Русская линия
Православие и современностьАрхиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевский)23.04.2008 

Иерусалимские дневники: май 1955 года. Часть 1

Мы начинаем публиковать иерусалимские дневники игумена Пимена (Хмелевского), будущего Архиепископа Саратовского и Вольского. Они входят в число тех немногих свидетельств о жизни Русской Духовной Миссии в середине 1950-х годов, которые сохранились на сегодняшний день. Это — первое десятилетие возобновления официального присутствия Русской Церкви на Святой Земле, выпавшее на годы холодной войны и «железного занавеса». Отцу настоятелю приходится ежедневно решать массу вопросов. Зачастую они драматичны — но, тем не менее, иерусалимские дневники архиепископа Пимена оставляют чрезвычайно светлое и радостное впечатление.

2.V. Понедельник. Нахожусь в ожидании поездки в Иерусалим[1]. Сегодня — первый день открытой в Пушкинском музее выставки «Дрезденская галерея» (спасенные картины). Я собрал группу работников Патриархии (протопресвитера Н. Колчицкого[2], протоиерея М. Зернова[3] и других), а сначала пошел со двора к директору и получил без очереди 10 билетов (а очередь была в несколько тысяч человек, занимали ее с ночи). Осмотрели выставку. Много впечатлений. Директора я поблагодарил и сказал, что часть нашей группы уезжает за границу и потому не будет возможности позже попасть на выставку.

3.V. Вторник. Был в Совете по делам религии[4]. Получил заграничный паспорт. Советский паспорт остается здесь.

5.V. Четверг. После длительных приготовлений и после многих отсрочек я, наконец, ясно увидел, что завтра мой отъезд все же состоится. Вещи давно были упакованы, все было продумано и передумано, взвешено и обсуждено. Сегодня утром был на Ваганьковском кладбище. Взял от портнихи готовую чесучовую рясу, купил кое-какие лекарства в аптеке. В 11 часов мы с временно исполняющим обязанности начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме протоиереем М. В. Зерновым посетили на прощанье Совет и имели беседу с Г. Г. Карповым[5] и Г. Т. Уткиным[6]. Через час сидели в кабинете Святейшего Патриарха[7], принимая от него напутственные советы и как видимый знак патриаршего благословения нашей Миссии — служебное Евангелие на славянском языке в бархатном переплете с иконой Воскресения на верхней крышке (икона писана маслом по дереву).

После обеда прощался с сотрудниками Патриархии. В 19 часов 45 минут по благословению Святейшего Патриарха, мною был отслужен молебен «В путь шествующим», в присутствии Его Святейшества, отца М. Зернова, Д.А. Остапова[8], С. И. Филиппова и других лиц. Глубоко содержательные слова молитв, песнопений и прошений молебна заставили не только сильно прочувствовать великое значение нашего путешествия, но и пережить мгновения высокого благоговейного чувства. Невольно думалось: многие мечтают хотя бы несколько дней провести на Святой Земле, а мы едем в ответственное послушание, которое продлится не один десяток месяцев. Мы будем служить там, где одни только воспоминания о происходивших там евангельских событиях приводят человека в священный трепет. Господи, помоги справиться с этим великим делом, выпавшим на мою долю по Твоему Божественному произволению.

По окончании молебна все прошли в патриаршую библиотеку для прослушивания записанной на магнитофоне пасхальной заутрени. Возле окна в мягком кресле сидел Святейший Владыка. Он был в обычном благостном настроении духа, всех пригласил сесть. Позвали и начальника Миссии архимандрита Поликарпа[9].

Величественные волнующие звуки пасхального богослужения настраивали наши сердца к предстоящему путешествию. По моей просьбе, среди избранных мест богослужения был прослушан и мой «аксиос» при возведении в сан игумена с возложением палицы в пасхальную ночь[10]. Снова мы слышали дорогой голос Святейшего, читавшего Евангелие на греческом языке. Часы показывали 10-й час. Все были приглашены к Святейшему на ужин. Последний ужин в Москве! Последнее мое благословение, полученное от Святейшего Патриарха, последние прощальные слова. Ночью спалось плохо.

6.V. Пятница. Будильник разбудил меня в 3 часа 30 минут. Умылся. Помолился. Убрал постель. Все это заняло полчаса. В 4 часа вещи были вынесены в машины и дорогие пределы Московской Патриархии скрылись из глаз. По дороге в аэропорт заехали за А. С. Буевским[11] и затем за отцом Михаилом Зерновым. Оказалось, что он ночью служил литургию с присоединением прошений о путешествующих. Да, без Божьего благословения нельзя начинать никакого дела.

Когда мы вошли в храм (я, А. С. Буевский и архимандрит Поликарп), служба уже окончилась. Мы приложились к чудотворному образу Божией Матери «Скорбящей», сели в машины и поехали в аэропорт. Быстро были выполнены таможенные формальности. Мы сели в зал ожидания для транзитных пассажиров. Появился провожающий нас Г. Т. Уткин.

Сели в самолет. Мы с отцом Михаилом устроились возле окон у правой стены, так что нам были видны все провожающие. Заведены моторы. Самолет побежал по печально смотревшей нам вслед московской земле. До свидания, Москва! Кстати, это первая моя поездка за границу. Бессонная ночь давала себя знать, в голове чувствовался какой-то беспорядок, но спать не хотелось.

Прошло 2 часа. Под нами древняя святыня Руси — священный Киев. Видна колокольня Лавры, Софийский собор, широкий Днепр, высокая телевизионная вышка, серые улицы Подола, Байковое кладбище, костел на Красноармейской улице, вокзал, мост через Днепр и, наконец, здание аэровокзала. Колеса самолета легко коснулись земли. Посылаем по телеграмме родственникам о благополучной посадке в Киеве. Погуляли по аэродрому. Снова занимаем свои места в самолете.

Часа через 2 самолет наш приземлился во Львове. В аэропорту нас любезно угостили горячим завтраком. Затем последовали небольшие таможенные формальности, состоящие в заполнении анкет о неимении цитварного семени[12], коллекций грибов, насекомых и т. п. Вышли на свежий воздух. На клумбах зеленела трава, появились маргаритки и другие ранние цветы.

Снова в воздухе. Печальным взором проводили мы русскую землю, пересекая границу. Перед тем во Львове отправили телеграмму Патриарху, попросив благословения на дальнейший путь. Летим над Венгрией. Самолет идет на высоте 500 метров, затем — 3100. Перелетаем Карпаты. Около 15 часов приземлились в Будапеште. Таможенное оформление состоит только в проверке паспортов. После краткой прогулки вместе с встречавшим нас здесь священником Феризом Берки[13], садимся в самолет и несемся к Вене. В окно виден Дунай — широкая, красивая река. Местами видны селения. Масса мелких домиков под красными крышами. Климат заметно более теплый. Поля покрыты зеленью. Леса тоже представляют собой густую зеленую массу. Самолет почти все время идет вдоль берега Дуная.

В 16 часов 20 минут по московскому времени (в 14.20 по местному) садимся в Венском аэропорту. Солнце сильно печет. Оглядываемся. Встречающих нет. Кругом снуют незнакомые лица. Носильщики выносят наш багаж и ставят на травку. Страшно жарко. А мы одеты по московской весне. Слышим, кто-то называет наши фамилии. Оказалось, что о нашем прибытии сообщили по телефону в город, и за нами пришла машина. Вежливый австриец-шофер везет нас в центр города, до которого 35 километров. По дороге осматриваем дома, улицы, сады, церкви, горы. Несутся мотоциклы, автобусы, легковые автомобили самых различных марок. На глаза утомительно действует быстрая смена пестрых афиш, плакатов, вывесок. В центре Вены видим старинные здания, кирхи, дворцы, сады, памятники. В советском секторе подъехали к одному из зданий. Оказалось — не туда. А вещи уже составили на тротуар. Позже подошла машина с сотрудником советского посольства, и вот мы уже комфортабельно разместились в отеле «Кайзергоф». Поужинали, осмотрелись и легли отдохнуть. Над нашими кроватями единственная картина — отдыхающая в саду австрийка, в праздничном настроении. Наше же настроение нельзя назвать праздничным — очень устали за дорогу. Поужинали. Легли спать.

7.V. Суббота. Первая ночь в Вене прошла спокойно. Утром мы чувствовали себя бодрыми, обновленными. Напротив нашего отеля — пятиэтажный дом (шляпная фабрика). Возле дверей этого дома лежит на коврике маленькая собачка. Временами оставался лишь коврик, а временами — одна собачка без коврика. Наконец, исчезло и то и другое. В 10 часов за нами приехала посольская машина с вчерашним сотрудником посольства, которого мы просили повозить нас по городу. Мчимся к знаменитому Венскому лесу. Смотрим по сторонам: магазины, кирхи, аптеки, кабаре и множество афиш. Подъехали к лесу. По обе стороны асфальтового шоссе великолепные деревья разных пород. Чудный воздух. Прохладно. Поднялись на верх горы, мимо немецкой кирхи. С балкона у ресторана смотрим на панораму Вены: Дунай, ратуша, наша гостиница, знакомые нам кирхи, улицы и здания. Ветер. Купили несколько открыток с видами Вены. Заплатили около 100 шиллингов. Едем назад. Вечером были у архимандрита Арсения[14], благочинного Австрийского благочиния. Побеседовали, поужинали, посмотрели с балкона на вечернюю Вену и пошли к себе. До самой гостиницы шли пешком. Провожал нас отец Арсений с сыном Виктором[15]. Шли через парк, в котором влюбленные, никого не стесняясь, чувствовали себя как дома. Это вам не Москва. Воздух действительно приятный, ароматный, сладкий, как нигде. Из концертного зала выходила масса публики. Видимо, слушали знаменитую венскую музыку. Итак, еще один день в Вене прожит. В гостинице еще кое-что перекусили. Разыскали молитвослов для чтения правила, приготовились к завтрашнему дню.

8.V. Воскресенье. Встали рано. Помылись, помолились, составили план дня, стали поджидать архимандрита Арсения, который пришел к нам в обещанные 9 часов. Поехали в храм. Церковь во имя святого Николая, построена в 1898—1903 годах. Несколько напоминает храм Василия Блаженного. Внутри довольно просторно. Прихожан мало. Познакомились с вторым и третьим священниками, у одного из которых увидели на рясе необычный академический значок с изображением Божией Матери в центре (вместо Нерукотворного Образа). Облачение здесь бедное, грязное, рваное. Храм требует большого ремонта. Осмотрели и нижний храм. Никто не знает, в честь какого святого он освящен[16]. Есть предположение, что в честь святого Иоанна Предтечи. Обедню служили с духовным подъемом. Молились о благополучном прибытии в Иерусалим. Оставили свои записи в книге посетителей. Многие из прихожан просили помолиться за них на Святой Земле, некоторые давали свечи, просили поставить их в Иерусалиме. Обедали у отца Архимандрита. После долгой беседы поехали к себе в отель. Оставили здесь камилавки и рясы, наняли новое такси и отправились еще раз по улицам Вены. Побывали в знаменитом парке «Пратэр» с аттракционами. Были в католических храмах, а также в капуцинском монастыре, под которым находится Пантеон с гробницами и останками австрийских императоров: Франц Иосиф, Мария Терезия, Елизавета, Карл и др. Экскурсовод на немецком языке учтиво объяснял нам историю правления многих из погребенных здесь. Каждый из нас при входе заплатил монаху-капуцину по 3 шиллинга за душу. Возле Стефансдома[17] живет кардинал. Под его квартирой — лавка церковных вещей. В Карлскирхе[18] мы взяли путеводитель. Нам поклонился какой-то священнослужитель, куривший папиросу у самого входа в храм. В Шонбрунне[19] обратили внимание на ряды подстриженных деревьев (в виде прямоугольников). Прошли возле пруда с рыбками. Осмотрели (снаружи) здание парламента, ратуши, оперного театра. Вечером ездили к зданию арсенала, въехали в ворота, взглянули на старинные постройки и уехали. Вернулись в отель поздно. Заходили на чашку чая к графам Разумовским[20]. Последняя ночь в «Кайзергофе». Еще не все апельсины (московские) съедены. Придется тащить их в Израиль. Да, еще мы днем пошли по магазинам, но почти все они оказались закрытыми (воскресенье). Я хотел купить себе альбом с видами Вены или путеводитель, а отец Михаил хотел купить трость и отремонтировать очки. Много ходили, с трудом купили альбом (за 15 шиллингов) и очки (за 320 шиллингов). Трость так и не нашли. Ходили в сопровождении Виктора.

9.V. Понедельник. Утром ходили по Вене. Пришли в отель в 12 часов дня. Там нас уже ждет отец Арсений. Поехали пообедать. Многие столовые закрыты. Нашли старинный ресторан, построенный около 500 лет тому назад. Помещается он рядом с греческой церковью, в которую мы зашли и осмотрели ее, передав привет настоятелю — греческому архимандриту, преподающему в университете.

В ресторане заказали суп из спаржи, салат, жареных карпов. За соседним столом я увидел молодую пару, уплетающую мою любимую цветную капусту. Заказали ее, и скоро я наслаждался любимым блюдом.

Около 15 часов за нами приехала посольская машина, мы погрузили в нее вещи и поехали в аэропорт «САС». По дороге заехали на кладбище, осмотрели могилы русских воинов, а также памятники Бетховену, Брамсу, Моцарту, Штраусам (отцу и сыну), Зуппе, Миллекеру и др. На могилу Бетховена кто-то положил цветы, они еще не завяли. Проехали мимо комендатуры. Стоят 4 солдата. Американский солдат — негр. Прибыли в аэропорт. Сдали вещи в багаж, посидели в зале ожидания около часа, уговорили отца Архимандрита взять назад часть его угощений (в особом бумажном мешке с ручками). И вот мы в самолете. Провожающие машут нам руками. Слева от нас мать-турчанка устраивает люльку с ребенком, пожилая чета из Калифорнии, о чем-то спорят. В 19 часов 10 минут четырехмоторная громадина повезла нас в Стамбул, в который мы прилетели в 21 час 20 минут. Летели над морем, потом над облаками, затем опять над морем. Светит луна. Пейзаж прекрасный. В Стамбуле мы вышли в аэропорту, посидели 30 минут во «втором Риме». Где-то здесь Святая София… В Тель-Авиве опустились в 4 часа 30 минут утра. Это уже вторник.

Архиепископ Пимен (Хмелевской)

Православие и современность N 5, 2007



[1] В 1955 г. иеромонах Пимен был возведен в сан игумена и назначен заместителем начальника Русской Духовной Миссии (далее — РДМ) в Иерусалиме. С 20..1956 по 1957 г.- начальник РДМ.

[2] Колчицкий Николай Федорович (1890−1961), протопресвитер; настоятель Московского кафедрального Богоявленского собора в Елохове; с 1941 г.- управляющий делами Московской Патриархии (далее — МП).

[3] Зернов Михаил Викентьевич (1911−1987), протоиерей. Впоследствии — архиепископ Киприан. Настоятель храма Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке. В 1955 г. назначен исполняющим обязанности начальника РДМ в Иерусалиме.

[4] Совет по делам Русской Православной Церкви (далее — РПЦ) при Совнаркоме СССР был создан по приказу И. Сталина в 1943 г. (в 1965 г. преобразован в Совет по делам религий при Совете Министров СССР). На Совет было «возложено осуществление связей» между правительством СССР и Патриархией.

[5] Карпов Георгий Григорьевич — полковник КГБ, председатель Совета по делам РПЦ (до 1960).

[6] Уткин Г. Т. — член Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР, заведующий отделом по делам Центрального управления церкви.

[7] Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский; 1877−1970).

[8] Остапов Данила Андреевич — личный секретарь Святейшего Патриарха Алексия I, заместитель председателя ХОЗУ (хозяйственного управления) МП.

[9] Поликарп (Приймак; 1912−1989), архимандрит, впоследствии епископ Пензенский и Саранский. Возглавлял РДМ в Иерусалиме с IX.1952 по IV.1955 г.

[10] В пасхальную ночь 17.IV.1955 г. иеромонах Пимен был возведен в сан игумена.

[11] Буевский Алексей Сергеевич (р. 1920) — сотрудник ОВЦС МП с 1946 г. (сначала в должности архивариуса, затем секретаря, ответственного секретаря и консультанта).

[12] Цитварное семя — неправильное название высушенных нерасцветших соцветий цитварной полыни; применяется в медицине.

[13] Фериз Берки (1917−2006), священник (впоследствии — протопресвитер), доктор богословия, настоятель Будапештского Успенского кафедрального собора, администратор Венгерского благочиния МП, старейший клирик Венгерской епархии МП.

[14] Арсений (Шиловский; 1894−1969), архимандрит, настоятель Никольского Русского православного кафедрального собора в Вене, первый благочинный Венско-Австрийского благочиния (учреждено 27.XII.1950).

[15] Виктор Арсеньевич (Николаевич?) Шиловский (1925−1999). Мать его умерла очень рано, и Виктор все детство провел рядом со своим отцом, переезжая вместе с ним по местам его служения. Впоследствии — протоиерей, уставщик и ключарь Венского Никольского кафедрального собора.

[16] На современном сайте Никольского собора указано, что нижний храм освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского.

[17] Стефансдом, или Штефансдом (католический кафедральный собор святого Стефана) находится на площади святого Стефана (Штефансплатц) в Вене; построен более 800 лет назад. Под собором находятся древние катакомбы.

[18] Церковь Карлскирхе построена в 1739 г. кайзером Карлом VI в память об избавлении от чумы 1713 г. Высота купола 72 м.

[19] Шёнбрунн («прекрасный источник») — летняя резиденция Габсбургов, ансамбль, объединяющий архитектуру и природу парка.

[20] Разумовские — княжеский, графский и дворянский род, происходящий от рядового казака Якова Романовича Розума. Одна из ветвей рода Разумовских имеет потомство, ныне состоящее в австрийском подданстве.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4861&Itemid=117


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика