Радонеж | Сергей Худиев | 21.04.2008 |
Итак, вопрос о «разводе» и «свадьбе» Путина можно считать закрытым; однако сама публикация поднимает ряд вопросов как о журналисткой этике, так и состоянии общественных нравов. Журналисты «МосКора» высказывают что-то вроде извинений: «Нам очень жаль, если информация, опубликованная в нашей статье, показалась оскорбительной героям публикации. Мы приносим свои извинения всем, кто считает, что данный материал нанес им моральные страдания.» Сам язык тут достаточно симптоматичен; возможно, кому-то публикация «показалась» оскорбительной; некоторые «считают» что материал принес им «моральные страдания». Помнится, с похожими формулировками «извинялись» организаторы выставки «Осторожно, религия». В обычном языке, в рамках обычных представлений о правильном и неправильном, извинения означают «мы поступили неправильно и сожалеем об этом». В новоязе, который мы видим здесь — «мы сожалеем, что некоторые люди неадекватно реагируют на наши невинные действия».
Между тем, существует объективная мораль, и согласно этой морали обманывать людей нехорошо — причем независимо от того, причиняет ли это им моральные страдания или, напротив, массу удовольствия. Не говорите лжи друг другу (Кол.3:9) заповедует Апостол, и это особенно относится к тем, чьи слова будут услышаны множеством людей — общественным деятелям или журналистам. Лжец разрушает свою репутацию и репутацию издания, где он работает; похоже, что будущего у «Московского Корреспондента» нет, но дело не только в этом. Лжец разрушает доверие в обществе; он особенно разрушает доверие к журналисткой профессии. Как написал один из комментаторов на сайте «Москора»,
«Нас учили всегда проверять информацию. Нас учили не говорить лишнего — журналист является „лицом“ общества. Нам вдалбливали, что мы должны осознавать, насколько „слово наше отзовется“. Потом мы приходим на интервью и с нами отказываются говорить — „был у меня один журналист. переврал все“ и гонят в шею. Хорошо, если не с собаками.»
Работа честных журналистов — тех, кто разоблачает злоупотребления, привлекает внимание общества к серьезным проблемам, рассказывает о примерах, достойных подражания или, напротив, подражания недостойных — оказывается под ударом из-за беспринципных лжецов.
Но что почему обманщики были так уверены, что публикация вызовет большое внимание, а они прославятся, «пропеарятся», как говорят в некоторых кругах? Почему, например, развод и повторный брак президента Франции Николя Саркози вызвал такой интерес? Казалось бы, что людям за дело до огорчительных подробностей семейной жизни знаменитостей? Ответ дает один из комментаторов на том же сайте: «Саркози, значит, можно, а нам разве нельзя?». Аморальные поступки известных людей воспринимаются как индульгенция для своих собственных грешков; «все так делают», «это нормально». Так, погоня за скандалами играет на общее понижение нравов.
Тем временем Государственная Дума отклонила законопроект, ограничивающий продажу эротических СМИ. Как сообщает Интерфакс, законопроект, внесенный около года назад депутатом прежнего созыва Александром Крутовым и рядом других парламентариев, предлагал разрешить продажу эротической продукции только в запечатанных непрозрачных упаковках и ввести ряд ограничений на подобные радио- и телепередачи. Фракции КПРФ и ЛДПР выступили в поддержку законопроекта, в то время как единороссы отклонили его, говоря, что он «все равно не будет работать». Тут можно отметить, что подобного рода ограничения работают в большинстве стран мира — например, о продаже эротических журналов в непрозрачной упаковке я впервые услышал от гражданина Канады. Это могло бы работать и у нас — было бы желание.
На прошедшей неделе некоторые общественные деятели выражали обеспокоенность возможными выходками неонацистов по случаю дня рождения Гитлера — 20 апреля. В интервью новостному агентству Regions.ru протоиерей Валентин Тимаков, заместитель главного редактора Издательского совета Московской Патриархии, заметил, что
«У многих наших современников идеи Гитлера — идеи о сверхчеловеке, силе, могуществе, стремлении к власти, ненависти и презрении к слабым и чужим, — увы, находят сочувствие. И сколько бы мы ни кричали, что Гитлер и нацизм неприемлемы, это не будет воспринято должным образом. Современное поколение в основном к этому относится, к сожалению, равнодушно. Чистое и подлинное христианство должно приложить немалые усилия, чтобы противостоять энергии ненависти и разрушения»
У гротескной, нелепой ситуации, когда молодые люди, называющие себя «русскими националистами» отмечают день рождения Гитлера — чужеземного захватчика, который считал русских «недочеловеками» и стремился уничтожить — есть и другие причины. В частности, оторванность русской молодежи от своих национальных корней, от культурной и духовной традиции, связанной, прежде всего, с Православной верой. Исторически русские люди осознавали себя, в первую очередь, православными, и поэтому идеи расовой ненависти всегда были глубоко чужды русской культуре; человек какого угодно этнического происхождения, принимая Православную веру, становился «своим». Поэтому для преодоления неонацизма — и других уродливых явлений — так важно, чтобы наши школьники могли получать знания о традиционной русской культуре.
Те, кому действительно дорога их русскость, вспоминали в это Воскресенье совсем другое событие — вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим. Наступает Страстная седмица; Церковь вспоминает искупительные страдания нашего Спасителя и обращается ко всем людям согрешившим, запутавшимся, обманывающим себя и других, с призывом покаяться, обратиться от тьмы к свету и от власти сатаны — к Богу, и верою во Христа получить прощение грехов и жребий с освященными.