Русская линия
Православие на Дальнем ВостокеИеромонах Никанор (Лепешев)18.04.2008 

Новомученики Дальнего Востока
Новые священномученики Приамурья, пострадавшие за Христа в 20-е — 30-е гг. ХХ столетия

Доклад на Третьих Иннокентьевских чтениях «Историческая связь времен: духовность, просвещение, патриотизм» (Биробиджан, 20 марта 2008 года)

Введение

В истории гонений на Православную Церковь в Приамурье в первые десятилетия ХХ века можно выделить три основных периода:

1. Гражданская война на Дальнем Востоке — с 1917 до 1922 г. В это время гонителями Православия выступают, в основном, партизанские отряды разного толка: большевистские, анархистские и др., а гонения происходят в форме кровавых расправ «без суда и следствия».

2. Период становления советской власти на Дальнем Востоке — с 1922 по 1927 г. Репрессии на священнослужителей приобретают вид «законности», их инициатором становится уже централизованная власть. Новое государство, утверждая себя, продолжает систематически «выявлять» и «добивать» «контрреволюционные элементы».

3. Период обострения борьбы с религией — с 1927 г., самая сильная волна — 1937−1938 гг. Безбожная власть стремится построить атеистическое общество, не гнушаясь никакими средствами. Гонения на верующих с каждым годом усиливаются, несмотря на все компромиссы с советским государством, на которые пошел Заместитель Местоблюстителя Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский).

Материал данной статьи будет изложен в соответствии с этой периодизацией. Кроме того, в отдельные группы будут выделены:

1) новомученики, находившиеся в Приамурье в ссылке или заключении; т. е. проходившие свое служение Церкви в иных частях нашей страны, а здесь принявшие мученический венец;

2) а также новомученики, похищенные сотрудниками ОГПУ с территории сопредельного государства — Китая, после конфликта на КВЖД, и расстрелянные в Хабаровске.

I. Священномученики, пострадавшие в годы Гражданской войны на Дальнем Востоке

Священник Георгий Паргачевский, с. Ивановка Амурской области, был убит в 1918 г. На его теле было обнаружено 11 колотых ран, голова была рассечена шашками [1, 211].

Священномученик Георгий был был прославлен в лике святых Собором РПЦЗ в 1981 г.

Священник Филипп Кузьмич Распопов пострадал за Христа в декабре 1919 года в приамурском селе Троицкое (ныне Нанайский район Хабаровского края). 23 ноября/ 6 декабря 1919 г. партизаны-анархисты из банды Якова Тряпицына и Нины Лебедевой ворвались в дом о. Филиппа, где он жил со своей матушкой Ольгой Николаевной Савиновой и пятью маленькими детьми, вытащили на улицу и поволокли к реке Амур. Внешним поводом для расправы могло послужить то, что однажды о. Филипп укрыл от красных партизан белого офицера. Его вытащили в дикий мороз, почти голого, на замороженный Амур, где в течение долгого времени оскорбляли и били, а, в конце концов, бросили в прорубь, где он и принял мученическую смерть.

Русской Православной Церковью Заграницей о. Филипп был причислен к лику святых [3].

Священник Леонид Сребренников убит на Рождество в 1919 г. в селе Лермонтовка (ныне Бикинский район, Хабаровский край). Он устраивал в школе елку для детей, а вернувшись домой, был схвачен бандой большевиков и выведен на реку в жестокий мороз, где был раздет и поставлен на лед. Лед под его ногами растаял, и след его босых стоп был виден потом несколько дней. Сделав прорубь, палачи, со словами: «Ну, водолаз, ты крестил, и мы тебя будем крестить», — и, нанеся несколько ударов кинжалом, опустили его в прорубь, где он был найден замерзшим [2, 233].

Священномученик Леонид был прославлен в лике святых Собором РПЦЗ в 1981 г.

Протоирей Александр Унинский пострадал 7 февраля 1920 г. в Благовещенске. Надел рясу и крест, открыто встал перед безбожниками и был расстрелян ими во дворе своего дома [2, 233].

Священномученик Александр был прославлен в лике святых Собором РПЦЗ в 1981 г.

Протоиерей Серапион Леонтьевич Черных — согласно версии прот. М. Польского, принял мученическую кончину 22 марта/ 4 апреля 1920 г., на Вербное воскресенье (вариант: 17 февраля/1 марта 1920 г., в понедельник Второй седмицы Великого Поста (исследователь А.М. Жуков [13]). О. Серапион родился в 1873(?) г., с 1 сентября 1894 г. стал священником Хабаровской причетнической школы. В том же году был приписан к Иннокентиевскому храму г. Хабаровска, а в 1895 г., уже в сане протоирея, назначен настоятелем Николаевского собора в г. Николаевске-на-Амуре [13]. 28−29 февраля 1920 года (в субботу-воскресенье Первой седмицы Великого Поста) Николаевск-на-Амуре был занят «лихими эскадронами» приамурских партизан-анархистов под командованием Якова Тряпицына и Нины Лебедевой. Они сохраняли контроль над городом до 31 мая того же года. Ими, как пишет прот. М. Польской, о. Серапион был спущен под лед в бухте, во время освящения вербы, прямо в облачении [1, 213; 2, 233].

Священномученик Серапион Амурский был прославлен в лике святых Собором РПЦЗ в 1981 г.

Зимой 1921 г., в одном селе близ станции Бурея, в самую тяжелую стужу, большевики вывели местного священника на «большак» (тракт), раздели его догола и посадили на пень. А затем поливали водой, пока не образовалась обледенелая фигура, которая и была зрелищем для всех проезжающих мимо нее [2, 233].

Священник Иоанн Масловский, села Верхне-Полтавка Амурской области, был застрелен через окно своего дома 7 сентября 1921 г. [1, 213].

Священник Феодор Архангельский, станицы Семено-Михайловской, Амурской области, был расстрелян в том же 1921 г. [1, 213].

Священномученик Феодор был прославлен в лике святых Собором РПЦЗ в 1981 г.

Священник Иоаким Фролов, с. Михайловское, Амурской области, был сожжен за селом на стогу сена в 1921 г. На пепелище остался один крест [1, 213].

Священномученик Иоаким был прославлен в лике святых Собором РПЦЗ в 1981 г.

Хабаровский священник Аркадий Петрович Прозоров был расстрелян большевиками в г. Николаевске-на-Амуре в 1922 году, в возрасте 61 года.

II. Священномученики, пострадавшие в первые годы после установления советской власти на Дальнем Востоке

A. Священномученики из числа епископата

Священномученик Евгений (Зернов), митрополит Нижегородский (память 07/20 сентября). Он был одним из авторитетнейших иерархов Российской Церкви, первым по чести среди Соловецких епископов — архиереев, заключенных большевиками в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Будучи молитвенником и аскетом, святитель Евгений также имел замечательный дар проповедника, был ревностным миссионером, бесстрашным исповедником Имени Христова перед лицом воинствующих безбожников.

В течение девяти лет, с 1914 по 1923 гг., владыка был епископом Приамурским и Благовещенским. При нем на территории нынешней Хабаровской епархии достигло расцвета миссионерское и просветительское служение, было открыто много новых церквей и монастырь. В мае 1924 г. был назначен членом Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне.

Арестован святитель Евгений был в 1923 г. в ночь под Успение после всенощной в Благовещенском кафедральном соборе и заключен в тюрьму. Пока архиепископ был в тюрьме, по городу ежедневно разъезжала телега с надписью: «В тюрьму для епископа хлеб». Пищи набралось такое количество, что владыка кормил заключенных. В итоге он был приговорен к заключению в Соловецком лагере, где пробыл до 1927 г. А 20 сентября 1937 года святитель Евгений завершил свой земной путь, приняв мученический венец за Христа в Карагандинском лагере [1, 165−167; 2, 28].

Б. Священномученики из числа приходского духовенства

Протоиерей Димитрий Кузмин и священник Леонид Куклин были в 1922−23 гг. замучены в тюремных подвалах ГПУ в Хабаровске (2, 233). О. Леонид Куклин известен тем, что 8 августа 1917 года освятил знамя отправлявшегося на германский фронт Хабаровского женского добровольческого батальона смерти [12].

Священномученики Димитрий и Леонид были прославлены в лике святых Собором РПЦЗ в 1981 г.

В январе-феврале 1924 года, во время подавления советами «казацко-кулацкого восстания» в Зазейском крае, пострадали за Христа священник Андроник Любович, станции Николаевка Тамбовского района на Амуре, священник Михаил Новгородов (Новгородцев), села Песчаноозерки (Песчано-Озерка, Песчано-Озерское, Песчаноозерское) Амурской области и священник Емилиан Щелчков, хутора Муравьевки (бывший иподиакон митр. Антония (Храповицкого) в Харькове). Они все трое были зверски умучены и расстреляны палачом Безлепкиным, председателем Чрезвычайной губернской судебной сессии. У о. Андроника Любовича, который был казнен по приговору коллегии ОО ОГПУ Амурвойск 2 февраля, волосы на голове были закручены семидюймовыми гвоздями. Возможно, «вина» его заключалась в том, что один из сыновей был в составе штаба повстанцев [1, 214; 2, 233; 7].

Священномученики Андроник, Михаил и Емилиан были прославлены в лике святых Собором РПЦЗ в 1981 г.

III. Священномученики, пострадавшие в конце 20-х — 30-е гг.

А. Священномученики из числа епископата

Епископ Хабаровский Никифор (Ефимов), рукоположенный на эту кафедру в 1926 году, встал во главе борьбы с обновленческим расколом в Дальневосточном крае (ДВК). Благодаря его энергичной деятельности православные здесь стали значительно преобладать над схизматиками. С весны 1926 года многие храмы, переданные властями обновленцам, начали пустовать, будучи оставлены прихожанами (а нередко и клириками). К концу того же года к тихоновцам от обновленцев перешли 82 прихода и 119 священнослужителей.

Власти ДВК поставили своей задачей во что бы то ни стало перенести на Дальний Восток и григорианский раскол, чтобы с его помощью расколоть ряды местных православных. И провокация удалась: к концу 1927 года в ДВК было организовано уже 12 общин григориан, а в Благовещенске был григорианский епископ. Владыке Никифору пришлось бороться и с этой новой схизмой.

Со второй половины 1927 года все более начинают обостряться гонения на Церковь со стороны советской власти. Вероятно, именно с этим связан вынужденный отъезд Владыки Никифора с Дальнего Востока. Официально он числился епископом Хабаровским до апреля 1928 года, но известно, что к концу сентября 1927 года он уже покинул Приамурье. Скорее всего, это было следствием ареста владыки и его высылки за пределы ДВК. 1 сентября 1937 года епископ Никифор (Ефимов) был расстрелян, пополнив собою Собор Новомучеников и Исповедников Российских [4, 158 — 166; 5; 6].

Епископ Пантелеимон (Максунов), сменивший владыку Никифора на Хабаровской кафедре, долгие годы был духовником Ново-Валаамского Свято-Троицкого Николаевского монастыря в Южно-Уссурийском крае, близ станции Шмаковка. После его разорения в 1924 г. о. Пантелеимон несколько лет служил в Иркутске, а в 1928 г. был рукоположен во епископа Владивостокского и Камчатского. Во Владивостоке владыка Пантелеимон прослужил недолго: в том же 1928 году он вынуждено переводится на Хабаровскую кафедру с титулом «епископ Хабаровский, викарий Благовещенской епархии». В Хабаровской епархии святителю пришлось столкнуться с набравшим большую силу обновленческим расколом. Давал о себе знать и раскол григорианский, хотя он и не имел большого числа последователей в Приамурье. Владыке Пантелеимону выпал жребий управлять Хабаровской епархией во время обострения безбожных гонений на Церковь и усиления «антирелигиозной пропаганды». Именно при нем в 1930 году богоборцами был закрыт и разрушен Градо-Хабаровский Успенский собор, а в 1931 г. было отнято у верующих здание Свято-Иннокентиевского храма.

Не миновала чаша гонений и его самого. 10 июня 1931 года святитель был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности вместе с большой группой священнослужителей и мирян. Владыка Пантелеимон был осужден на 5 лет ИТЛ и отправлен в Мариинские лагеря в Кемеровской области. Он скончался 11 февраля 1933 в заточении, в тюрьме города Мариинска. Среди иноков Уссурийского монастыря, пребывавших в рассеянии, сразу же началось почитание епископа Пантелеимона как святителя и мученика [8; 9, 543−545, 550, 553].

Одним из преемников владык Никифора и Пантелеимона в окормлении Приамурья стал священномученик Герман (Коккель) (память — 20 октября/02 ноября). Это был пламенный миссионер, трудами которого в его родной Чувашии были в значительной степени преодолены языческие нравы и обычаи и искоренено колдовство. Владыка Герман известен и как неустанный борец с раскольниками — обновленцами и григорианами. Исполняя архипастырское служение с особой ревностью, святитель неоднократно подвергался покушениям на свою жизнь со стороны обличаемых им язычников и раскольников.

С конца декабря 1931 по август 1932 владыка Герман был назначен на викарную Никольск-Уссурийскую кафедру Приморской епархии. При этом он был наделен полномочиями правящего архиерея и окормлял фактически весь Дальний Восток, что было продиктовано чрезвычайными обстоятельствами того времени. Полностью его титул звучал так: «Епископ Никольск-Уссурийский, временно управляющий Хабаровской, Приморской и Владивостокской епархиями».

Проживал святитель в Хабаровске. В апреле 1932 года владыка Герман был вынужден покинуть свою паству. Еще много потрудившись для Церкви Христовой и перенеся немалые скорби и страдания, священномученик Герман был расстрелян в лагере в г. Свободном (Амурской области) 2 ноября 1937 года. На юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. он был прославлен в лике святых в Соборе Новомучеников и Исповедников российских [10, 310, 311].

Б. Священномученики из числа приходского духовенства

Священник Петр Федотович Изотов, с. Смирновка, был расстрелян в Хабаровске в 1934 г.

Священник Григорий Степанович Коровяков, пос. Керби, был расстрелян в Хабаровске 2 февраля 1938 г.

В декабре 1937 года в Киеве был расстрелян протоиерей Виктор Васильевич Козловский, родившийся в 1873 г. в с. Черемхово (что в нынешнем Ивановском р-не Амурской области), закончивший Благовещенскую семинарию и до 1932 г. служивший священником в храмах Хабаровска (в том числе, бывший законоучителем кадетского корпуса).

IV. Священномученики из числа ссыльного духовенства

А. Священномученики из числа епископата

19 мая 1938 года был в Амурской области был расстрелян священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский. Это был многократно бывавший в ссылках борец с обновленчеством, талантливый проповедник.

В один день с ним пострадал священномученик Антоний (Панкеев), епископ Белгородский. Отбыв заключение на Соловках и ссылку в Сибири, в 1935 году он был вновь арестован и отправлен в лагерь в Хабаровском крае. Расстрелян в лагере 1 июня 1938 г.

Епископ Феодосий (Ващинский), бывший поочередно на Винницкой, Лужской и Могилевской кафедрах. Энергичный борец с расколами — обновленческим и самочинными автокефалиями на Украине и в Белоруссии. Бесстрашный обличитель бесчеловечной политики советской власти в отношении Церкви и крестьянства. Последние упоминания о епископе Феодосии относятся к 1937 г. В это время он находился в заключении на Дальнем Востоке, в Комсомольске-на-Амуре. Решением Особой Тройки УНВД Дальневосточного края от 11 сентября 1937 г. владыку приговорили к расстрелу. 22 октября того же года приговор был приведен в исполнение.

Б. Священномученики из числа приходского духовенства

7 сентября 1938 года в БАМлаге, в Амурской области, после 8 лет заключения, скончался 77-летний священник Павел Борисович Гаврилов, родившийся в 1861 г. в Казанской губернии и проходивший свое священническое служение в Удмуртии и арестованный в 1930 г.

В марте 1941 года в БАМлаге, в г. Комсомольске-на-Амуре умер ссыльный священник Иван Иосифович Верпулевский. Родился он в 1902 году, служил в Гомельской области, был арестован и сослан в 1937 году.

Священник Иаков Власов, 1905 г. р., служил в г. Тамбове. Арестован в 1937 г., отправлен в заключение на Дальний Восток, работал на лесоповале. Расстрелян в лагере, в ночь на Светлый Понедельник, за то, что не пошел на работу в день Пасхи Христовой и целый день пел пасхальные молитвы.

Протоиерей Михаил Федорович Околович был расстрелян в Хабаровске 26 марта 1938 года в возрасте неполных 50 лет. Родился он в г. Витебске Полоцкой губ., окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Был рукоположен во священника в 1914 г. в г. Иркутске, где и служил многие годы. В 1917 году был избран членом Всероссийского Поместного Церковного Собора. Подвергался арестам в 1920 и 1925 гг. Отбывал срок в Соловецком лагере с 1925 г. по 1928 г. В 1932 г. был арестован в третий раз. Работал на строительстве Комсомольска-на-Амуре. Последние годы заведовал там аптекой. В 1936−37 г. выслан оттуда на Колыму, а через год принял мученическую смерть в Хабаровске.

В поселке Усть-Ургал Верхнебуреинского р-на Хабаровского края 2 ноября 1941 года умер или был расстрелян заключенный священник Николай Петрович Дегтярев, бывший до 1938 года настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Боголюбская» в г. Пушкино Московской области.

Священник Степан Григорьевич Асафов, служивший в Тюменской области, был арестован в 1930-х гг. и сослан в Хабаровский край, где и умер. Он оставался верен своим убеждениям, за что до самой смерти подвергался гонениям и издевательствам со стороны местных властей.

V. КВЖД

Протоиерей Владимир Иванович Извольский проходил свое служение в Российской Духовной Миссии в Китае, будучи настоятелем храма в городе Чаньчунь на северо-востоке Китая. Выполнял отец Владимир, добровольно и совершенно безвозмездно и обязанности директора чаньчуньской гимназии для детей русских эмигрантов. С 1925 года он возглавлял благотворительный Международный Комитет, созданный для помощи политическим беженцам из России. Комитет организовывал приюты для инвалидов и детей-сирот, школы, ремесленные училища, амбулатории, аптеки, бесплатные столовые, библиотеки…

10 января 1930 г., вскоре после советско-китайского военного конфликта на КВЖД, протоиерей Владимир Иванович Извольский был вывезен сотрудниками Контрразведывательного отдела Постоянного Представительства ОГПУ Дальневосточного Края из Китая в Хабаровск. Ему было предъявлено обвинение по печально известной 58 статье, пункту 4 «Участие в контрреволюционной организации». «Контрреволюционной организацией» советскими властями был признан благотворительный Международный Комитет, поскольку он оказывал помощь нуждающимся белоэмигрантам и их детям.

На всех допросах отец Владимир держался мужественно. «В отношении политики, — прямо говорил он следователю на своем последнем допросе, — должен сказать, что не являюсь сторонником советской власти».

Постановлением Тройки при ПП ОГПУ ДВК от 14.05.1930 г., протоиерей Владимир Иванович Извольский был приговорен к Высшей мере наказания — расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 16 мая 1930 года [11].

Заключение

Это, конечно же, лишь малая толика имен священнослужителей, пострадавших за Православную веру в Приамурье в первой половине прошлого столетия. Предстоит еще колоссальная работа по их дальнейшему открытию, по систематизации собранного материала, по подготовке включения в Собор Новомучеников и Исповедников Российских установленных имен новых мучеников и исповедников Христовых. А далее — по закреплению их почитания в сознании православных дальневосточников. Ведь только пребывая в живом молитвенном единстве с теми, кто оросил своею кровью Приамурскую землю, мы сможем возродить на ней Православие. Ибо «кровь мучеников — семя Церкви» (Тертуллиан).



Источники
1. Польской Михаил, прот. Новые мученики российские. Типография преп. Иова Почаевского, Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY, т. I, 1949.
2. Польской Михаил, прот. Новые мученики российские. Типография преп. Иова Почаевского, Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY, т. II, 1957.
3. Петр Филиппович Распопов. Православная Жизнь. Типография преп. Иова Почаевского, Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY N 6 (497), июнь 1991.
4. Религия и власть на Дальнем Востоке…
5. ФПС I, N 221, с. 9, II, с. 5, IV, с. 5, V, N 124.
6. ФАМ I, N 171, с. 14.
7. Амурское казачье войско. Зазейское восстание 1924 года. Версии и хроника [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.a-k-v.ru/history/history8.html.
8. Архив УФСБ по Хабаровскому краю, дело П-94 123.
9. Валаам Христовой Руси, М.: ТСЛ, «Хризостом», 2000, с. 543−545, 550, 553.
10. За Христа пострадавшие. Гонения на РПЦ 1917−1956гг. Кн.1, А-К. М., ПСТБИ, 1997.
11. Архив УФСБ по Хабаровскому краю, дело П-94 276.
12. Попов В. Дальневосточные батальоны смерти // Приамурские Ведомости, 11/07/2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://priamurka.ru/modules/news/article.php?storyid=1412.
13. Из личного архива Жукова А.М., со ссылкой на документ Государственного Архива Хабаровского Края И-85−46−40 А-30.

http://www.pravostok.ru/ru/journal/jhistory/?id=713


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru