Нескучный сад | Алексей Богдановский | 19.04.2008 |
Что же делает монастырь одной из главных новогреческих святынь, а также центром паломничества для православных со всего света? Несомненно, главной притягательной силой является личность его основателя, святителя Нектария, который еще при жизни имел славу чудотворца, а после смерти эта слава среди верующих людей только росла.
Святой Нектарий (в миру Анастасий Кефалас) родился в 1846 году в селе Силиврия, пятым ребенком в семье благочестивых родителей. В четырнадцать лет Анастасий перебрался в Константинополь, вековую столицу греческого мира, из своей деревни, не располагавшей даже школой. В Константинополе он начинал подмастерьем в табачной лавке и, по преданию, писал на продаваемых кисетах изречения из Евангелия. Тяжкая жизнь подмастерья несколько улучшилась, когда, сжалившись над бедностью и унижениями, что Анастасий терпел от хозяина, его взял к себе на работу сосед-торговец, занимавшийся мебельным ремеслом. Анастасий смог исполнить свою мечту и начал учиться.
Одаренному молодому человеку помогал благотворитель Иоаннис Хоремис, с которым Анастасия свел случай: сын Хоремиса когда-то помог юноше, не имевшему за душой не гроша, сесть на корабль из Силиврии в Константинополь. В возрасте 20 лет, еще не завершив образования, Анастасий отправился на остров Хиос в Эгейском море, откуда происходила семья Хоремисов. На этом острове Анастасию было предложено место учителя. На Хиосе святой провел десять лет, и здесь же принял монашеский постриг под именем Лазарь, а затем был посвящен в иеродиаконы с именем, под которым он впоследствии стал известен миру: Нектарий.
При помощи своего благодетеля инок Нектарий окончил светское образование в Афинах, а вслед за ним окончил и богословскую академию. Знакомство с патриархом Александрийским Софронием привело Нектария в Александрию, где он в 1885 году был посвящен в иеромонахи, а тремя годами позже стал епископом Пентапольским (эта епархия находилась на территории Ливии). Епископ Нектарий был заметен не только стремительной карьерой в Александрийском патриархате, но и начитанностью, даром слова, огромной популярностью у паствы. Эти качества снискали приближенному патриарха Софрония множество завистников и предопределили его дальнейшие беды.
Недоброжелатели представили патриарху доклад, в котором епископ Нектарий обвинялся в преступлениях морального свойства. В нарушение канонической процедуры, которая требует церковного суда и только по его установлению — применения наказания, епископ Нектарий не получил возможности оправдаться и был вынужден покинуть Александрию.
Святой очутился на окраине Афин в бедной квартирке, за которую он даже не мог платить арендную плату. У него не было средств к существованию — все попытки найти место проповедника наталкивались на бюрократические проволочки: у епископа Нектария не было даже греческого подданства. Наконец, он получил назначение в Халкиду — столицу острова Эвбея. Все обвинения против него оказались несостоятельными, и епископ Нектарий смог продолжать проповедовать на Эвбее, а затем и в соседних областях Центральной Греции.
В 1894 году святитель Нектарий был назначен главой Ризарийской школы в Афинах, где обучались отпрыски виднейших греческих семей. Школа была ведущим богословским учебным заведением той эпохи, хотя ее выпускники необязательно становились священнослужителями и зачастую избирали светскую карьеру. За четырнадцать лет, что святитель возглавлял эту школу, она переживала бурный расцвет, чему немало способствовали обширные богословские труды, предпринятые епископом Нектарием в годы ректорства. Труды святого Нектария охватывали широкий круг церковных, духовных, общественных вопросов, он также писал трактаты по этике и педагогике, исследования по литургике и церковной истории, составил катехизис. Многие из этих трудов получили признание академического богословского сообщества еще при жизни святого, многие продолжают переиздаваться и по сей день.
После своей отставки, последовавшей в 1908 году по причине слабого здоровья, святой Нектарий удалился на Эгину, где четырьмя годами ранее его отставки начала действовать община из семи монахинь, решивших посвятить себя духовному руководству святителя. Здесь в 1908 году был освящен храм во имя Святой Троицы, ставший центром монашеской жизни и местом дальнейшего служения святого Нектария. Первоначально в обители было семь монахинь, затем пятнадцать, а к моменту кончины святого — около пятидесяти. Монастырь с самого начала был крупнейшим благотворительным центром, и сюда стекались за помощью тысячи людей.
Тем не менее, жизнь монастыря не шла во всем гладко. Архиепископ Афинский Феоклит, первоначально давший разрешение на основание обители, впоследствии отказывался это разрешение утвердить, и при жизни святого Нектария монастырь так и не был признан официально. Признание со стороны церковных властей последовало лишь в 1924 году. Также на епископа Нектария вновь были воздвигнуты обвинения морального свойства, впрочем, опровергнутые официальным расследованием светских властей.
Святой жил аскетической жизнью, служил в простом священническом облачении, оставив епископские ризы у иконы Богородицы. Он выполнял всякую физическую работу в монастыре и всегда был внимателен к нуждам нуждавшихся, которые во множестве приходили к нему. Еще при жизни святого больные, обращавшиеся к нему, получали исцеление, и это снискало имени Нектария большую славу.
Святой скончался в 1920 году в афинской больнице Аретейон от рака. Кровать, на которой лежал святитель, сохранилась до настоящего дня, и к ней до сих пор приходят больные в поисках исцеления. Похороны святого Нектария на Эгине собрали все население острова, и память о нем после кончины святителя лишь ширилась. Особенно стал известен тот факт, что тело святого Нектария, которое неоднократно перезахоранивали, оставалось нетленным. Это обстоятельство сделало монастырь одной из главных святынь новой Греции.
Прославление святого Нектария состоялось в 1953 году, а в 1998 году его родной Александрийский патриархат окончательно признал заслуги святого, объявив Год святителя Нектария. В 2001 году состоялся памятный визит на Эгину ныне покойного Патриарха Александрийского Петра VII.
В наше время монастырь переживает пору нового расцвета. Здесь живут четырнадцать инокинь, на попечении которых немалое хозяйство. Выйдя из автобуса, паломник оказывается лицом к лицу с громадой собора, который постоянно строится на протяжении последних трех десятилетий. В момент основания собор был крупнейшей церковью на Балканах, его колоссальный неовизантийский купол выглядит несколько излишнем на этом небольшом острове, где и дороги, и деревни, и дома почти миниатюрны. Некоторые посетители даже не замечают, что напротив холма, к которому лепятся постройки монастыря, располагается послевизантийское поселение Хора, где до сих пор сохраняются развалины десятков церквей. Путешествие на Хору становится настоящим подвигом в летние месяцы, когда солнце немилосердно.
В отличие от преданных забвению развалин Хоры, новый собор интенсивно украшается мозаиками в исполнении признанного мастера Фануриоса Мавридиса, которому во многом удалось приблизиться к лучшим византийским художественным образцам. Богоматерь Ширшая Небес в апсиде — один из наиболее впечатляющих примеров церковного мозаичного искусства во всей Греции. У ног Богоматери великолепная мозаика-карта острова с местными святыми, к сожалению, скрытая резным иконостасом. Небольшой придел с серебряным саркофагом (который паломники, предоставленные сами себе, часто по ошибке принимают за раку святого Нектария) украшен высокой школы фресками.
От собора по склону холма ведет лестница-серпантин, по которой паломники попадают в собственно пределы монастыря, почти незаметные снизу. Здесь расположен наиболее старый храм обители — церковь Святой Троицы, плотно окруженная корпусами монастырских строений. Поскольку по уставу мужчины на службы в присутствии монахинь не допускаются, для паломников был пристроен небольшой придел, где во всякое время для поклонения выставлена честная глава и ларец с мощами святого Нектария.
Порядок здесь строг, хотя пускают всех желающих. Постарайтесь воздержаться от шума и разговоров в храме, здесь это не приветствуется.
Рядом с церковью Святой Троицы — первоначальная гробница святого, где сейчас располагается лишь пустой саркофаг. Ходит придание, что, приложив ухо к раке, можно услышать шаги святого, его пение и постукивание его палочки. Рядом чтимое дерево, посаженное одной из первых насельниц монастыря, здесь также раздают святую воду, которую считают целебной. Именно сюда приходят желающие исцелиться, и в анналах монастыря немало преданий о том, как святой Нектарий помогал больным и немощным.
В монастыре также показывают жилые комнаты и кабинет святого Нектария с коллекцией его личных вещей. В этих комнатах скрипучие половицы и атмосфера типичного средней руки греческого дома начала ХХ века. Желающие могут увидеть и скромную кровать, и письменный стол святого Нектария, его ризы и предметы повседневного быта, принадлежавшие ему.
В монастыре есть две книжные лавки, торгующие литературой преимущественно на греческом языке, а также всевозможными иконками, медальонами и фотографиями с изображением покровителя монастыря.
О чудесах святителя Нектария рассказывается многое. Но, наверное, единственный способ по-настоящему почувствовать красоту этого места и понять, почему оно так важно для православного мира, можно лишь приплыв на Эгину. В наше время это вполне доступно многим, что делает монастырь святого Нектария открытым для все большего числа верующих из Греции, России, да и со всего мира.
Информация для паломников:
Близость к Пирею дает возможность паломнику совершить дневную поездку в монастырь святого Нектария и уже к вечеру вернуться в Афины. В Пирее, куда из аэропорта можно попасть на метро или автобусе, рейсы на Эгину осуществляются от пассажирского терминала 8. Обычный паром идет на Эгину от часа до полутора часов, быстроходная «Молния» советского производства — около сорока минут. Стоимость билетов начинается от 7 евро в один конец. В порту Эгины следует повернуть налево от причала, и примерно через 200 метров вы обнаружите остановку автобусов, идущих к монастырю.
В монастыре всегда рады паломникам из России. Если группу паломников сопровождает священник с грамотой от правящего архиерея (желательно — переведенной на греческий язык), то позволяется совершить молебен святому возле его мощей. В некоторых случаях священнослужители из России допускаются к сослужению с местным священником.
Сестер в монастыре не так много, и они часто не успевают уследить за всеми посетителями, однако же стараются угодить каждому. Монастырь предоставляет кров и пищу каждому паломнику на сутки. Однако вследствие большого числа приходящих необходимо позвонить заранее и удостовериться, что в гостинице есть свободные места. В зимнее время монахини просят паломников брать с собой теплые одеяла, поскольку отопление в гостинице пока не налажено. Некоторая неустроенность быта не мешает тем, кто долго стремился посетить это место и по прибытии счастлив остаться подольше возле святыни, которой пришел поклониться.
Если по каким-либо причинам разместиться в монастыре не удастся, расположенные неподалеку порт Эгина и курорт Агиа Марина предоставляют большое разнообразие недорогих гостиниц. С обоими населенными пунктами существует автобусное сообщение, так что необязательно обременять насельниц монастыря, если вам это позволяют средства.
Праздники монастыря:
20 апреля — день причисления к лику святых Нектария Эгинского
2 июля — основание обители
3 сентября — обретение мощей святого
9 ноября — кончина святого Нектария
Телефоны монастыря:
+30 22 970 53 800 — офис
+30 22 970 53 806 — кабинет игуменьи
+30 22 970 53 821 — гостиница для паломников. Если вы не говорите по-гречески, просите к телефону монахиню Христонимфи, которая знает английский язык.
http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ ion=4&article=895