Русская линия
Православие.Ru Валерий Коновалов10.04.2008 

Есть такая профессия — полковой батюшка
В Свято-Даниловом монастыре обсуждаются проблемы сотрудничества армии и Церкви в ХХI веке

«Я никогда не скрывала того, что при жизни Жени я, партийный работник со стажем, стыдилась своего верующего сына. Я старалась никому не говорить о его убеждениях, в этом смысле мы жили с Женей в разных мирах… Первые полтора года после смерти Жени дались мне очень нелегко… Душа моя хотела только одного — доброты. И она пришла ко мне через церковных людей».

Это слова Любови Васильевны Родионовой, матери погибшего в Чечне русского солдата, который не снял с себя крест даже под угрозой страшной смерти.

Трагическая участь сына стала для нее дверью в Церковь и началом новой жизни — в вере, для людей. Об этом она рассказывает в книге «Наука побеждать», только что вышедшей в издательстве Данилова монастыря «Даниловский благовестник».

Книга весьма необычная. Среди ее авторов священнослужители и военные, писатели и журналисты. Кроме статей, интервью и очерков здесь же жития святых воинов, краткий солдатский молитвослов, переписка Александра Васильевича Суворова и, наконец, адреса помощи военнослужащим.

Конечно, такая книга очень нужна и полезна всем, кто служит сегодня в наших Вооруженных силах. И потому тираж ее — 15 000 экземпляров — очевидно маловат для такой миссии. Ведь необходим этот сборник не только военным, но и нам — всему обществу. Разговор-то идет о проблемах всеобщих. Вера и патриотизм. Духовная жизнь и защита Отечества. Армия и Церковь. Могут ли отдельно, изолированно друг от друга существовать сегодня эти понятия и институты? Разобраться в этом — значит осознать: кто мы, откуда и куда идем.

В книге много материалов для размышления над этими проблемами — от философских умозаключений и ярких жизненных впечатлений до исторических сведений и поразительной статистики.

Одним из самых актуальных вопросов, который оказывается в центре внимания, это вопрос о военном духовенстве. Этот институт фактически уже существует в российской армии. И в книге множество убедительных примеров успешного участия православных священников в армейской жизни.

«Пастырское попечение о российских военнослужащих осуществляют около 2000 священников Русской Православной Церкви, из них около 950 на постоянной основе», — рассказывает в книге генерал-лейтенант В.Н. Бусловский.

Среди таких священнослужителей немало и тех, кто умело делит с солдатами и офицерами абсолютно все тяготы армейской жизни. Так, иерей Михаил Васильев, заместитель председателя синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами, сам много раз прыгал с парашютом, участвовал вместе с десантниками в непростых командировках в Косово, Боснию, на Северный Кавказ. Об этом он тоже рассказывает в книге.

Польза от полкового священника велика и многообразна. Мировой и дореволюционный отечественный опыт это убедительно подтверждают. А возражения сводятся к мифам о том, что такая практика посеет межнациональную и межконфессиональную рознь, что Православная Церковь стремится утвердить свое монопольное присутствие в армии, будет использовать его исключительно для миссионерства. Все это не выдерживает критики. Множество свидетельств в книге говорят о том, что священник необходим армии, что его там ждут. И это в общих интересах.

Но вот соответствующего официального статуса и соответствующих условий для работы у таких полковых батюшек до сих пор нет. А вопрос крайне назрел.

«Хватит ссылаться на правовые трудности, они мнимые, — говорит один из авторов сборника генерал-майор А.В. Черкасов. — Никаких запретов на введение института военных священников в законодательстве России нет. Ссылки на конституционное положение об отделении Церкви от государства не что иное, как лукавство… Я изучал опыт Польши, Германии, США, других стран Запада. Во многих из них существуют очень жесткие нормы правовых отношений государства с религиозными организациями, но это не мешает священникам различных конфессий официально работать в армии и на флоте. Делается это исходя из интересов национальной безопасности».

Речь не только о безопасности, но и о нравственном здоровье общества, его духовности, а значит — о будущем. Об этом говорится и в самой книге, это звучало и в ходе ее обсуждения, состоявшегося 9 апреля в Свято-Даниловом монастыре.

Так уж получается, что некоторые книжные проекты «Даниловского благовестника» приобретают особую значимость. Так было с предыдущим сборником этой серии — «От сумы и тюрьмы…». Так происходит и сейчас. Книга в этом случае больше, чем просто книга.

На обсуждении нового сборника в обители собрались представители Московской Патриархии, Госдумы, Министерства обороны, Главной военной прокуратуры, общественные деятели, сотрудники СМИ. Разговор шел не столько о самой книге, сколько о проблемах, которые она подняла. Тема встречи была обозначена как «Армия и Церковь в XXI веке». На встрече прозвучало много конструктивного и дельного, что поможет укрепить связи Церкви и армии. А это — к пользе для Отечества и для духовного возрождения нашего народа. Ведь и подзаголовок у новой книги звучит так: «За веру и Отечество».

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/80 409 141 103


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru