Русская линия
Русский вестникПротоиерей Леонид Калинин24.04.2008 

Символ возрождения Руси — 2
Беседа с настоятелем московского храма Священномученика Климента протоиереем Леонидом Калининым

Часть 1

— Отец Леонид, некоторые политические силы хотели бы использовать в собственных интересах процессы возрождения, выражающиеся, в частности, и в возвращении Церкви храма Св. Климента. Например, партия «Яблоко» как-то пригласила Вас как настоятеля храма на политическую акцию, связанную с освящением яблок в Праздник Преображения…

— Мы не можем идти на поводу у людей, которые вместо того, чтобы возрождать Россию, просто пытаются создать большое шоу вокруг своей деятельности. Это не духовная вещь.

А Церковь всегда над временем, и все, что она совершает, даже освящение каких-то плодов, это все освящено Духом Святым, Богом. Нельзя делать из святыни разменную монету в игре не всегда искренних и чистоплотных людей.

— Как Вы считаете, в какой мере Православная Церковь вообще может участвовать в общественно-политической жизни страны?

— Прежде всего, Церковь не может устраниться от участия в процессе воспитания народа, поднятия его духовного и культурного уровня. Святейший Патриарх многократно говорил, что «Церковь отделена от государства, но она не отделена от общества». Церковь — плоть от плоти народа, его мировоззрения, его исторической судьбы. Я не отделяю Церковь и от культуры, ибо все, что связано с фундаментальной культурой, связано исключительно с Церковью и рождено ею. Это продукт соработничества человека с Богом, связанный с духовной творческой деятельностью человечества.

А вот пена на культуре, которая есть сейчас в виде различных модернистских течений в театре, в кино, в живописи, как правило, продуктом духовного порядка не является. Это в самой мягкой формулировке. Когда вы придете на выставку современного «авангардного» искусства, которым так гордятся иногда наши творческие союзы, то купить-то там для своего дома вам ничего не захочется. На выставках журналисты и искусствоведы создают ажиотаж, выделяя самые одиозные, нехристианские, неправославные и недуховные образцы.

Церковь сейчас должна участвовать в жизни общества путем воспитания в людях духовного начала на основе Евангельской Истины, опираясь на лучшие примеры классики, воспитывать молодежь на основе фундаментальных высоких образцов культуры, которая — от своего начала и до золотого для русской культуры 19 века — была неразрывно связана с Церковью. Это и древнерусская живопись, это и уникальные примеры музыкальной культуры: знаменный и демественный роспевы, и русский танец, и народные песнопения — вплоть до ближайших к нам 18−19 веков, «переваривших» экспансивные вторжения западной культуры в нашу духовно-культурную среду.

Недавно я был на выставке Шишкина в Третьяковской галерее, в новом здании, и я поразился, насколько в каждой картине этого великого русского художника присутствует Бог. Я привел пример Шишкина, но пройдитесь по залам Третьяковской галереи, и вы увидите внутренним оком Бога почти в каждой картине. И это можно сказать не только о живописи, но и о литературе, музыке, о выдающихся образцах народного искусства. И если даже это драматургия, то всегда одно из действующих лиц, которое находится «за кадром», присутствует — это именно Бог. Наша великая русская культура вся пронизана этим ощущением присутствия Бога, пониманием того, что все, происходящее на земле, находится под Его неусыпным оком.

Поэтому воспитательная роль Церкви самая главная — раскрыть истину бытия Бога для тех, кто еще далек от Него.

Что касается других моментов, например, воздействия на политическую жизнь страны, то влияние Церкви на политическую жизнь состоит прежде всего в стремлении воспитывать людей достойных. Чтобы чиновники, олигархи, врачи и судьи жили по православному закону, были бы честны и порядочны, бескорыстны и сострадательны.

Но сегодня мы не можем повлиять даже на образование в школах, хотя и стремимся ввести туда курс «Основы православной культуры», против которого сейчас так агрессивно, злобно выступают противники этого важнейшего и необходимого для образования детей предмета, откровенно позиционируя себя как враги Церкви. Им, к сожалению, зачастую вторят люди умеренных взглядов, не понимая значимости Церкви. Это трагично, что в нашей стране элементарный курс основ православной культуры вызывает такие яростные споры. Почему-то в Татарстане с такой легкостью ввели исламскую культуру в школах — и полная тишина. Мы не слышим никаких выступлений против этого: это считается само собой разумеющимся. А когда речь заходит о Православии, о русском народе и его естественном праве преподать своим детям основы своей исконной православной культуры — почему-то ощетиниваются все: и разные конфессии, и безбожники, и даже самые «этнические русские» (а по духу — Иваны, непомнящие родства) — все соединяются в какую-то общую массу, которая яростно выступает против.

Так вот сейчас все объединились против братского православного сербского народа и в восторге захлебываются от радости, что отделилось от Сербии Косово. Хотя в этом событии ясно прочитывается политика двойных стандартов, которую ведет Запад по отношению к странам с православным вероисповеданием. У нас судьба общая, поэтому будем ждать, какой сценарий придумают для нас. Если мы не осознаем, что мы должны быть более сплоченными и что должны более осознанно действовать, например, требовать каких-то вещей в плане образования, в плане церковных традиций. Почему-то в каких-то школах масленицу празднуют, а Пасху нет, «хеллоуин» пытаются праздновать, а Рождество для них — что-то вторичное и случайное. Это тяжелое наследие советского времени должно быть как можно скорее изжито.

— Каково нынешнее нравственное состояние нашего общества?

— Нужно правильно поставить ориентиры внутреннего духовного развития для нашей молодежи. Когда я прихожу в школу, в 8−9 классах оказывается, что проблемами нравственности там никто не обременен. Иной раз спросишь девчонок — как они относятся к сохранению своей девичьей невинности — смеются, говорят, что для них это в далеком прошлом… и это в 9−10 классах! Это не смешно. Это, пожалуй, главный показатель нашего национального упадка, это трагедия народа (дай Бог, что не во всех московских школах так. А в целом по России, надеюсь, статистика была бы много лучше).

Когда наших пленных девушек гнали в Германию и выяснилось, что 90% молодых девчонок были девственницами, немцы испугались, а один из высших генералов рейха записал этот факт в своем дневнике со словами: «Такой народ победить невозможно». Теперь же у нас никакого государственного воспитания на тему хранения девства, нравственности, чести, уважения не дается. Все провозглашают свободу. В школах мальчиков учат натягивать презервативы, а девчонок — пользоваться контрацептивами, абсолютно небезопасными, присылаемыми нам различными зарубежными «фондами», которые так искренне «заботятся» о сексуальном «просвещении» наших мальчишек и девчонок.

Свобода хороша тогда, когда есть ответственность за эту свободу, потому что свобода без ответственности, без всяких ограничений приводит к полной потере человеческого облика. Такая свобода — закон дубины и клыка: кто сильнее, тот и прав. Или: кто богаче, тот и прав. Это безнравственное общество! Правда, его теперь почему-то называют «правовое государство». Наверное, имеют в виду нехристианский Рим!

Вспомните начало 1990-х: к чему призывал Горбачев, а потом Ельцин? Какое «правовое государство» мы построили? Какие мы имеем сейчас суды? Которые либо засудят, либо оправдают в зависимости от того, сколько принесешь денег. Любого отъявленного преступника можно выкупить и полностью или частично освободить от наказания. И не надо об этом молчать. Это бедственный факт. Коррупция повальная, беззаконие. Абсолютно не к кому обратиться за помощью, если человек попал в беду. При этом морально разложившиеся люди приходят в храмы, там изображают иногда из себя верующих, крестятся. Зачем же это нужно — этот цирк? Разве Бог примет жертву нераскаянного грешника? Церковь тоже должна быть к этому более строга, и люди, которые совершают беззакония, должны знать, что они обязательно понесут за это наказание. Церковь не должна говорить, что все Бог им простит. Если они обездоливают людей, то Бог никогда им этого не простит, и надо об этом знать. Чувство безнаказанности, или того, что наказание будет когда-то неизвестно, доказывает, в какой степени люди потеряли чувство греха.

— Нас все время призывают быть ближе к Западу. Нужно ли это России?

— Запад провел с Россией очень четкий и холодный эксперимент. Он сначала развернул страну от ее исторического направления на путь «западного» развития, с одной стороны, а с другой, не дав никаких реальных институтов и не подсказав тех социальных гарантий, которые даются на Западе, вверг нас в хищнический первобытный капитализм. И они с холодной расчетливостью и, конечно, смехом наблюдали, как люди, которым дана была власть в России, на любом уровне, получив эту власть, использовали ее против собственного народа в целях личного обогащения. С каким непомерным рвением они стали обкрадывать собственный народ — врачей, учителей, стариков! Была разыграна такая грандиозная комедия, когда Россия стала гибнуть от собственных руководителей. Вспомните 1990-е годы, посмотрите, что делается сейчас. Сегодняшнее состояние, увы, тоже плачевно, поскольку оно показывает, насколько глубоко погрузились в коррупцию люди, облеченные властью, как безнравственны, как они далеки от той же Церкви, к которой вроде бы они иногда себя причисляют. Благородства и великодушия почти не сыщешь, не вяжутся эти понятия со словом «чиновник».

Вообще-то понятие благородства надо обозначить. Это не только «голубая кровь», которая, конечно, тоже была истрепана: на 90% уничтожен генофонд дворянства. Но, прежде всего, благородство — это такое состояние души человека, который никогда не поставит свою личную выгоду выше общественной и никогда не предпочтет деньги своей чести. Так вот, в нашей российской действительности благородных людей среди тех, кто призван ими быть по своему статусу и положению, я почти не обретаю! А если и вижу, то единицы на сотни других — отрицательных — примеров. Деньги ставятся выше чести, выше Отечества, выше семьи, выше Бога.

И западные аналитики хохочут над нами, как дьявол, который втолкнул нас в это пекло и смотрит, как же они сами разберутся в своих проблемах? «Мы дали вам свободу, вот она вам — свобода!» И начиная с мелких сельских предприятий, колхозов, разворованных своими же председателями, заводов, производства — все продано. Кто этим занимался? Кто уничтожил промышленность? Кто уничтожил сельское хозяйство? Кто уничтожил образование? Кто уничтожил медицину? Кто подорвал оборону страны? Кто подписал преступный Государственный договор с Украиной? Американцы? Англичане? При чем тут они, это наши собственные соотечественники. Они были использованы как подопытные кролики, на которых проверили, что такое демократия в отдельно взятой посткоммунистической стране и к чему она приводит. Институты, ограничивающие власть чиновников, вообще не созданы, нет общества, которое могло бы контролировать власть. Мы абсолютно все бесправны, любого из нас могут подвергнуть любым репрессиям, чиновники могут хамски безнаказанно разворовывать страну, и об этом будут писать газеты во всеуслышанье. На Западе, если такое происходит, виновный, как минимум, уходит в отставку, а потом, как правило, происходит судебное разбирательство, и человек подвергается наказанию. Почему здесь, в России, писали про Чубайса, про Коха, про этого Гайдара, про Андрея Козырева — почему про них все было написано десятки раз, общество знало, кто они, эти люди — а наказание не только не следовало, но, наоборот, следовало повышение в должностях, званиях, чинах, во влиянии. Да одно это деморализует общество! Общество уже ни во что не верит!

— Каково состояние отношений между властью и обществом?

— Если уж Россия берет за образец западную модель, то почему же наши правители берут самое плохое? Возьмите хорошее, ведь его там много — отработанного, уже выстраданного десятилетиями хорошего. Там социальная система построена, медицинские страховки. Там нет такого, чтобы ты пришел в медицинское учреждение на обследование, а там все только платно. «А как же полис?» — «А нас Ваш полис не волнует». Пойдите, полечитесь в Москве — вы все свое добро продадите. Во всех сферах царит полное беззаконие и полная бесконтрольность. Общества не существует! Существует масса народа, как было и при большевиках, и власть, которая эту массу загоняет в то стойло, которое разумеет себе лучшим для управления.

Что власть даст народу, жизненные силы которого реально подорваны, где она ограничит саму себя ради спасения нации? Где она поставит себя под контроль какого-то общественного управления, когда общество будет решать, а не какая-то горстка чиновников? Где эти муниципалитеты, чтобы народ участвовал в самоуправлении? Почему у нас народ держат как скотину, как некое быдло, загнанное в стойло?

Реально ситуация ужасно плоха, потому что отсутствует общественное влияние на власть. Эта Общественная палата при президенте, где людям указывают, что им сказать, где промолчать, какой сценарий выступления. Администрация президента насчитывает многие тысячи человек. Такого не было и нет ни в одной стране мира. Например, администрация Президента США весьма компактное образование, она не имеет права лезть всюду со своими рецептами. Всюду реально действует закон.

А что касается прессы, так это вообще удивляет весь мир! Система власти и ее могущества в России построена исключительно на том, что средства массовой информации полностью в ее руках. Слова не скажешь мимо цензуры. Да и о чем говорить? Что мы построили? — капитализм, социализм, феодализм или рабовладельческий строй? Скорее всего, два последних.

Сложно в этой ситуации говорить о том, что Церковь может на что-то повлиять. Остается лишь молиться о том, чтобы Господь даровал какое-то чудо. Хотя, честно говоря, боюсь, что это чудо не случится, потому что народ устал. А надо, чтобы народ верил в Бога.

Если мы возьмем историю евреев, которая описана в Ветхом Завете, то увидим, что всякое отступление от Бога жестко карается. То, что наш народ до сих пор неверующий, как раз и порождает эти уродливые, отвратительные, бессовестные проявления, которыми так грешит власть в нашей стране. Если бы были верующие, то была бы совесть, а если люди неверующие, то и совести неоткуда взяться.

— В весенние месяцы активно отмечаются государственные праздники, такие, как 23 февраля и 8 марта, хотя не все даже знают их истинную историю. И не все помнят, что до 1917 года у нас были свои дни православных воинов и женские праздники. Стоит ли Православной Церкви просвещать людей относительно подлинных праздников, в том числе в противовес общепринятым?

— В том состоянии, в котором сейчас находится общество, это делать надо достаточно осторожно, потому что общество не готово слушать голос Церкви. Если многие устраивают застолье, например, на 23 февраля, а Церковь будет все время выступать против, то люди будут озлобляться против Церкви. В этом плане считаю, что Церкви нужно больше делать акцент на тех праздниках, которые действительно являются положительными: это наши церковные праздники и 4 ноября — День единства нашего народа.

Я не стал бы проводить пропагандистскую кампанию против этого 23 февраля, потому что дорожу авторитетом Церкви. Церковь должна настолько выверять свои позиции, чтобы, неся истину, доносить ее в таком виде, в каком люди способны ее воспринять. Потому что наше общество сейчас очень далеко от того, чтобы слышать голос Церкви. Если они голос собственной совести не слышат, то что уже говорить о голосе Церкви. Будем молиться. Как в воссоздании храма Св. Климента, которое сейчас началось, так и в жизни могу сказать, что только молитва может все поменять совершенно диаметрально и даже плохое превратить во благо.

И я призываю наших читателей и всех, кому дорога Россия, кто хочет, чтобы этот наш священный Третий Рим сохранил духовную значимость для человечества: молитесь за Россию! Молитесь за исправление, за прозрение, преображение народа! Тогда Господь, услышав эти молитвы, дарует Чудо, пусть в него пока еще мало кто верит.

Филипп ЛЕБЕДЬ

http://www.rv.ru/content.php3?id=7443


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика