Русский дом | Александр Москалёв | 25.04.2008 |
Литература призвана духовно руководить народом в его историческом пути,
она духовно путеводительствует нации.
Фёдор Буслаев
Преподаватель, а потом и профессор Московского университета, он был избран действительным членом Российской Академии наук. В центре его научных интересов находились проблемы изучения диалектов, связи истории языка с историей страны. Достаточно вспомнить его словарь диалектных говоров, во вступлении к которому он даёт законченную картину образования общерусского литературного языка на московской земле, где встретились, сплелись и отлились в прекрасные формы все наречия и словесные богатства русской земли.
Одновременно с историей языка Буслаев занимался изучением русской народной поэзии и древнерусского искусства. Одним из внешних стимулов к этим занятиям послужило полученное им в конце 1859 года от графа С.Т. Строганова приглашение прочесть Наследнику престола Николаю Александровичу курс «Истории русской словесности, в том её значении, как она служит выражением духовных интересов народа». А кто сегодня из правителей и их «наследников» думает о духовных интересах народа?
В Петербурге он работал и над составлением обширного сборника статей и монографий, озаглавленном «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (два больших тома, СПб., 1861). В них помещены исследования о народной поэзии: о поэзии в связи с языком и народным бытом; о изучении славянской поэзии сравнительно с поэзиею других народов (германской, скандинавской); о национальной поэзии славянских племён вообще и, наконец, о русской поэзии. Во втором томе рассказывается о народных элементах древнерусской литературы и искусства.
В это время в императорской семье произошла трагедия: 12 апреля 1865 года в Ницце на вилле Бермон умер от туберкулезного менингита Наследник престола Николай Александрович. Наследником Престола стал его брат Александр.
У Александра Александровича, после принесения 20 июня 1865 года присяги в качестве Наследника престола было множество обязанностей. В частности Император приглашал сына на доклады министров. Мало того, он был объявлен Атаманом всех казачьих войск, шефом многих полков. Свободного времени почти не оставалось. Тем не менее Цесаревич основательно засел за учебу: занимался русской историей с Сергеем Михайловичем Соловьёвым, государственным правом
— с Константином Петровичем Победоносцевым; лекции по филологии ему, как и старшему брату, продолжал читать Фёдор Иванович Буслаев. Неудивительно, что с такими наставниками Александр III вырос в великого Императора — государственника и патриота, осознающего духовную силу России, её место в мире, укрепившего в годы правления мощь державы!
В последующие годы Буслаев совершил несколько заграничных путешествий — выезжал в Чехию, Германию, Италию, Францию, Швейцарию, где изучал историю искусства. Результатом этих поездок явилась статья «Общие понятия о русской иконописи» (1866 г.) и другие работы по истории живописи, иконографии, миниатюры, орнамента. Мировую славу принесла Буслаеву книга «Русский лицевой апокалипсис», в которой ученый проследил связь между памятниками искусства, литературы и фольклора. Буслаев обнаружил также связь между памятниками искусства Византии, Западной Европы и Древней Руси.
В 1886 году издал книгу «Мои досуги», в которую вошли статьи о современной ему литературе: произведениях Н. Карамзина, И. Крылова, М. Погодина и других писателей, а также работа «О значении современного романа и его задачах». Незадолго до смерти завершил работу над мемуарами. «Мои воспоминания» надиктованы секретарю, сам учёный к этому времени уже потерял зрение. В книге Буслаев описал свои детские и студенческие годы, воспоминания о великих современниках: Н. Гоголе, Т. Грановском, П. Чаадаеве, братьях Киреевских и других собратий на поле русской духовности. Умер Буслаев в поселке Люблино под Москвой 12 августа 1897 года.
В книге его воспоминаний многие страницы посвящены Керенску и Пензе. В 1995 году администрация Пензенской классической гимназии N 1 учредила премию имени Фёдора Ивановича Буслаева в области гуманитарных наук гимназистам по итогам года. Премию, достойную памяти Хранителя и Наставника.