Русский дом | Вениамин Андреев | 19.04.2008 |
В Мировом океане есть острова, расположенные столь близко друг от друга, что обитатели одного острова могут окликать жителей другого. Примерно такую же картину мы наблюдаем в окрестностях крымского Бахчисарая, только в нашем случае это не острова, а горные крепости-города. В 20 минутах от Бахчисарая, бывшей ханской ставки, — древний Успенский православный монастырь, высеченный в горе, а напротив него, по ту сторону долины, горный город Чуфут-Кале, бывшая византийско-аланская крепость, потом оплот караимов-иудаистов… Взойдите на Чуфут-Кале, и что увидете вы? Пещерный город Тепе-Кермен на правильной, неправдоподобно ровной вершине Столовой горы. А с Тепе-Кермена — Качи-Кальон, древний горный монастырь. С Качи-Кальона видна гора Мангуп, где была столица средневекового православного княжества Феодоро, последнего осколка Византии в Крыму. С Мангупа просматривается Эски-Керменская цитадель… Можно продолжать до бесконечности. Где ещё такое встретите?
Татары не только не смогли завоевать или подчинить себе Феодоро, но время от времени вступали с ним в союзнические отношения, например, в борьбе против католиков-генуэзцев. Княжество византийское на несколько лет пережило саму империю и после долгой героической обороны пало под ударами турок в 1475-м или даже по другим сведениям, в 1492 году.
Оно имело более тесные и дружественные отношения с Русью, чем прежние греческие власти Крыма. «Князь Готии» Стефан Ховра (Гаврас) и его сын Григорий поступили в конце XIV века на службу к Великому князю Дмитрию Донскому и положили начало русским дворянским родам Ховриных и Головиных.
Мангупское плато поднимается на 576 м над уровнем моря. В центре его — руины крупнейшей и одной из самых древних в мире базилики Святых равноапостольных Константина и Елены, основанной в VI веке. Неподалёку от цитадели князей Феодоро, на Дырявом мысу Мангупского плато, в XIV веке был устроен монастырь, включавший в себя несколько связанных между собой пещерных и наземных помещений. Иеромонах Матфей из Константинополя, посетивший Мангуп в конце XIV века после опустошительного нашествия Тамерлана, оставил описание монастыря в стихах: «Сообщу тебе, чужеземец, удивительнейшее. / Я нашёл лестницу, вырубленную в скале, / Спустился вниз и увидел там / Высеченные в камне прекрасные палаты, кельи, / Освещённые прекрасно с востока».
И лестница, и кельи, и «палаты» сохранились до наших дней. Если идти от Дырявого мыса (названного так из-за пролома в стене пещерной церкви, который виден снизу за несколько километров) на юго-запад, вдоль обрывающихся вниз скал, можно найти почти незаметную расселину (я её в первый приезд так и не нашёл) и тропу, ведущую в Благовещенский монастырь, основанный в 20-е годы ХV века в большом естественном гроте южного склона. Здесь есть одноапсидный пещерный храм с уже почти неразличимыми фресковыми изображениями Иисуса Христа и святителей справа и слева от него. Ныне в этом Благовещенском монастыре, принадлежащем Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, возобновлена монашеская жизнь.
Брат предпоследнего мангупского князя Исаака, Константин Комнин (в ту пору по Византийской традиции в Феодоро было «братское правление»), стал знаменитым русским святым, постриженным в иноки под именем Кассиан. Именно он сопровождал в 1473 году Софью Палеолог из Мореи в Рим, а оттуда в Москву, на бракосочетание с Царём Иваном III. В отличие от других членов свиты, греков или итальянцев, вернувшихся в Рим или получивших в подарок вотчины и поместья и оставшихся на службе в России, он скромно стал боярином при ростовском архиепископе Иоасафе, который вскоре удалился от дел в Ферапонтов Белозерский монастырь. Константин последовал за ним. Здесь, под руководством старца священномонаха Филарета, он был пострижен в монахи с именем Кассиан. В это же время в Ферапонтове монастыре жил преподобный Нил, впоследствии известный как Нил Сорский, который подолгу беседовал с Кассианом, а потом переписывался с ним. Через несколько лет иеромонах Кассиан оставил Ферапонтову обитель и вместе с несколькими иноками отправился вниз по Волге на лодке. В устье реки Учьмы, при впадении её в Волгу, основал монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, впоследствии известный как Учемский. Когда обитель была построена, отец Кассиан отказался от чести быть ее наместником, предпочитая оставаться простым строителем. Он жил до 102 лет и почил в Бозе 17 октября 1504 года.
Что произошло с потомками мангупцев, православными греками и готами? Увы, присоединению Крыма к России предшествовали трагические события — депортация всех христиан. Разгромив Османскую империю в очередной русско-турецкой войне, Екатерина II и князь Григорий Александрович Потёмкин добились по Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 года независимости Крымского ханства от Турции. Но в 1776 году Порта отказалась выполнять этот пункт договора. В 1777 году Россия ввела в Крым войска, чтобы поддержать крымского хана Шагин-Гирея, сторонника союза с Россией. Запахло новой войной. В конце концов вопрос удалось урегулировать мирно, в пользу России, но, очевидно, в качестве отступного туркам и крымским мусульманам Екатерина согласилась на переселение всех христиан из Крыма в Россию. Современный историк И.С. Пиоро считает, что немалую часть их составляли «огреченные потомки гото-алан». В 1778 — 1779 гг. христиан переселили из Крыма на побережье Азовского моря, где они основали г. Мариуполь, в советское время известный как город Жданов. В Крым после присоединения его к России большинство из них уже не вернулось.
Мы, может быть, даже не вполне осознаём, какое место занимает Крым в нашей истории. Здесь русская цивилизация повстречалась с Византийской и Римской. Первые христиане появились в Крыму еще в I веке по Р.Х. И восприняли христианство мы из Крыма, где крестился великий Князь Владимир. «Тмутороканский камень» XI века, второй по древности после Остромирова Евангелия памятник русской письменности, — имеет прямое отношение к Крыму. Тмутораканское княжество, во владения которого входил Керченский полуостров, было одним из первых славянских княжеств на Черном море, которое в ту пору называлось Русским. После татаро-монгольского нашествия ещё неизвестно, кто был более опасен для Руси — Орда на востоке или крымские ханы на юге. Поэтому сражение при подмосковных Молодях в 1572 году, когда князь Михаил Воротынский наголову разгромил соединённое войско крымчаков и турок, вдвое превосходящее наше войско, не менее важно для России, чем Куликовская битва. Пётр I, прежде чем «пробить окно» в Европу на севере, пробил его на юге, совершив Азовский поход. Да и первый флот наш был создан не на севере, а на юге, специально для взятия Азова.
Во второй половине ХVIII века начались «времена очаковские и покоренья Крыма», великая битва с Турцией за Таврию, Крым и Кубань, приведшая сначала к восстановлению независимости Крымского ханства, а потом, стараниями блистательного Потёмкина, и присоединению его к России. Именно в Крыму в 1854 году «объединённая Европа» вместе с турками высадила громадный десант. Была героическая оборона Севастополя, описав которую Л.Н. Толстой прославился на всю Россию… Поражение в той Крымской войне определило исторический путь России до 1917 года. Последним аккордом Гражданской войны было изгнание Белой армии из Крыма в ноябре 1920 года. В 1941 — 1942 гг. была героическая, почти годичная оборона Севастополя от немцев, сковавшая на юге немалые силы Гитлера, так необходимые ему на востоке, где шла битва за Москву. И первое после победы под Москвой наступление Красной Армии и Флота — Керченско-Феодосийская операция, завершившаяся трагично. В Крыму состоялась Ялтинская конференция антигитлеровской коалиции в феврале 1945 года: именно её решения (не Потсдамские) стали основой послевоенного устройства мира вплоть до 1991 года! А ныне крымский вопрос остаётся важнейшим препятствием в единении славян -русских и украинцев.
Князья — Бравлин Новгородский, Владимир Киевский — крестились в Крыму, но, покуда им владела Византия, русичи (исключая тмутороканцев) большого интереса к Таврике не проявляли, а вот когда вслед за татарами пришли в Крым турки, и Православие здесь пало, мы поняли, что потеряли. Возвращались долго, упорно — более 300 лет. Бились не за территорию, а за мост из прошлого, который приведёт в будущее — в Третий Рим. Не о стратегической важности Крыма писал Екатерине II Потёмкин, убеждая её присоединить полуостров к России, и не о его экономическом значении, а прежде всего — о духовном: «Таврический Херсон! из тебя истекло к нам благочестие…».
Вот оно — главное! Сегодня немногие даже из т.н. воцерковленных людей понимают: а почему, собственно, мы — Третий Рим? Только потому, что переняли от Рима Второго, Византии, Православие, Имперскую идею? Или потому, что Иван III привёз из Византии жену, племянницу последнего императора Софью Палеолог? В Крыму, среди развалин его византийских церквей и крепостей, начинаешь, наконец, понимать, почему мы Третий Рим. Узкий перешеек, отделяющий Крым от материка, есть, в сущности, мост между Вторым Римом и Третьим. И ответ на вопрос, почему Россия — страна православная, надо искать здесь.