас ждёт участь Косово? Неужели сценарий развития событий нельзя изменить? Ведь от чего вдруг русские стали демонстрировать экстремистско-националистические настроения, вплоть до фашистских выходок? Бесспорно, что главные причины межэтнической розни — экономические и социальные. Но русские не могут не ощущать, что государствообразующая нация ослабела и угроза ее исчезновения стала вполне реальной. При этом, нам внушают, что мы у себя дома, что должны толерантно относиться к гостям, не выпячивать свою русскость, быть интернационалистами. Зачем, мол, русским национальные школы, национальные общины, национальные движения или партии? Они и так в России живут, их так большинство. В то же время как раз благодаря национальным традициям, одна из которых национальная солидарность, мигранты с Юга и Востока оказались более конкурентоспособными соперниками в борьбе за «место под солнцем» в непривычных для русских рыночных условиях. У русских возникает негативное отношение к представителям кавказских народов, потому что все они демонстрируют упорное стремление к сохранению своих национальных традиций, и упорное нежелание слиться с безликой, серой интернациональной массой.
Это кавказцы заставили русских взглянуть на себя со стороны. На фоне защиты прав представителей кавказских национальностей, встал вопрос о правах коренного, русского населения. Только вот государство никак не хочет помогать русским, стать нацией. Вся национальная политика направлена в пользу нацменьшинств. При этом диаспоры уже напрямую шантажируют власть, требуя бюджетных вливаний в развитие их национальной культуры. На выборах разного рода всё больше политиков в борьбе за пакеты голосов иноверцев, предают русское большинство. Наши правозащитник ведомые опытными вождями «малого народа», изо всех сил защищают только инородцев. Сколько шуму они наделали по поводу убийства в Воронеже перуанского студента. Но никто из них не сделал никакого заявления по поводу «небольшой воронежской Дубровки», когда недавно несколько армян размахивая пистолетом, держали в страхе несколько часов посетителей городского кафе «Рай». Совсем недавно одна из газет буднично сообщила, что двое иностранцев, уроженца одной африканской страны отобрали у прохожего воронежца несколько тысяч рублей. Когда бьют инородцев, — это национализм и фашизм. Когда бьют русских, — бытовуха и уголовщина.
Государство защищает и готово помогать, готово выделять деньги нацменьшинствам на сохранение национальных традиций. И в результате такой интернациональной внутренней политики коренное, русское население оказалось самым обделенным родным государством! Видимо, только когда русские перейдут в разряд нацменьшинств, что случится довольно скоро, тогда может быть и власть начнет проводить по настоящему национальную политику. Только ли стоит ли ждать этого «светлого будущего»?
У автора нет готовых рецептов, что делать в сложившейся ситуации. Знаю, что в отличии от государственной власти на уроне поселений есть примеры правильной миграционной политики. Я знаю главу одного воронежского поселения, который сознательно не продал ни одного дома представителям неславянской национальности. В Белгородской области, рассказывают, есть глава района, который также негласно фильтрует мигрантов и не пускает мусульман к себе на территорию. Понятно, что это незаконно, не в духе россиянской толерантности. Но давайте зададим себе вопрос. Будут ли сегодняшние гости также лояльны и добры к русскому меньшинству, когда обозначенные тенденции достигнут косовских кондиций. Если кто затрудняется с ответом, то пусть спросит у тех, кто служил в армии. Везде, где кавказцы, мусульмане преобладают, они резко меняют своё отношение к тем, кто в меньшинстве. Они уважают только силу. Кавказский и русский мир совершенно некомплиментарны. Кавказец русскому непонятен. Русский часто уступает кавказцу, испытывая при этом желание больше никогда не иметь с ним дело. Кавказцы же в России грубо говоря, зачастую наглеют, принимая славянскую мягкость за мягкотелость. И, в конце концов, люди с гор «нарываются».
Понятно, что уже завтра, в тех сёлах и районах, где мусульмане станут доминировать, жизнь у коренного населения не станет лучше и комфортнее. По сути, в Воронежской области уже заложены зёрна, из которых вырастут десятки будущих Косово. И на самом деле Косово от Воронежа не так уж и далеко.