Русская линия
Благословение Александра Подаруева16.04.2008 

«Быть регентом детского хора — большая радость!..»
Интервью с А.Ю.Подаруевой, заслуженным работником культуры, регентом детско-юношеского хора Воскресной школы при Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Воскресная школа при Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры существует уже более десяти лет, и неотъемлемой частью школы является детско-юношеский хор. Те дети, которые пришли в хор, когда он создавался, уже выросли, но с удовольствием продолжают петь. Что же собирает родителей, детей, студентов вместе? Зададим этот вопрос руководителю хора Александре Юрьевне.

— Александра Юрьевна, как Вы думаете, что так сильно сплотило коллектив хора?

— Коллектив детского хора Подворья сплотило желание узнать о Богослужении и участвовать в нем, стремление найти что-то, что давало бы душе мир и отдохновение, а, главное — наша православная вера.

-Помните ли Вы Ваших первых учеников? Расскажите, пожалуйста, как все начиналось?

-Первых наших певцов, учеников я, конечно, помню. Это были дети прихожан, сейчас они уже взрослые люди, работают, некоторые уже имеют семью. Одна из первых певчих хора, прихожанка нашего храма, очень часто приходит на праздники Воскресной школы с мужем и младенцем-сыном. Многие до сих пор поют в нашем хоре, хотя они уже студенты московских вузов, кто-то из них преподает и в Воскресной школе. Детей же, которые ушли-немного.

А начиналось так: настоятель Подворья, ныне епископ Саратовский и Вольский, Лонгин благословил детей Воскресной школы петь на Литургии в свободный от учебы день, в субботу. Сначала мы пели антифонно с братским хором, пели поначалу Ектении, Трисвятое и другие простые песнопения, в основном обиходного распева; пели одноголосно. Со временем стали петь и двухголосие и постепенно всю Литургию. Позднее дети, уже повзрослевшие, предложили петь трехголосие. Учили все новые и новые песнопения, разнообразили свой репертуар и дошли до такого момента, когда наши певчие стали просто ощущать радость от пения на Божественной Литургии. Многие в тот момент уже выросли и не хотели уходить — так организовалась юношеская группа. И три года назад мы записали свой первый диск «Радуйтеся Богу, Помощнику нашему».

-Как Вы сами пришли на Подворье и было ли это связано с Вашим приходом к вере? Или Ваша семья уже была верующей?

-Я пришла на Подворье в 1992 году. В те далекие перестроечные годы только начали открывать и восстанавливать по всей стране храмы, монастыри; люди потянулись туда, и я в том числе, хотя и была уже крещена, но не была воцерковленным человеком.

-Расскажите, пожалуйста, немного о Вашей «музыкальной» жизни, об учебе и ярких, запомнившихся моментах.

-Я, как и многие дети, училась в музыкальной школе, потом решила пойти в муз. училище. Училась у замечательного педагога, ныне заслуженной артистки России, Богдановой Галины Алексеевны. Интереснейшие и очень радостные уроки у нее вдохновили меня на дальнейшую творческую и музыкальную деятельность. Потом была Московская консерватория. Я чудесным образом попала по распределению к народному артисту СССР, профессору, руководителю двух замечательных хоров, детского и взрослого, Соколову Владиславу Геннадьевичу. Его творческая личность, неповторимые уроки оказали огромное влияние на меня и дальнейшую мою жизнь.

После окончания консерватории я попала в детский хор Института Художественного воспитания Российской Академии Образования, где художественным руководителем был мой учитель. Замечательная творческая жизнь этого неповторимого детского коллектива была для меня настоящей профессиональной школой. Неоднократные выступления в лучших концертных залах Москвы, таких как Большой зал консерватории, Большой зал Гнесинской Академии музыки, зал Дома ученых, концертный зал в Олимпийской деревне, Концертный зал им. П.И.Чайковского, поездки по России, ближнему и дальнему зарубежью, участие в ежегодно проводимых фестивалях «Московская осень», записи и Фонд Радио и на студии звукозаписи «Мелодия» — все это оставило неизгладимый след в моей жизни. Запомнился на всю оставшуюся жизнь концерт, посвященный 55-летию детского хора. Мы выступали на сцене Большого зала консерватории! Это незабываемое чувство — ощущать за спиной огромный зал, полный слушателей, чувствовать, что этот огромный зал слушает маленьких исполнителей, и понимать, какая честь выпала нам выступать в этом уникальном зале, где выступали такие выдающиеся музыканты, как пианисты С. Рихтер, Э. Гилельс, В. Горовиц, С. Рахманинов; пели такие прекрасные хоровые коллективы — Государственный Академический хор им. А. Свешникова, Академическая капелла им. Юрлова, великолепные певцы- Е. Образцова, Е. Нестеренко, Д.Хворостовский. на наш юбилей тогда пришел даже И.С.Козловский, уже в преклонном возрасте, с поздравительной речью к Владиславу Геннадиевичу Соколову, основателю хора и хорошему другу певца. Пожалуй, это одно из самых ярких впечатлений моей творческой жизни.

-Какой хоровой музыке Вы отдаете предпочтение и как Вы относитесь к знаменному пению?

-Я отдаю предпочтение классике и народной музыке, знаменный распев очень люблю, но мы не часто его исполняем с хором, так как, на мой взгляд, он требует очень большой духовной подготовки.

-Есть ли трудности у церковного детского хора, и какие?

-У церковного хора, безусловно, есть свои трудности, в первую очередь, такие как загруженность современных детей, небольшой их приток в коллектив хора. Также достаточно трудным является изучаемый материал, как музыка, так и тексты песнопений.

-Как Вы считаете, какую роль играют концертные выступления для церковного хора?

-Концертные выступления церковного хора имеют миссионерскую цель- донести до людей православную веру. А для церковного хора они необходимы как средство повышения профессионального уровня.

-Есть ли у Вас мечта относительно детско-юношеского хора (состав, репертуар)? Что для Вас значит быть регентом детского хора?

-Моя мечта в том, чтобы детей в хоре стало больше, чтобы юные певцы пели не только Литургию, но и Всенощную, чтобы хоровое пение доставляло им радость совместного творчества, чтобы, вырастав, дети не уходили бы из храма и хора, а переходили бы во взрослые коллективы Подворья, создавали бы семьи и становились бы частью прихода Подворья. Быть регентом детского хора для меня большая радость, потому что общение с детьми очень интересный процесс. Дети — это всегда неизвестное, всегда загадка, которую понимаешь только с возрастом. Уча детей, многому приходится учиться и у них.

-Известно, что в хоре поют мамы с детьми, целые семьи; как это сказывается на семейной жизни?

-Да, некоторые мамы поют. Они привели своих детей в хор и, будучи молодыми и по возрасту, и по восприятию, и по виду, очень органично вписались в хоровой коллектив. Они выучили церковные песнопения, и их пение дает определенную стабильность в звучании хора. А их семьи только укрепляются, у некоторых поющих в хоре мам появилось по второму ребенку, и они уже приводят их в Воскресную школу, а за мамами приходят и папы помогать чем-либо в Воскресной школе и в детском хоре.

-На Ваш взгляд, что самое главное для певчих церковного хора?

-Для певчих важно иметь музыкальный слух, внимание и послушание регенту, а главное — полное доверие Господу и веру.

Беседовала Филиппова М.

http://blagoslovenie.su/index.php?option=com_content&task=view&id=210&Itemid=43


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru