Русская линия
НГ-Религии Джованни Бенси16.04.2008 

Догма или дисциплина
Католическое духовенство вновь поднимает вопрос о целибате

Периодически в Католической Церкви поднимается вопрос о целибате, то есть о безбрачии духовенства. Как известно, в этой Церкви, по крайней мере в ее преобладающей части, которая следует латинскому обряду, обет безбрачия требуется не только от монашествующих, но и от обычных священнослужителей. Римская Церковь — единственная среди христианских Церквей, которая придерживается этого правила: в православии обет безбрачия обязаны соблюдать только монахи, а в протестантизме такого обета нет вовсе. Папы Римские, в том числе и последние — Павел VI, Иоанн Павел II и нынешний Бенедикт XVI, неоднократно подтверждали незыблемость целибата для духовенства. Тем не менее проблема все время выступает на передний план во внутрицерковных дискуссиях.

Многие считают, что целибат — серьезное препятствие для пополнения рядов духовенства, нехватка которого остро ощущается в современной Церкви. Немало католиков чувствуют призвание к священству, но не могут решиться принять сан, отказавшись тем самым от брака и семьи. И порой вопрос о безбрачии прямо или косвенно связывается с другим «больным» вопросом — о посвящении женщин в священный сан.

В феврале этого года сразу после своего избрания главой Конференции католических епископов Германии проблему безбрачия духовенства затронул архиепископ Фрейбургский Роберт Цоллич. В интервью еженедельнику Der Spiegel Цоллич сказал: «Связь между священством и безбрачием не является богословски обязательной». Этот вопрос, отметил он, не должен быть табуированным. Тем не менее Цоллич признал, что упразднение безбрачия — дело нелегкое. Отказ от целибата, сказал он, «стал бы революцией, за которой часть Церкви не пошла бы». По мнению Цоллича, для решения этого вопроса необходим Собор всей Римско-Католической Церкви.

Призыв пересмотреть дисциплину целибата пришел и из крупнейшей католической страны мира — Бразилии. Национальная комиссия священнослужителей, объединяющая духовенство страны, обратилась к кардиналу Клаудио Хуммесу, префекту ватиканской Конгрегации по делам духовенства и бывшему архиепискому Сан-Паулу, предложив превратить целибат из обязательства в добровольный выбор священника. Председатель организации бразильских священников Франсиско Душ Сантуш заявил: «Мы не требуем отмены целибата, но предлагаем обсуждать альтернативы, новые формы осуществления священнической миссии». В частности, по мнению Душ Сантуша, можно было бы рассматривать возможность «возводить в священный сан мужчин, которые к моменту рукоположения уже состоят в браке». Инициатива бразильских священников понятна и в свете особых проблем этой страны, где кадровый кризис достиг тревожных размеров. И это в то время, когда Католической Церкви приходится отражать (и не всегда успешно) натиск евангелических Церквей и целого ряда сект христианского и нехристианского толка. Кардинал Хуммес, выступая на собрании бразильских священников в Сан-Паулу, лишь коснулся поднятого ими вопроса и заявил: «Целибат — это дар Божий, и нельзя его воспринимать как что-то навязанное». Совсем недавно, в мае 2007 года, Конференция католических епископов Бразилии уже подготовила документ, аналогичный нынешнему призыву священников, и вынесла его на обсуждение Конференции епископов всей Латинской Америки (CELAM), которая, однако, его отвергла.

Стоит отметить, что пару лет назад тот же кардинал Хуммес высказывался значительно более решительно по вопросу о целибате. В 2006 году, сразу после того, как Папа Бенедикт XVI его назначил префектом Конгрегации по делам духовенства, Хуммес дал интервью бразильской газете Estado di Sao Paolo, в котором утверждал, что «безбрачие не догма, а церковная дисциплина». Поэтому, несмотря на то, что целибат духовенства «является частью католической истории и культуры, Церковь может задуматься над этой темой». Кроме того, добавил кардинал, «некоторые апостолы состояли в браке, и запрет на бракосочетание для священников был наложен несколько веков спустя, после становления самого института священства». Действительно, целибат стал обязательным для священников лишь при Папе Григории VII в 1074 году. До этого он являлся факультативным. Хуммес еще сказал, что «Церковь не неподвижный институт, она умеет меняться по мере потребностей». Любое решение, касающееся целибата, отметил Хуммес, не может приниматься впопыхах. «Церковь, — сказал он, — должна в первую очередь обсуждать и еще раз обсуждать эту проблему».

Однако вышеприведенные слова кардинала остались в прошлом, когда Хуммес прибыл в Ватикан и вступил в свою новую должность. По увещеванию Понтифика, он значительно смягчил свою позицию по поводу безбрачия. В кратком интервью итальянской газете Corriere della Sera он заявил, что вопрос об упразднении целибата «в настоящее время не стоит на повестке дня церковных властей». «Я, — продолжил он, — не имею никакого нового учения о целибате: то, что я говорю, — это то, что говорит учение Церкви. Само собой разумеется, это Папа руководит Церковью, и я охотно служу ему». Хуммес признает, что норма о целибате для священников Римско-Католической Церкви очень древняя и опирается на сложившуюся традицию как богословского, так и практического пастырского характера, на которых настаивали Римские Понтифики.

Впрочем, дискуссия о безбрачии духовенства вновь оживилась. При этом многие убеждены в том, что правило целибата следовало бы пересмотреть и модернизировать. Но кроме богословских соображений этому явно мешает уходящая в глубину веков устоявшаяся традиция. В этом отношении углубление диалога между Католической и Православной Церквами, изучение опыта православия могло бы помочь и католицизму найти новый подход к проблеме безбрачия священников.

Рим

http://religion.ng.ru/society/2008−03−19/8_celibat.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru