Фома | Игумен Нектарий (Морозов) | 10.04.2008 |
В самом начале супружеской жизни муж посещал церковь, исповедовался и причащался. Страсть, которую он пытался искоренить в себе, — алкогольная зависимость. Но со временем он отошел от Бога. Перестал посещать церковные службы, причащаться. Болезнь начала прогрессировать. Со своей стороны я делала все, что было возможно: вела душеспасительные беседы, водила к наркологу. Все тщетно. В последнее время случаи запоев участились, а ко всему прочему добавилось ужасное сквернословие и богохульные речи, которые порой невозможно переносить. Мой вопрос: возможно ли в таком случае продолжать жить в браке с неверующим мужем?
Игумен НЕКТАРИЙ (Морозов), руководитель Информационно-издательского отдела Саратовской епархии, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (Саратов):
Очень тяжело все то, что Вы рассказываете о происходящем сегодня с Вашим мужем. Конечно, до конца понять Вас могут лишь те жены, отцы, матери и дети, которые, глядя на то, что творится с их родными и близкими, сами терпят подобную боль — но в то же время, как священник, могу Вам засвидетельствовать: насколько невыносимой, беспросветной и безнадежной ни казалась бы ситуация, отчаиваться нельзя никогда. Это доказывает опыт. Все и премудро, и просто у Господа. Как часто самоотверженный подвиг жены спасает погибающего от пьянства мужа, и как часто страдания пьющего супруга заставляют смиряться, терпеть, молиться и быть по-настоящему сильной его «слабую половину»!
Можно даже сказать, что погибающий и спасается именно теми жертвами, которые приносят его близкие. Господь, как говорит святитель Феофан Затворник, ищет лишь повода, чтобы помиловать человека. Подтверждением того, что человек этот достоин милости, и является наша любовь к нему, любовь, свидетельствуемая нашими делами и нашим самоотвержением. Не думайте ни в коем случае, что Ваша жизнь с впавшим в неверие мужем обратится Вам в осуждение. Нет, в ней-то, может быть, и заключается Ваша жертва, Ваш крест, Ваше и, Бог даст, Вашего супруга спасение. Только крест этот очень тяжел, потому что в нем — ответственность не только за себя, но и за мужа и, наконец, за ни в чем не повинных детей, страдающих больше всего. Необходимо просить помощи Божией и вразумления, как в этой ситуации выстроить свою жизнь, чтобы детям она была на пользу, а не во вред.
Я не верю, что достойна счастья, и подсознательно отталкиваю от себя тех, кто относится ко мне хорошо. Выглядит это так, будто я пренебрегаю человеком, так что он обижается и начинает хуже ко мне относиться. А я сама же от этого страдаю.
Как поверить в хорошее отношение к себе со стороны других людей? Как поверить в себя, как поверить в то, что я могу быть достойна любви? Думая, что это гордость, я себя ещё больше уничижаю, и все повторяется. Помогите разорвать этот круг. Как научиться любить себя так, чтоб это не было гордостью?
Игумен НЕКТАРИЙ (Морозов), руководитель Информационно-издательского отдела Саратовской епархии, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (Саратов):
Вы не напрасно говорите о гордости, она многолика и многогранна. И, конечно, может проявляться не только в «трогательно-болезненной» любви к себе, но в столь же болезненном самоуничижении. Причина его чаще всего такова: мы хотим, чтобы нас любили, причем любили «по заслугам» — а заслуг в себе не находим, и оттого страдаем, мучаемся, лишаем покоя и себя, и тех, кто решается любить нас «просто так». Между тем, настоящая христианская любовь такова и есть: не «за что-то», а «вопреки чему-то», подчас — очень многому. Именно так любит нас и Господь. Другое дело, что откликом на эту любовь — и человеческую, и тем более Божественную — должно быть наше стремление сделаться достойными такой любви хотя бы в самой малой мере, стать как можно лучше ради тех, кто нас любит.
Отвергать же любовь — из гордости, из страха — самое настоящее безумие. И не только потому, что тут есть риск остаться в одиночестве, оттолкнув от себя всех людей. Гораздо страшнее, что в результате можно оказаться совершенно закрытым для Бога.
Поэтому — учитесь смирению, пусть даже понемногу. Начиная с того, чтобы, когда никто не любит и не ценит, уметь сказать: «А я и недостойна, чего ж обижаться». И когда «вдруг» любят и ценят, так же быть готовой сказать: «Не за что — но слава Богу за то, что все именно так». И самое главное — стремитесь научиться любить других людей, причем тоже «ни за что». И будьте уверены, в таком случае Господь вразумит, как правильно любить себя.