Богослов. Ru | Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) | 21.04.2008 |
Церковь, государство и договор о свободном сожительстве
Не могу понять, ведь так или иначе совместное проживание двух людей не является свободным, поскольку предполагает принятие на себя определенных обязательств, а любовь нельзя ограничить договорами и нотариально заверенными документами! Во всяком случае, для Церкви и для нас зарегистрированный государством брак и договор о свободном сожительстве — одно и то же.Для Церкви отношения между людьми лежат не просто в сфере чувств, в биологической, юридической или нравственной плоскости, а главным образом в плоскости богословия. Любое действие, совершаемое без благословения Божия, не благословлено и лишено благодати. Пространство вне Церкви — «область падения».
На языке Священного Писания слова «блуд» и «прелюбодеяние» указывают не только на сексуальное поведение, но и на отступничество и удаление человека от Бога вне зависимости от того, находится ли он в Церкви или нет. Но в любом случае государство обязано регулировать вопросы, касающиеся тех людей, которые не принадлежат Церкви, а если принадлежат, то выбирают иной образ жизни.
Однополые браки?
Еще в древности римский юрист Модестин (II-III вв.) давал такое определение браку: «…союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права». Соответственно, Церковь не допускает в отношении своих членов однополые браки или связи. Также не может принять Церковь и бисексуальные и полигамные отношения. В данном случае речь идет о духовных заболеваниях.Болезнь — это одно, а больной человек — другое. Мы любим духовно больного и пытаемся его излечить. Еще Достоевский писал, что старец это тот, кто любит и самого последнего грешника. Так поступал Христос. Как пастыри, мы должны научиться врачевать с любовью, а не осуждать людей. А вот самих себя мы должны осуждать с помощью самоукорения.
Церковь и национальные вопросы…
Церковь играла главенствующую роль в трудные для Греции времена турецкой оккупации, когда не было ни государства, ни правительства. В период демократии приоритет в решении вопросов принадлежит правительству, которое проводит свою политику и дипломатию. Поэтому все, что способствует счастливому разрешению подобных вопросов, является хорошим.Так или иначе, мы, клирики, должны рассуждать больше, как люди церковные, чем как политики. Церковь всегда находится выше понятий «нация» и «родина», но в то же время и не отменяет их. В конце концов, живя церковной и духовной жизнью, мы стремимся к некоему бесклассовому обществу. Когда-нибудь перестанут существовать и нации, и государства, а останется одна лишь Церковь.
Открытие Экзархата — повод для нового противостояния Фанару?
Мы все признаем, что необходимо уважать Вселенский Патриархат, но Элладская Церковь должна оказывать особенное уважение. Представительство Константинопольского Патриархата в Афинах должно быть настолько значительным, чтобы в сотрудничестве с ним можно было решать различные вопросы. В каком виде оно будет функционировать — эта тема, которой должны заниматься компетентные Синодальные комиссии, после чего Священный Синод примет соответствующее решение. Во всяком случае, необходимо подчеркнуть, что между Элладской Церковью и Вселенским Патриархатом должны существовать тесные связи.
Оценка имущества Церкви?
Вопрос о церковной собственности является мифом. Она не настолько велика, насколько пытаются это представить, но имеющаяся собственность подлежит оценке, чтобы это принесло пользу многострадальному греческому народу. Весь вопрос заключается не в том, какой собственностью обладает Церковь, но как избавиться от страсти сребролюбия, овладевшей многими клириками всех степеней.Я не могу понять менталитет некоторых клириков, особенно безбрачных, которые живут со всей роскошью, как нувориши, увеличивают свои состояния, ведут себя, как феодалы, а народ, который находится в их духовной ответственности, мучается и страдает. Это равносильно плотскому падению, и в каком-то смысле представляет собой профанацию церковной жизни.
Чего не хватает Церкви сегодня?
Церковь, Тело Христово, обладает полнотой благодати, и поэтому абсолютно ни в чем не испытывает недостатка. Когда кажется, что ей чего-то не хватает, то этот недостаток следует приписывать тем клирикам, у которых отсутствует церковное мышление. Если сегодня чего-либо не хватает многим или немногим клирикам, так это миссионерского мышления, жертвенного настроя, духа исповедничества и опыта пастырского служения, что происходит в том случае, если они сами обмирщаются и ведут себя, как мирские начальники. Многие хотят жить за счет Церкви, получать звания, места, власть, финансовый доход, но не хотят жить для Церкви. А отсюда в Церкви и обществе возникают проблемы.
По материалам агентства церковных новостей «Ромфэа»
http://bogoslov.stack.net/text/296 319.html