Нескучный сад | 22.04.2008 |
Ход региональным компонентом
До сих пор религиозные предметы: основы православной культуры, основы исламской, буддийской, иудейской культуры, а также традиционных религий северных народов (язычество) — преподавались в школах в рамках регионального или школьного компонентов учебной программы, т. е. решение о преподавании этих курсов принималось региональной или школьной администрацией.В разных регионах «курсы религии» имеют разное название. В Белгородской области, например, предмет называется «православная культура». В Чеченской и Ингушской республиках — «основы религии» (имеется в виду ислам), в школах Приморского края, Брянской, Волгоградской, Кемеровской, Магаданской, Самарской областях — «основы православной культуры». В Республике Татарстан сейчас вводится курс «история религий», где представлены традиционные для России религии: христианство (православие, католичество, протестантизм), ислам, буддизм и иудаизм. В Смоленской области — «история православной культуры земли Смоленской», в Ростовской — «Православие и казачество». В Долгано-Ненецком районе Красноярского края есть курс «история культуры малочисленных народов Таймыра», в государственных школах с еврейским национальным компонентом в разных регионах учащиеся изучают курс по иудаизму «традиция».
Однако поправки в закон «Об образовании», принятые Госдумой 14 ноября 2007 года, отменяют с 1 сентября 2009 года право регионов и школ самостоятельно вводить предметы, оставляя единый базисный учебный план, утверждаемый министерством и обязательный для всех. В плане предусматривается вариативная часть, но она вынесена во вторую половину дня, и это уже не уроки (кружки, дополнительное образование и т. п.). Таким образом, преподавание ОПК и всех других религий (ислама, иудаизма и др.), а также секулярных курсов по истории и философии религий — «религии мира», «религии в России», «история религий» и др. — в регионах может быть упразднено.
Православная, исламская или светская — на выбор
Чтобы предотвратить такое развитие событий, Синод РПЦ инициировал общественное обсуждение этой проблемы и предложил «Концепцию включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета „православная культура“ в составе новой образовательной области учебного плана „Духовно-нравственная культура“». В 2007 году эта Концепция, разработанная группой светских и церковных специалистов, была подана в Министерство образования, а министерство переадресовало ее в Российскую академию образования, которая и занимается подготовкой новых госстандартов.24 декабря 2007 года на епархиальном совещании в Москве Святейший Патриарх сообщил: «В компонент образования, который будет принят с 1 сентября 2009 года, заложено духовное и нравственное воспитание. Академии образования поручено разработать вместе с представителями Русской Православной Церкви компонент „основы православной культуры“». Как Церковь представляет себе ОПК в школе-2009, изложено в Концепции.
Согласно ей в базисный учебный план вводится новая образовательная область с условным названием «Духовно-нравственная культура» (ДНК) и с учебной нагрузкой два часа в неделю по всем годам обучения. Предусмотрена возможность выбора между изучением курса православной, мусульманской (или любой другой религиозной культуры) или светской этики.
Как пояснил нам один из авторов Концепции Игорь Витальевич Метлик, заведующий лабораторией гражданского и патриотического воспитания Государственного НИИ семьи и воспитания РАО, предмет будет обязательным, но родители ученика смогут выбирать, какую религию (или светскую этику) будет изучать их ребенок. В старших классах учитывается и мнение ученика. Школа сможет заполнять учебную нагрузку по предметам духовно-нравственного образования теми курсами, которые востребованы родителями и для преподавания которых есть необходимые условия (допущенные пособия, подготовленные учителя и др.).
В Концепции указано, что организация преподавания любого предмета ДНК целесообразна для группы не меньше 12 учащихся (в странах Европы это может быть и 10, и 8). Однако возможность полностью отказаться от любых предметов новой области все же есть: «В исключительных случаях для учащихся, чьи семьи выражают письменный отказ… в это учебное время могут быть организованы занятия по индивидуальному учебному плану». Как пояснил И. В. Метлик, данная модель, с незначительными различиями, реализована во многих странах, в том числе в бывших социалистических и даже некоторых бывших республиках СССР. «Главное, — считает специалист, — чтобы в министерстве и Академии образования поняли, что практику изучения религиозных традиций народов России в светской школе, инициативно развивающуюся „снизу“, нельзя „закрыть“, а надо цивилизованно ввести в учебный план. Любые ограничения для ОПК при сохранении преподавания в школах ислама, иудаизма и других религий способны спровоцировать напряженность в межконфессиональных и государственно-церковных отношениях».
Кто ответит за содержание уроков?
«Преподавание таких предметов и курсов строится на соответствующей религиозной мировоззренческой основе и с тем или иным участием соответствующих религиозных организаций», — написано в Концепции. Соответственно, содержание образования готовится и утверждается при участии официальных представителей Церкви, а для других курсов — других зарегистрированных религиозных организаций в соответствии с их вероучениями. «При наличии нескольких централизованных религиозных организаций, представляющих одну религиозную традицию, из их представителей создаются согласительные комиссии».«Кандидатуры учителей по учебным предметам религиозной культуры определяются при условии: 1) согласия учителя преподавать данный учебный предмет; 2) наличия у него педагогической квалификации, необходимой для допуска к работе в качестве учителя в общеобразовательном учреждении; 3) наличия рекомендации от соответствующей религиозной организации». Следовательно, преподавателем станет в случае ОПК человек воцерковленный, в случае ислама — последователь мусульманской религии. Священник (муфтий, раввин и др.) сможет преподавать в школе только при наличии у него педагогического образования.
Что такое «образовательная область»?
В действующем пока учебном плане предметы сгруппированы в т. н. образовательные области. Например, филология, куда входят родной язык, литература, иностранные языки. Такой областью предполагается сделать и ДНК. «Если же в новом учебном плане будет дан просто перечень учебных предметов, можно ожидать наличия в нем указания на учебный предмет духовно-нравственного образования по выбору семьи школьника», — говорит Игорь Метлик.http://www.nsad.ru/index.php?issue=46§ion=9999&article=897