Фонд стратегической культуры | Ольга Четверикова | 09.04.2008 |
До сих пор Россия оставалась последней из крупных стран, где «Опус Деи» не был официально представлен. Тем не менее, как заявил представитель самой организации А. Хавард, сотрудники «Опус Деи» работают на территории России уже в течение 15 лет. Видимо, почва за это время оказалась настолько хорошо подготовленной, что руководство Ордена в лице главы епископа Хавьера Эчеварриа сочло возможным перевести организацию на «легальное» положение.
Сейчас российскую общественность пытаются успокоить, представляя «Опус Деи» как исключительно религиозно-просветительскую организацию, выполняющую якобы духовную миссию. В то же время хорошо известно, что «Опус Деи» — это организация с «двойным дном», осуществляющая не только миссионерскую деятельность (в реальности — религиозную экспансию), но и преследующая чисто политические цели. Аналитики называют ее неофициальным центром ватиканских спецслужб, или главной разведывательной службой Папы, выполняющей важнейшие политические миссии.
Для деятельности «Опус Деи» характерны, во-первых, закрытый характер и, во-вторых, «точечная» работа, то есть привлечение влиятельных фигур, которые становятся ядром «агентуры влияния» Ватикана. Не случайно руководитель российского отделения ордена, священник Хосе-Антонио Сеновилья, подчеркнул, что «Опус Деи» не собирается вести в России «активную пропаганду»: «это не наш метод, мы работаем с каждым человеком лично». Непосредственно в состав Ордена входит более 85 тыс. человек, но их официальных списков не существует, сами члены не должны афишировать своей принадлежности к организации и хранят в тайне все, что касается методов их работы. Не существует и официальных финансовых отчетов, а печатный орган Ордена «Хроника» доступен только штатным членам — нумерариям.
Сегодня роль «Опус Деи» чрезвычайно велика, это не просто один из орденов Ватикана. В отличие от Православия католицизм представляет собой мощную политическую организацию, а Ватикан — один из важнейших игроков на международной арене. Если на протяжении четырех веков ключевую роль в обеспечении контроля над сознанием элит и в проведении соответствующей папским интересам политики играл Орден иезуитов, то сегодня его полностью заменил «Опус Деи», который после обретения в 1982 году статуса личной прелатуры Папы превратился в «мозг и сердце» современного католицизма.
Созданный в 1928 г. испанским священником Хосе Мария Эскрива де Балагер «Опус Деи» представляет собой принципиально новый тип орденской организации: кроме духовенства он включает и мирян, которые могут «обрести святость» в своих будничных делах, выполняя указанные функции в определенной общественной сфере. Фактически это копия протестантской этики с ее сакрализацией мирской деятельности, в которой человек и призван себя полностью реализовать. Выполнение любого дела рассматривается тут как религиозное служение и неразрывно связано со стремлением к лидерству и установкой на принадлежность к элите. Этим обусловлены изначальный интерес Ордена к экономике, банковскому делу, к участию в государственных органах власти (при формально декларированном аполитизме), а также то особое внимание, которое он уделяет школам, университетам, центрам по подготовке менеджеров, экспертов по финансам и пр.
Другим важнейшим элементом специфики работы «Опус Деи» является то, что Орден создан по модели секты, сочетающей жесткую структуру управления, централизованное иерархическое устройство и железную внутреннюю дисциплину с абсолютным подчинением вышестоящим, с сетевым типом организации. Все члены общества подразделяются на три ступени: нумерарии (штатные члены организации, выполняющие руководящие функции, живущие в целибате, соблюдающие все обеты и правила, отдающие весь свой заработок в пользу Ордена), «аггрегати» (которые также холосты и отчисляют часть своего заработка) и «супернумерарии» (сверхштатные, состоящие в браке). В соответствии с этим строится вся деятельность Ордена, представляющая собой многоуровневую систему.
Главную роль играют официальные центры, представляющие духовную прелатуру. Затем идут организации, создаваемые правоверными мирянами — членами Ордена и сочувствующими. В названиях этих организаций не присутствует имя «Опус Деи», но они теснейшим образом связаны на религиозном уровне. К ним относятся университетские центры, центры профессионального обучения, различные образовательные учреждения, часто регистрируемые как фонды, культурные центры, где и происходит рекрутирование основной массы молодежи. И наконец, третий уровень включает в себя различные финансовые, политические и идеологические учреждения, не связанные с Орденом на религиозном уровне, но создаваемые людьми «Опус Деи». Эти учреждения настолько скрытно внедрены в структуру Ордена, что их очень трудно распознать. К ним относятся личные фонды, связанные с банками и промышленными предприятиями, политические клубы, семейные ассоциации. Эта система позволяет Ордену проникать в различные сферы и вовлекать в свою деятельность широкий круг людей, численность которых достигает несколько сот тысяч человек.
Уникальная дисциплина Ордена сделала его незаменимым именно тогда, когда католическая церковь оказалась в состоянии глубокого разложения, последовавшего за «либеральными» реформами П Ватиканского Собора. В 70-е годы позиции Ордена настолько укрепились, что им была поставлена задача осуществить глубинную «инфильтрацию» в «тело церкви». Важнейшую роль в этом сыграл Римский центр встреч служителей культа (CRIS), превратившийся в элитную организацию по обработке перспективных представителей духовенства, среди которых был и кардинал Кароль Войтыла.
Именно «Опус Деи» помог прийти к власти Иоанну Павлу П, который присвоил 28 ноября 1982 года Ордену статус «личной прелатуры», выведя его из-под юрисдикции епархиального руководства (опусдеисты называют этот день «исторической датой»). С этого времени Орден стал играть доминирующую роль в Ватикане, превратившись по существу в «церковь внутри церкви».
В условиях развернутого тогда на Западе наступления неоконсерватизма и крайнего обострения холодной войны «Опус Деи» поставил перед собой задачу добиться восстановления международного политического веса Ватикана. Восточная Европа являлась в 80-х годах главной сферой геополитического противоборства, и стратегические интересы Ватикана и США здесь полностью сошлись. Это стало основой «священного союза» Ватикана, Вашингтона и ЦРУ, в оформлении которого «Опус Деи» сыграл важнейшую роль. Для этого Орден использовал свои связи с североамериканскими кланами итальянской мафии, а также близкие отношения личного секретаря Папы Станислава Дзивича с американскими членами Трехсторонней комиссии и в первую очередь с З.Бжезинским. Ключевыми фигурами «священного союза» стали также глава ЦРУ У. Кейси и госсекретарь США А. Хейг — оба католики и рыцари Мальтийского ордена, называемого «вооруженной рукой» Ватикана.
И еще один чрезвычайно знаменательный факт: в 1983 г. из католического юридического кодекса изымается действовавший 200 лет канон N 2335, который запрещал католикам под страхом отлучения от церкви пребывание в масонских ложах. Это означало официальное прекращение борьбы Ватикана с масонством и облегчало поддержание связей прелатов с мафиозными кругами. В том же 1983 году Папа принял у себя членов Трехсторонней комиссии в полном составе (около 200 человек), а в 1984 г. между Ватиканом и США устанавливаются дипломатические отношения. В Америке открывается не менее полусотни центров «Опус Деи», члены Ордена появляются в Белом доме, в средних и высших эшелонах Пентагона. С тех пор влияние Ордена здесь не перестает расширяться.
В этом стратегическом альянсе Святой Престол выступал в качестве главного эксперта и координатора действий западных спецслужб. Представители администрации Рейгана позднее признавались, что по уровню информированности и анализа ситуации в Польше представители Ватикана опережали американских разведчиков и дипломатов. Помощник Рейгана по национальной безопасности Уильям Кларк, в частности, утверждал: «Информация Ватикана абсолютно превосходила нашу по качеству и быстроте практически во всех отношениях». Одновременно участие Ватикана призвано было и «духовно» узаконить осуществлявшуюся в восточноевропейских странах смену власти, которая была представлена и Папой, и Вашингтоном как «священная война» против коммунизма.
Параллельно с этой внешнеполитической религиозной задачей «Опус Деи» решал и другую — внутреннюю идеологическую. Она заключалась в проведении такой перестройки сознания западноевропейских элит, которая позволила бы им принять англосаксонский неолиберальный проект. Идеологические установки Ордена, будучи своеобразным симбиозом неолиберализма и религиозного фундаментализма, явились фактически католическим аналогом теории экономической свободы Ф. Хайека, оправдывающей уход государства из социально-экономической жизни общества. Эти установки были положены в основу соответствующих учебных и исследовательских программ в контролируемых Орденом университетах, институтах и финансовых школах. Вдохновителем их стал американский Институт изучения религии и свободы им. Эктона (Мичиган), а главным центром распространения — Международная академия философии в Лихтенштейне. На базе этих установок формировалось уже новое поколение европейских политиков, финансистов, экономистов, пришедших на смену старым кадрам как раз в начале ХХI века.
Иоанн Павел П, вошедший в историю как «Папа „Опус Деи“», оставил после себя богатое наследие. Добившись восстановления позиций Ватикана на мировой арене, органично инкорпорировав его в новую систему глобального управления, он крепко связал политику католической церкви с американскими геополитическими интересами.
Показателем эффективности работы «Опус Деи» стали ее успехи во Франции — стране с традиционно светской культурой и глубоко антиклерикальными традициями. Интенсивная инфильтрация опусдеистов началась при Ж. Шираке, совершившего в 1996 г. визит в Ватикан, который французские лидеры не посещали с 1959 г. Членами или симпатизирующими Ордену является значительная часть французских функционеров, работающих сегодня с Н. Саркози. Большие симпатии к «Опус Деи» всегда проявлял и ультра-либерал, мондиалист М. Камдессю — бывший директор-распорядитель МВФ, пристроенный Орденом после своей отставки в понтификальную комиссию «Справедливость и Мир».
Сегодня двумя приоритетными направлениями деятельности Ватикана являются, во-первых, обеспечение культурно-религиозного фундамента для строящейся Единой Европы, рассматриваемой исключительно в рамках евро-атлантической солидарности, и, во-вторых, ослабление позиций Русской Православной Церкви — в самой России (через распространение криптокатолицизма) и на Украине (через объединение украинских раскольников с греко-католиками в подчиненном Папе «Украинском Патриархате»). Преемственность этой политики и обеспечивает Бенедикт ХУI, достаточно тесно связанный с «Опус Деи», который способствовал его приходу к власти. В то же время, в отличие от Иоанна Павла П, привыкшего работать открыто и на массы, новый Папа проводит свою линию более скрытно, тихо, сдержанно, но и более жестко, что полностью соответствует предписаниям Эскрива де Балагера, учившего «быть внешне покладистым, но иметь стальной кулак в велюровой перчатке».
В последнее время влияние католической церкви в европейской политике заметно усилилось. Складывается консенсус правящих европейских элит и Ватикана, который должен превратиться в опору Единой Европы. Поскольку же число католических священников неудержимо сокращается (даже в Польше), растущее значение приобретает деятельность «святых мирян», которых и формирует «Опус Деи», все активнее внедряющийся в последнее время в международные организации и в первую очередь в институты ЕС.
Наиболее ярко поворот в сторону Ватикана проявился в деятельности самого проамериканского из всех европейских политиков Н. Саркози, который, будучи прагматиком, приспособил католицизм к своим политическим целям. В своей книге «Республика, религии, надежда» (написанной в соавторстве с Т. Колленом, членом Фонда социальной политики, близкого к «Опус Деи») Н. Саркози даже высказал идею о возможности изменить закон 1905 года, утверждающий отделение церкви от государства и являющийся опорой французской светскости (многие оценивают это как невиданное покушение на сами основы политической культуры Франции).
Растущее влияние Ватикана проявилось и в последних событиях в Италии, связанных с отставкой правительства Р. Проди, кампанию против которого католическая церковь вела с самого начала его деятельности, добиваясь возвращения к власти С. Берлускони. Отставка была ускорена тонкой игрой пожизненного сенатора Д. Андреотти, близкого к «Опус Деи», а также общей атмосферой, в которой доминирует намерение Ватикана восстановить свою культурную и моральную гегемонию в ее самой непримиримой версии.
Что же касается восточного направления деятельности Ватикана, то здесь он не менее настойчиво добивается расширения своего влияния, но использует другую тактику. Появление в России представительства главной ватиканской спецслужбы, занимающейся перестройкой сознания «незападных» народов, далеко не случайно. Действуя в духе заветов Эскрива де Балагера, Ватикан осуществляет свое «интеллектуальное проникновение» под прикрытием идей «межхристианского диалога» и «взаимного духовного обогащения».
Экуменическое движение мыслится Ватиканом исключительно в духе униатской модели и рассматривается как процесс объединения всех христиан под властью Папы. Еще в 2000 г. кардинал Й. Ратцингер (будущий Бенедикт ХУI) подготовил папскую энциклику «Dominius Iesus», в которой истинной признается лишь католическая церковь, что поставило российских филокатоликов в трудное положение, и об энциклике предпочли забыть. Однако летом 2007 г. Бенедикт ХУI вновь напомнил о миссии католицизма, санкционировав документ, подготовленный Конгрегацией по вопросам вероучения Ватикана, в которой православие и протестантизм названы «неправомочными», а римское католичество — «единственной подлинной Церковью Христа», в присоединении к которой другие христиане только и могут обрести подлинную полноту. И наконец, в октябре 2007 года на заседании Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу, которую представители РПЦ вынуждены были покинуть, был подписан некий секретный документ, призванный проложить путь к восстановлению единства католиков и православных. Итальянская газета La Repubblica привела следующие цитаты из этого документа: Папа — «первый Патриарх», Рим — «первый престол», а Римская церковь «окончательно и безоговорочно устанавливает главенство римского понтифика». То есть признание папского главенства всеми христианами остается главным условием для восстановления общения с Римом.
И последнее. Характерна реакция Ватикана на провозглашение независимости Косова. Святой Престол, призвав «политиков Сербии и Косова к осторожности и умеренности», потребовал «принять меры против экстремистских реакций и скатыванию к насилию», но вопрос о том, чьи же действия расценивают в Ватикане как экстремистские, остался не проясненным. Можно догадаться, что эта проблема будет обсуждаться Бенедиктом ХУI в Белом Доме, который примет Папу во время его первого визита в США 15−20 апреля 2008 года.