Православие на Дальнем Востоке | Иеромонах Никанор (Лепешев) | 18.04.2008 |
В истории гонений на Православную Церковь в Приамурье в первые десятилетия ХХ века можно выделить три основных периода:
1. Гражданская война на Дальнем Востоке — с 1917 до 1922 г. В это время гонителями Православия выступают, в основном, партизанские отряды разного толка: большевистские, анархистские и др., а гонения происходят в форме кровавых расправ «без суда и следствия».
2. Период становления советской власти на Дальнем Востоке — с 1922 по 1927 г. Репрессии на священнослужителей приобретают вид «законности», их инициатором становится уже централизованная власть. Новое государство, утверждая себя, продолжает систематически «выявлять» и «добивать» «контрреволюционные элементы».
3. Период обострения борьбы с религией — с 1927 г., самая сильная волна — 1937−1938 гг. Безбожная власть стремится построить атеистическое общество, не гнушаясь никакими средствами. Гонения на верующих с каждым годом усиливаются, несмотря на все компромиссы с советским государством, на которые пошел Заместитель Местоблюстителя Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский).
Материал данной статьи будет изложен в соответствии с этой периодизацией. Кроме того, в отдельные группы будут выделены:
1) новомученики, находившиеся в Приамурье в ссылке или заключении; т. е. проходившие свое служение Церкви в иных частях нашей страны, а здесь принявшие мученический венец;
2) а также новомученики, похищенные сотрудниками ОГПУ с территории сопредельного государства — Китая, после конфликта на КВЖД, и расстрелянные в Хабаровске.
I. Священномученики, пострадавшие в годы Гражданской войны на Дальнем Востоке
Священник Георгий Паргачевский, с. Ивановка Амурской области, был убит в 1918 г. На его теле было обнаружено 11 колотых ран, голова была рассечена шашками [1, 211].
Священномученик Георгий был был прославлен в лике святых Собором РПЦЗ в 1981 г.
Священник Филипп Кузьмич Распопов пострадал за Христа в декабре 1919 года в приамурском селе Троицкое (ныне Нанайский район Хабаровского края). 23 ноября/ 6 декабря 1919 г. партизаны-анархисты из банды Якова Тряпицына и Нины Лебедевой ворвались в дом о. Филиппа, где он жил со своей матушкой Ольгой Николаевной Савиновой и пятью маленькими детьми, вытащили на улицу и поволокли к реке Амур. Внешним поводом для расправы могло послужить то, что однажды о. Филипп укрыл от красных партизан белого офицера. Его вытащили в дикий мороз, почти голого, на замороженный Амур, где в течение долгого времени оскорбляли и били, а, в конце концов, бросили в прорубь, где он и принял мученическую смерть.
Русской Православной Церковью Заграницей о. Филипп был причислен к лику святых [3].
Священник Леонид Сребренников убит на Рождество в 1919 г. в селе Лермонтовка (ныне Бикинский район, Хабаровский край). Он устраивал в школе елку для детей, а вернувшись домой, был схвачен бандой большевиков и выведен на реку в жестокий мороз, где был раздет и поставлен на лед. Лед под его ногами растаял, и след его босых стоп был виден потом несколько дней. Сделав прорубь, палачи, со словами: «Ну, водолаз, ты крестил, и мы тебя будем крестить», — и, нанеся несколько ударов кинжалом, опустили его в прорубь, где он был найден замерзшим [2, 233].
Священномученик Леонид был прославлен в лике святых Собором РПЦЗ в 1981 г.
Протоирей Александр Унинский пострадал 7 февраля 1920 г. в Благовещенске. Надел рясу и крест, открыто встал перед безбожниками и был расстрелян ими во дворе своего дома [2, 233].
Священномученик Александр был прославлен в лике святых Собором РПЦЗ в 1981 г.
Протоиерей Серапион Леонтьевич Черных — согласно версии прот. М. Польского, принял мученическую кончину 22 марта/ 4 апреля 1920 г., на Вербное воскресенье (вариант: 17 февраля/1 марта 1920 г., в понедельник Второй седмицы Великого Поста (исследователь А.М. Жуков [13]). О. Серапион родился в 1873(?) г., с 1 сентября 1894 г. стал священником Хабаровской причетнической школы. В том же году был приписан к Иннокентиевскому храму г. Хабаровска, а в 1895 г., уже в сане протоирея, назначен настоятелем Николаевского собора в г. Николаевске-на-Амуре [13]. 28−29 февраля 1920 года (в субботу-воскресенье Первой седмицы Великого Поста) Николаевск-на-Амуре был занят «лихими эскадронами» приамурских партизан-анархистов под командованием Якова Тряпицына и Нины Лебедевой. Они сохраняли контроль над городом до 31 мая того же года. Ими, как пишет прот. М. Польской, о. Серапион был спущен под лед в бухте, во время освящения вербы, прямо в облачении [1, 213; 2, 233].
Священномученик Серапион Амурский был прославлен в лике святых Собором РПЦЗ в 1981 г.
Зимой 1921 г., в одном селе близ станции Бурея, в самую тяжелую стужу, большевики вывели местного священника на «большак» (тракт), раздели его догола и посадили на пень. А затем поливали водой, пока не образовалась обледенелая фигура, которая и была зрелищем для всех проезжающих мимо нее [2, 233].
Священник Иоанн Масловский, села Верхне-Полтавка Амурской области, был застрелен через окно своего дома 7 сентября 1921 г. [1, 213].
Священник Феодор Архангельский, станицы Семено-Михайловской, Амурской области, был расстрелян в том же 1921 г. [1, 213].
Священномученик Феодор был прославлен в лике святых Собором РПЦЗ в 1981 г.
Священник Иоаким Фролов, с. Михайловское, Амурской области, был сожжен за селом на стогу сена в 1921 г. На пепелище остался один крест [1, 213].
Священномученик Иоаким был прославлен в лике святых Собором РПЦЗ в 1981 г.
Хабаровский священник Аркадий Петрович Прозоров был расстрелян большевиками в г. Николаевске-на-Амуре в 1922 году, в возрасте 61 года.
II. Священномученики, пострадавшие в первые годы после установления советской власти на Дальнем Востоке
A. Священномученики из числа епископата
Священномученик Евгений (Зернов), митрополит Нижегородский (память 07/20 сентября). Он был одним из авторитетнейших иерархов Российской Церкви, первым по чести среди Соловецких епископов — архиереев, заключенных большевиками в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Будучи молитвенником и аскетом, святитель Евгений также имел замечательный дар проповедника, был ревностным миссионером, бесстрашным исповедником Имени Христова перед лицом воинствующих безбожников.
В течение девяти лет, с 1914 по 1923 гг., владыка был епископом Приамурским и Благовещенским. При нем на территории нынешней Хабаровской епархии достигло расцвета миссионерское и просветительское служение, было открыто много новых церквей и монастырь. В мае 1924 г. был назначен членом Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне.
Арестован святитель Евгений был в 1923 г. в ночь под Успение после всенощной в Благовещенском кафедральном соборе и заключен в тюрьму. Пока архиепископ был в тюрьме, по городу ежедневно разъезжала телега с надписью: «В тюрьму для епископа хлеб». Пищи набралось такое количество, что владыка кормил заключенных. В итоге он был приговорен к заключению в Соловецком лагере, где пробыл до 1927 г. А 20 сентября 1937 года святитель Евгений завершил свой земной путь, приняв мученический венец за Христа в Карагандинском лагере [1, 165−167; 2, 28].
Б. Священномученики из числа приходского духовенства
Протоиерей Димитрий Кузмин и священник Леонид Куклин были в 1922−23 гг. замучены в тюремных подвалах ГПУ в Хабаровске (2, 233). О. Леонид Куклин известен тем, что 8 августа 1917 года освятил знамя отправлявшегося на германский фронт Хабаровского женского добровольческого батальона смерти [12].
Священномученики Димитрий и Леонид были прославлены в лике святых Собором РПЦЗ в 1981 г.
В январе-феврале 1924 года, во время подавления советами «казацко-кулацкого восстания» в Зазейском крае, пострадали за Христа священник Андроник Любович, станции Николаевка Тамбовского района на Амуре, священник Михаил Новгородов (Новгородцев), села Песчаноозерки (Песчано-Озерка, Песчано-Озерское, Песчаноозерское) Амурской области и священник Емилиан Щелчков, хутора Муравьевки (бывший иподиакон митр. Антония (Храповицкого) в Харькове). Они все трое были зверски умучены и расстреляны палачом Безлепкиным, председателем Чрезвычайной губернской судебной сессии. У о. Андроника Любовича, который был казнен по приговору коллегии ОО ОГПУ Амурвойск 2 февраля, волосы на голове были закручены семидюймовыми гвоздями. Возможно, «вина» его заключалась в том, что один из сыновей был в составе штаба повстанцев [1, 214; 2, 233; 7].
Священномученики Андроник, Михаил и Емилиан были прославлены в лике святых Собором РПЦЗ в 1981 г.
III. Священномученики, пострадавшие в конце 20-х — 30-е гг.
А. Священномученики из числа епископата
Епископ Хабаровский Никифор (Ефимов), рукоположенный на эту кафедру в 1926 году, встал во главе борьбы с обновленческим расколом в Дальневосточном крае (ДВК). Благодаря его энергичной деятельности православные здесь стали значительно преобладать над схизматиками. С весны 1926 года многие храмы, переданные властями обновленцам, начали пустовать, будучи оставлены прихожанами (а нередко и клириками). К концу того же года к тихоновцам от обновленцев перешли 82 прихода и 119 священнослужителей.
Власти ДВК поставили своей задачей во что бы то ни стало перенести на Дальний Восток и григорианский раскол, чтобы с его помощью расколоть ряды местных православных. И провокация удалась: к концу 1927 года в ДВК было организовано уже 12 общин григориан, а в Благовещенске был григорианский епископ. Владыке Никифору пришлось бороться и с этой новой схизмой.
Со второй половины 1927 года все более начинают обостряться гонения на Церковь со стороны советской власти. Вероятно, именно с этим связан вынужденный отъезд Владыки Никифора с Дальнего Востока. Официально он числился епископом Хабаровским до апреля 1928 года, но известно, что к концу сентября 1927 года он уже покинул Приамурье. Скорее всего, это было следствием ареста владыки и его высылки за пределы ДВК. 1 сентября 1937 года епископ Никифор (Ефимов) был расстрелян, пополнив собою Собор Новомучеников и Исповедников Российских [4, 158 — 166; 5; 6].
Епископ Пантелеимон (Максунов), сменивший владыку Никифора на Хабаровской кафедре, долгие годы был духовником Ново-Валаамского Свято-Троицкого Николаевского монастыря в Южно-Уссурийском крае, близ станции Шмаковка. После его разорения в 1924 г. о. Пантелеимон несколько лет служил в Иркутске, а в 1928 г. был рукоположен во епископа Владивостокского и Камчатского. Во Владивостоке владыка Пантелеимон прослужил недолго: в том же 1928 году он вынуждено переводится на Хабаровскую кафедру с титулом «епископ Хабаровский, викарий Благовещенской епархии». В Хабаровской епархии святителю пришлось столкнуться с набравшим большую силу обновленческим расколом. Давал о себе знать и раскол григорианский, хотя он и не имел большого числа последователей в Приамурье. Владыке Пантелеимону выпал жребий управлять Хабаровской епархией во время обострения безбожных гонений на Церковь и усиления «антирелигиозной пропаганды». Именно при нем в 1930 году богоборцами был закрыт и разрушен Градо-Хабаровский Успенский собор, а в 1931 г. было отнято у верующих здание Свято-Иннокентиевского храма.
Не миновала чаша гонений и его самого. 10 июня 1931 года святитель был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности вместе с большой группой священнослужителей и мирян. Владыка Пантелеимон был осужден на 5 лет ИТЛ и отправлен в Мариинские лагеря в Кемеровской области. Он скончался 11 февраля 1933 в заточении, в тюрьме города Мариинска. Среди иноков Уссурийского монастыря, пребывавших в рассеянии, сразу же началось почитание епископа Пантелеимона как святителя и мученика [8; 9, 543−545, 550, 553].
Одним из преемников владык Никифора и Пантелеимона в окормлении Приамурья стал священномученик Герман (Коккель) (память — 20 октября/02 ноября). Это был пламенный миссионер, трудами которого в его родной Чувашии были в значительной степени преодолены языческие нравы и обычаи и искоренено колдовство. Владыка Герман известен и как неустанный борец с раскольниками — обновленцами и григорианами. Исполняя архипастырское служение с особой ревностью, святитель неоднократно подвергался покушениям на свою жизнь со стороны обличаемых им язычников и раскольников.
С конца декабря 1931 по август 1932 владыка Герман был назначен на викарную Никольск-Уссурийскую кафедру Приморской епархии. При этом он был наделен полномочиями правящего архиерея и окормлял фактически весь Дальний Восток, что было продиктовано чрезвычайными обстоятельствами того времени. Полностью его титул звучал так: «Епископ Никольск-Уссурийский, временно управляющий Хабаровской, Приморской и Владивостокской епархиями».
Проживал святитель в Хабаровске. В апреле 1932 года владыка Герман был вынужден покинуть свою паству. Еще много потрудившись для Церкви Христовой и перенеся немалые скорби и страдания, священномученик Герман был расстрелян в лагере в г. Свободном (Амурской области) 2 ноября 1937 года. На юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. он был прославлен в лике святых в Соборе Новомучеников и Исповедников российских [10, 310, 311].
Б. Священномученики из числа приходского духовенства
Священник Петр Федотович Изотов, с. Смирновка, был расстрелян в Хабаровске в 1934 г.
Священник Григорий Степанович Коровяков, пос. Керби, был расстрелян в Хабаровске 2 февраля 1938 г.
В декабре 1937 года в Киеве был расстрелян протоиерей Виктор Васильевич Козловский, родившийся в 1873 г. в с. Черемхово (что в нынешнем Ивановском р-не Амурской области), закончивший Благовещенскую семинарию и до 1932 г. служивший священником в храмах Хабаровска (в том числе, бывший законоучителем кадетского корпуса).
IV. Священномученики из числа ссыльного духовенства
А. Священномученики из числа епископата
19 мая 1938 года был в Амурской области был расстрелян священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский. Это был многократно бывавший в ссылках борец с обновленчеством, талантливый проповедник.
В один день с ним пострадал священномученик Антоний (Панкеев), епископ Белгородский. Отбыв заключение на Соловках и ссылку в Сибири, в 1935 году он был вновь арестован и отправлен в лагерь в Хабаровском крае. Расстрелян в лагере 1 июня 1938 г.
Епископ Феодосий (Ващинский), бывший поочередно на Винницкой, Лужской и Могилевской кафедрах. Энергичный борец с расколами — обновленческим и самочинными автокефалиями на Украине и в Белоруссии. Бесстрашный обличитель бесчеловечной политики советской власти в отношении Церкви и крестьянства. Последние упоминания о епископе Феодосии относятся к 1937 г. В это время он находился в заключении на Дальнем Востоке, в Комсомольске-на-Амуре. Решением Особой Тройки УНВД Дальневосточного края от 11 сентября 1937 г. владыку приговорили к расстрелу. 22 октября того же года приговор был приведен в исполнение.
Б. Священномученики из числа приходского духовенства
7 сентября 1938 года в БАМлаге, в Амурской области, после 8 лет заключения, скончался 77-летний священник Павел Борисович Гаврилов, родившийся в 1861 г. в Казанской губернии и проходивший свое священническое служение в Удмуртии и арестованный в 1930 г.
В марте 1941 года в БАМлаге, в г. Комсомольске-на-Амуре умер ссыльный священник Иван Иосифович Верпулевский. Родился он в 1902 году, служил в Гомельской области, был арестован и сослан в 1937 году.
Священник Иаков Власов, 1905 г. р., служил в г. Тамбове. Арестован в 1937 г., отправлен в заключение на Дальний Восток, работал на лесоповале. Расстрелян в лагере, в ночь на Светлый Понедельник, за то, что не пошел на работу в день Пасхи Христовой и целый день пел пасхальные молитвы.
Протоиерей Михаил Федорович Околович был расстрелян в Хабаровске 26 марта 1938 года в возрасте неполных 50 лет. Родился он в г. Витебске Полоцкой губ., окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Был рукоположен во священника в 1914 г. в г. Иркутске, где и служил многие годы. В 1917 году был избран членом Всероссийского Поместного Церковного Собора. Подвергался арестам в 1920 и 1925 гг. Отбывал срок в Соловецком лагере с 1925 г. по 1928 г. В 1932 г. был арестован в третий раз. Работал на строительстве Комсомольска-на-Амуре. Последние годы заведовал там аптекой. В 1936−37 г. выслан оттуда на Колыму, а через год принял мученическую смерть в Хабаровске.
В поселке Усть-Ургал Верхнебуреинского р-на Хабаровского края 2 ноября 1941 года умер или был расстрелян заключенный священник Николай Петрович Дегтярев, бывший до 1938 года настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Боголюбская» в г. Пушкино Московской области.
Священник Степан Григорьевич Асафов, служивший в Тюменской области, был арестован в 1930-х гг. и сослан в Хабаровский край, где и умер. Он оставался верен своим убеждениям, за что до самой смерти подвергался гонениям и издевательствам со стороны местных властей.
V. КВЖД
Протоиерей Владимир Иванович Извольский проходил свое служение в Российской Духовной Миссии в Китае, будучи настоятелем храма в городе Чаньчунь на северо-востоке Китая. Выполнял отец Владимир, добровольно и совершенно безвозмездно и обязанности директора чаньчуньской гимназии для детей русских эмигрантов. С 1925 года он возглавлял благотворительный Международный Комитет, созданный для помощи политическим беженцам из России. Комитет организовывал приюты для инвалидов и детей-сирот, школы, ремесленные училища, амбулатории, аптеки, бесплатные столовые, библиотеки…
10 января 1930 г., вскоре после советско-китайского военного конфликта на КВЖД, протоиерей Владимир Иванович Извольский был вывезен сотрудниками Контрразведывательного отдела Постоянного Представительства ОГПУ Дальневосточного Края из Китая в Хабаровск. Ему было предъявлено обвинение по печально известной 58 статье, пункту 4 «Участие в контрреволюционной организации». «Контрреволюционной организацией» советскими властями был признан благотворительный Международный Комитет, поскольку он оказывал помощь нуждающимся белоэмигрантам и их детям.
На всех допросах отец Владимир держался мужественно. «В отношении политики, — прямо говорил он следователю на своем последнем допросе, — должен сказать, что не являюсь сторонником советской власти».
Постановлением Тройки при ПП ОГПУ ДВК от 14.05.1930 г., протоиерей Владимир Иванович Извольский был приговорен к Высшей мере наказания — расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 16 мая 1930 года [11].
Заключение
Это, конечно же, лишь малая толика имен священнослужителей, пострадавших за Православную веру в Приамурье в первой половине прошлого столетия. Предстоит еще колоссальная работа по их дальнейшему открытию, по систематизации собранного материала, по подготовке включения в Собор Новомучеников и Исповедников Российских установленных имен новых мучеников и исповедников Христовых. А далее — по закреплению их почитания в сознании православных дальневосточников. Ведь только пребывая в живом молитвенном единстве с теми, кто оросил своею кровью Приамурскую землю, мы сможем возродить на ней Православие. Ибо «кровь мучеников — семя Церкви» (Тертуллиан).