Русская линия
Одна Родина Дмитрий Баклин21.04.2008 

Легендарный Севастополь — город русских моряков

Во второй половине XVIII века на юго-западном берегу Крымского полуострова недалеко от татарской деревни Ахтиар (Белый Утес) русские моряки обнаружили большую и глубокую бухту, удобную для базирования кораблей. В 1778 г. А.В.Суворов построил на берегу бухты первые береговые батареи, чтобы не допустить захода в нее кораблей турецкой эскадры. В это же время по приглашению Суворова в Ахтиарскую бухту вошел фрегат «Осторожный» под командованием капитана 2 ранга И.М.Берсенева. 17 ноября 1782 г. фрегаты «Осторожный» и «Храбрый» под командованием капитана 1 ранга И.М.Одинцова вошли в уже знакомую бухту и остались в ней на зимовку. Команды кораблей построили на берегу казармы и начали проводить промеры глубин, составлять описания и карты побережья с целью дальнейшего постоянного базирования здесь кораблей военного флота России. Ахтиарская бухта оказалась уникальной как по своему расположению, так и по гидрографическим характеристикам. В некоторых местах глубина бухты позволяла даже линейным кораблям подходить к самому берегу, а выход с рейда в незамерзающее круглый год море был удобен при всех ветрах. Все изыскания военных гидрографов, топографов и инженеров говорили о том, что Россия может получить на Чёрном море уникальный порт, лишь немногим уступающий по своим характеристикам одному Золотому Рогу в Босфоре.

Поэтому, в 1783 г., сразу же после окончательного присоединения Крымского полуострова к России, в Ахтиарской бухте началось строительство порта и города. 2 мая 1783 г. сюда к месту постоянного базирования пришли под командованием вице-адмирала Ф.А.Клокачева первые 11 кораблей Азовской флотилии, положившие начало российскому Черноморскому флоту. Этот день (13 мая по новому стилю) ежегодно отмечается ныне как праздник российского Черноморского флота.

3 июня 1783 г. на берегу уникальной бухты были заложены первые четыре здания будущего города русской славы, а также военного порта, первоначально названного Ахтиар.

Указом Сената от 10 февраля 1784 г. город был переименован в Севастополь, что в переводе с греческого означает «знаменитый город» или «город славы». С 1804 г. он был объявлен главной базой Черноморского флота России.

Вся дальнейшая история Севастополя неразрывно связана с развитием русского Черноморского флота. В первой половине XIX в. здесь было завершено строительство фортов и других береговых оборонительных сооружений, надежно защищавших порт и город от незваных гостей со стороны моря. Город развивался быстро, в нем к середине XIX в. проживало свыше 40 тысяч человек, росло число жилых и служебных зданий, мастерских, пристаней, доков.

С 1833 по 1851 гг. главным командиром Черноморского флота и портов Черного моря, военным губернатором городов Николаева и Севастополя был выдающийся мореплаватель, ученый, прославленный русский адмирал М.П.Лазарев. Его ученик и соратник адмирал П.С.Нахимов во время Крымской войны 1853−1856 гг. вместе с вице-адмиралом В.А.Корниловым и контр-адмиралом В.И.Истоминым возглавил героическую оборону Севастополя. Под руководством П.С.Нахимова формировались морские батальоны, строились батареи. Он лично руководил боевыми действиями защитников города, в ряды которых встали и многие жители города. 6 июня 1855 г. во время общего штурма Севастополя англо-французскими войсками П.С.Нахимов лично руководил защитой Корабельной стороны и в напряженный момент боя поднял моряков и пехотинцев в штыковую атаку. Солдаты, матросы, мужчины, женщины, и даже дети обороняли Севастополь от англичан и французов 349 суток. От частых бомбардировок дома и улицы города превращались в руины. Севастополь погибал…, но не сдавался. Русские адмиралы П.С.Нахимов, В.А.Корнилов и В.И.Истомин геройски пали в боях, защищая Севастополь — военно-морскую базу русского Черноморского флота. Как наказ для многих поколений моряков военного флота России — защитников Севастополя звучат слова адмирала П.С.Нахимова: «Имея Севастополь, мы будем иметь и флот, а без Севастополя нельзя иметь флота на Черном море».

Через 88 лет, в ходе Великой Отечественной войны, оборона Севастополя золотыми буквами была вписана в военную историю нашего Отечества. Героическая оборона города началась 30 октября 1941 г. и продолжалась по 4 июля 1942 г. Севастополь защищали войска Красной Армии и силы Черноморского флота при активной поддержке населения. Для захвата города гитлеровским командованием была брошена 11-я немецкая армия. 4 ноября сухопутные войска и силы флота, защищавшие Севастополь, были объединены в Севастопольский оборонительный район, в который 9 ноября вошла Приморская армия. Командовал Севастопольским оборонительным районом вице-адмирал Ф. С. Октябрьский, его заместителем по сухопутной обороне был генерал-майор И. Е. Петров. Свыше 15 тысяч жителей города добровольно вступили в народное ополчение и были направлены на пополнение воинских частей. К середине июня 1942 г. стал ощущаться недостаток боеприпасов, силы защитников Севастополя истощались. Когда кончились последние боеприпасы, продовольствие, питьевая вода, остатки войск Севастопольского оборонительного района по приказу Ставки Верховного Главнокомандования оставили Севастополь. Надолго сковав значительные силы противника, защитники Севастополя нарушили планы врага на южном крыле советско-германского фронта. Оборона Севастополя продолжалась 250 дней и стала примером массового героизма советских воинов. В борьбе за Севастополь противник потерял до 300 тыс. убитыми и ранеными. В ознаменование подвига защитников города в 1942 г. была учреждена медаль «За оборону Севастополя». В 1965 г. город-герой Севастополь награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

Более 200 лет город Севастополь был домом российского флота в стратегически важном Черноморском регионе, предоставляя кораблям выход в Средиземное море и незамерзающий морской порт.

* * *

Прошли годы. Нет больше великой державы — Союза Советских Социалистических Республик. Настали другие времена, пришли другие люди…

Но не дает покоя память. Что с памятью делать?!

В Постановлении Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 13 февраля 1954 г. отмечалось буквально следующее: «Украинский народ с чувством глубокого удовлетворения и горячей признательности встретит решение о передаче Крыма в состав Украинской ССР как новое яркое проявление безграничного доверия и искренней любви русского народа к украинскому народу, новое свидетельство нерушимой братской дружбы между русским и украинским народами».

В апреле 1954 г. представитель Украинской ССР на Сессии Верховного Совета Союза ССР заверял: «Мы безмерно благодарны великому русскому народу, который спас Украину от порабощения султанской Турцией и польской шляхтой… Передача Крымской области Украине еще больше укрепляет дружбу наших братских народов.

…Для украинского народа великая честь включить в состав своей республики Крымскую область — землю, на которой вели героическую борьбу отважные сыны русского народа, сыны всех братских народов нашей Отчизны с иноземными захватчиками. В семье братских народов, во главе с великим русским народом Советская Украина — неотъемлемая и составная часть Советского Союза…».

….Слова, слова. А что же на деле?

После развала СССР, в октябре 1991 года Верховный совет Украины принял решение о подчинении Украине Черноморского флота.

5 апреля 1992 году президент Украины Леонид Кравчук подписал указ «О переходе Черноморского флота в административное подчинение Министерству обороны Украины». Это вызвало настолько резкую реакцию в России, что 7 апреля 1992 уже Борис Ельцин подписал указ «О переходе под юрисдикцию Российской Федерации Черноморского флота». После трехмесячного противостояния, готового в любой момент вылиться в серьезный внешнеполитический конфликт, 23 июня 1992 году в Дагомысе, где было подписано соглашение о дальнейшем развитии межгосударственных отношений, в котором указывалось на «необходимость продолжения переговорного процесса по созданию ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота».

С августа 1992 г. Черноморский флот существовал как объединённый флот Российской Федерации и Украины. Однако это был скорее временный компромисс, нежели серьезное решение проблемы флота. Двойственность в подчинении Черноморского флота продолжалась около трех лет.

9 июня 1995 г. в Сочи состоялась встреча Б. Ельцина и нового президента Украины Л.Кучмы. На этой встрече было подписано соглашение, согласно которому флот делился пополам, после чего Черноморский флот Российской Федерации и ВМС Украины базировались уже раздельно. Кроме того, Украина вынуждена была согласиться на то, что основная база и штаб флота по-прежнему будут находиться в Севастополе.

В последующие годы удалось снять напряженность в отношениях двух флотов, наладилось определённое взаимодействие между морскими штабами, заметно улучшилась морально-психологическая обстановка в самой Севастопольской военно-морской базе, между офицерами и матросами двух флотов.

28 мая 1997 г. были подписаны два договора «О параметрах раздела Черноморского флота» и «О статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины» При этом, в счёт задолженности Украины за энергоносители России передавалась часть флота из доли Украины. После всех расчётов и пересчётов флот был поделен в соотношении 81,7% кораблей и судов — России и 18,3% кораблей и судов — Украине. В соответствии с этими документами, Севастополь как главная база Черноморского флота перестал существовать. Глава Правительства России В.С.Черномырдин поставил свою подпись под признанием Севастополя арендованной у Украины территорией. Что это: второй подарок России своей сестре-Украине, которая, однако, уже не клянётся в любви и верности, как прежде?

Знал ли В.С.Черномырдин о том, что Указом Президиума Верховного Совета РСФСР N761/2 от 29 октября 1948 г. город Севастополь был выделен в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом и отнесен к категории городов республиканского подчинения. Этот указ в последующем не был ни отменен, ни изменен. В связи с ним Совет Министров РСФСР своим Постановлением N1082 от 29 октября 1948 г. поручил российским министерствам, ведомствам и Крымскому облисполкому в плановых и бюджетных вопросах отделить Севастополь от Крымской области. Последнее поручение в связи с прекращением дотационного периода финансирования европейской части СССР после войны 1941−1945 гг. было отменено Постановлением Совета Министров РСФСР N 264 от 25 апреля 1968 г.

Следующий документ, принятый в отношении Севастополя на уровне высших органов государственной власти России, — это Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О статусе города Севастополя» N5359−1 от 9 июля 1993 г., подтвердившее российский федеральный статус города Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 г. В Постановлении давались поручения Совету Министров, Центральному банку России, Комитету Верховного Совета РФ предпринять меры по обеспечению этого статуса.

Больше никаких решений по Севастополю Россия не принимала. Отсюда следует, что, в отличие от случая с Крымом, в отношении Севастополя не было самого юридического факта передачи города от Российской Федерации к Украине. Включение Севастополя в текст Конституции Украинской ССР (ст. 77) в качестве города республиканского подчинения не имеет юридической силы с момента принятия, поскольку решение принято Украинской ССР в одностороннем порядке без принятия соответствующего решения конституционными органами власти РСФСР.

Но Россия верна своим договорным обязательствам… Совместное заявление Российской Федерации и Украины, подписанное президентами Б.Н. Ельциным и Л.М. Кучмой 31 мая 1997 г. звучало как приговор Черноморскому флоту России и городу русской славы Севастополю: «Отныне четко определены статус, условия и сроки пребывания Черноморского флота России на гостеприимной земле Украины… Севастополь был и навсегда останется в нашей памяти городом военной славы, воинской доблести, символом нашего братства по оружию, олицетворением дружбы русского и украинского народов».

Хотелось бы, чтобы в нашей памяти также остались и те слова о доверии и искренней любви русского народа к украинскому народу, нерушимой братской дружбе, сказанные представителями Украины пятьдесят четыре года назад, когда она из рук России принимала бесценный дар — Крым.

Каковы же основные этапы последнего десятилетия российско-украинских отношений по проблеме Черноморского флота?

Согласно двусторонним соглашениям о временном пребывании Черноморского флота Российской Федерации в Украине от 1995 г. и 1997 г., на основе Черноморского флота были созданы Черноморский флот Российской Федерации и ВМС Украины с раздельным базированием на территории Украины.

Последовавшее за принятием двух российско-украинских договоров 1997 года пятилетие можно охарактеризовать как время упущенных возможностей. С силу ряда объективных и субъективных причин российской стороной так и не был проработан пакет дополнительных соглашений и договоров, определявших порядок службы офицеров Черноморского флота Российской Федерации, их статус, взаимоотношения с украинской стороной, таможенные процедуры, вопросы материально-технического обеспечения Черноморского флота Российской Федерации, его содержания на территории Украины.

К 2002 г. российско-украинские переговоры по пакету дополнительных соглашений по Черноморскому флоту зашли в тупик, и флот, по сути, превратился в заложника, чья судьба и жизнь определялась настроением украинской стороны.

С одной стороны, Киев признаёт подписанные договоры 1995 и 1997 годов; с другой стороны, он препятствует любым попыткам России в модернизации техники и вооружения флота, мотивируя это тем, что конкретный договор, определяющий порядок и процесс модернизации не был подписан, и потому де все действия российской стороны в данном вопросе не законны. В результате ремонт боевого корабля превратился в проблему, которая решалась (до последнего времени) не иначе, как на уровне президентов двух стран. А с приходом к власти В. Ющенко стало и того хуже: проблема модернизации российского Черноморского флота перестала решаться вообще…

К этому добавились проблемы эксплуатации маяков, инвентаризации имущества флота, пересчёта арендной платы за нахождение частей и кораблей российского Черноморского флота на территории Украины. Кроме того, Украина выражает недовольство нарушениями национального законодательства об охране окружающей среды, — это притом, что от былого Черноморского флота осталось одно воспоминание.

Если в 1991 г. Черноморский флот насчитывал около 110 тысяч человек личного состава и более 60 тысяч рабочих и служащих, то сегодня в Севастополе осталось лишь около 14 тысяч русских моряков. Если в 1991 г. флот насчитывал больше 300 боевых кораблей и вспомогательных судов, в числе которых было 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей 1-го ранга, десятки эсминцев, сторожевиков, тральщиков и десантных кораблей, то сегодня он ужался почти в пять раз.

Ныне на территории Крыма находится 70% всей инфраструктуры российского Черноморского флота. Личный состав флота размещён в трёх пунктах базирования: в Севастополе (бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья), Феодосии и временно в Николаеве, где идёт постройка и ремонт российских судов.

По договору о разделе Черноморского флота от 28 мая 1997 года в украинских территориальных водах и на суше может находиться группировка российских кораблей и судов численностью до 388 единиц (из них 14 дизельных подводных лодок). На арендуемых аэродромах в Гвардейском и Севастополе (Каче) может быть размещён 161 летательный аппарат.

В самом Севастополе находится группировка крупных надводных кораблей Черноморского флота — крейсер «Слава», большие противолодочные корабли «Керчь» и «Очаков», 3 сторожевых корабля, 2 дизельные подводные лодки, бригада из 8 десантных кораблей и несколько десятков кораблей и судов обеспечения.

12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был поднят Андреевский флаг. Ситуация вокруг Черноморского флота Российской Федерации нормализовалась. Но не надолго. Приход к власти нового украинского руководства, поставившего своей стратегической целью вступление в ЕС и НАТО, повлек обострение обстановки вокруг Черноморского флота России.

Президент Украины Виктор Ющенко 17 апреля 2005 г. заявил, что у Москвы и Киева есть три главные проблемы: Черноморский флот РФ, вопросы границ и развитие сотрудничества в энергетической сфере. Далее В. Ющенко отметил, что «статус Черноморского флота России в Севастополе нуждается в пересмотре». А Александр Турчинов, возглавлявший в то время Службу безопасности Украины, высказал мнение, что пребывание Черноморского флота России на украинской территории противоречит национальным интересам Украины.

Украинские парламентарии также внесли свою лепту в развитие конфликта. Они высчитали точную площадь территории, которую занимают сегодня российские корабли в Севастопольской бухте. «Российская Федерация прямо контролирует около 45 квадратных километров земли и более 500 стояночных мест возле причалов при фактической потребности в 300», — отмечено в заявлении депутатов Верховной Рады. — Военное использование (другим государством!) такой значительной территории, по мнению украинских парламентариев, мешает развиваться Севастополю «как туристическому центру и торговому порту… Базирование Черноморского флота в Крыму прямо ограничивает суверенитет Украины, поскольку сохранение за Россией всех гидрографических и навигационных объектов не дает нашему государству возможности взять на себя контроль над безопасностью судоходства возле украинских берегов… В то же время наличие в Севастополе многочисленных российских военных, информационных, образовательных, деловых и других структур несет прямую угрозу политической стабильности».

Адмирал Эдуард Балтин, командовавший российским Черноморским флотом в 1993—1996 гг., замечательно точно подметил: «Во время широкомасштабных боевых действий сухопутчики могут потерять город, зная, что потом возьмут его обратно. А для флота потерять базу — это потерять фундамент. Поэтому Севастополь всегда отстаивали до последнего — и в 1853 году, и в Великую Отечественную. Дело не в кораблях. Инфраструктура флота создается десятилетиями, даже веками… На Черноморском флоте была лучшая флотская разведка, гидрографическое обеспечение, тыловое и специальное обеспечение, судоремонтные мощности и многое другое».

Россия арендует большую часть причальных стенок порта Севастополь для стоянки более 30 боевых кораблей и судов. В Севастополе также базируется штаб Черноморского флота Российской Федерации, центральный узел связи, военно-морской госпиталь, 1096-й зенитный ракетный полк, 810-й отдельный полк морской пехоты, 17-й арсенал, яхт-клуб.

На аэродромах Кача и Гвардейское базируются 20 самолетов Су-24М и Су-24МР, Ан-26, а также до 10 вертолетов Ка-27.

Между Россией и Украиной действует базовое соглашение об аренде мест базирования кораблей в Севастополе до 2017 года. Аренда военно-морской базы в Севастополе обходится России в 98 миллионов долларов в год и оплачивается поставками российского газа. Украинская сторона уже указывала на то, что арендная плата за базу может быть повышена. Казалось бы, выход из создавшейся ситуации очевиден — строительство военно-морской базы Черноморского флота на территории России.

Однако, подобного расположения закрытых бухт, как в Севастополе, где могли бы разместиться практически все надводные корабли Черноморского флота, на российском участке побережья Черного моря нет. Флот пришлось бы рассредоточить на пространстве от Тамани до Новороссийска, но и это не решило бы возникших проблем.

«На уровне государства принято решение о строительстве пункта базирования Черноморского флота в Новороссийске», — заявил в 2005 г. тогдашний министр обороны РФ Сергей Иванов на праздновании дня Военно-Морского флота в Севастополе. Однако, в Новороссийском порту флот располагает всего двумя причалами, в шторм корабли приходится выводить в открытое море, чтобы их не разбило волнами о причальную стенку. Молы и волнорезы Новороссийского порта защитить их не могут.

В 2017 году заканчивается аренда у Украины Севастопольской военно-морской базы, и Черноморский флот России вынужден будет ее покинуть.

Представляется, что добрая воля и усилия двух государств должны подсказать верное решение проблемы: как сделать так, чтобы не ущемить национальные интересы Украины и не пренебречь национальной памятью России? Благо, время на разрешение этой непростой задачи пока еще есть.

http://odnarodyna.ru/articles/4/76.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика