Русская линия
Православная книга России Сергей Житенев08.04.2008 

«Возрождение православного паломничества напрямую связано с возрождением духовности в нашей стране»

— Сергей Юрьевич, не могли бы Вы вкратце рассказать нашим посетителям о паломничестве как о явлении русской православной культуры? Как и в какие годы оно возникло на Руси, когда получило особое распространение?

— Православное паломничество зародилось на Руси в Х веке, задолго до принятия христианства, и за десять веков существования стало неотъемлемой частью духовной жизни нашего народа. Русское православное паломничество в начальные века отечественной истории в основном было направлено к зарубежным святыням Вселенского Православия: Константинополь, Иерусалим, Афон и т. д.

По мере появления в Древней Руси отечественных святых мест русские паломники также стали им поклоняться. Феномен русского православного паломничества явил миру выдающиеся образцы культуры и искусства.

Богомолье нашло своё отражение в древнерусском эпосе — былинах, сказаниях, духовных стихах и других произведениях народного творчества. Это очень объёмный предмет для рассмотрения, поэтому только отметим, что тема паломничества присутствует в былинах о главной и любимой в народе фигуре древнерусского эпоса — преподобном богатыре Илие Муромце.

В XI веке возник литературный жанр «хождения», то есть литературных, исторических, географических и богословских произведений о паломнических путешествиях в страны Библейского региона. В истории древнерусской литературы «хождения» выделяются как самостоятельный жанр, в который включаются сочинения в виде путевых записок, отчётов и воспоминаний о посещении святых мест Православного Востока. Основоположником жанра «хождений» был знаменитый древнерусский паломник игумен Даниил. 900-летие его паломничества в Святую Землю мы отмечали в прошлом, 2007 году. «Хождения» как жанр отечественной литературы дожил до ХХ века и в видоизменённой форме развивается в настоящее время. Свидетельством тому являются очень интересные очерки о путешествиях современных паломников, опубликованные на страницах нашего журнала «Православный паломник». Также подтверждением сохранения и развития паломнического жанра в современной литературе может служить появление в последнее десятилетие книг таких писателей, как — архимандрита Августина (Никитина), В.Н. Ганичева, В.Н. Крупина, Н.Н. Лисового, О.С. Надпорожской и др.

Образ Небесного Града Иерусалима, получивший повсеместное и очень интересное развитие в древнерусской иконописи, также является отражением паломнической темы в нашем отечественном искусстве. Велико искусство древнерусских умельцев, создававших изумительные по красоте нательные иконы и кресты-реликварии (мощевики), в которые вкладывали частички честных мощей святых Божиих праведников и других святынь, приносимых богомольцами из долгих и опасных паломнических путешествий.

Православное паломничество из России на Православный Восток достигло своего наивысшего расцвета во второй половине XIX — в начале XX веков. Этому во многом способствовала деятельность Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Императорского Православного Палестинского Общества, основанного 21 мая 1882 года в Санкт-Петербурге, благодаря которому святые места могли посещать богомольцы разных социальных слоев. Массовое богомолье к отечественным святыням приняло по своим масштабам грандиозный характер. Именно в этот период выдающиеся русские художники и писатели создали произведения о святых местах нашего Отечества и святынях Вселенского Православия, а также о многовековой традиции православного паломничества.

К сожалению, после трагических событий 1917 года в нашей стране паломничество как вид религиозной деятельности было запрещено. Однако, несмотря на антицерковную политику государства, направленную на уничтожение Русской Православной Церкви, верующие люди по-прежнему тайно ходили на поклонение святым местам. По великим церковным праздникам к Лаврам и монастырям стекались паломники. Но постепенно их становилось всё меньше и меньше, так как советские карательные органы год от года усиливали борьбу с любыми проявлениями у людей православной веры.

С середины прошлого столетия немногочисленные паломнические группы, официальные делегации Русской Православной Церкви стали совершать поездки в Святую Землю и на Афон. Эти поездки имели в то время колоссальное значение: во-первых, они сохраняли преемственность русского паломничества и говорили о том, что паломничество из России не прекратилось, во-вторых — не давали забыть о существовании Святой Руси. В-третьих, и это было особенно важно, люди, побывавшие в святых местах, рассказами и свидетельствами о своих поездках воодушевляли верующих, не имевших возможность посетить Святую Землю, Афон и другие святыни Вселенского Православия.

Русское православное паломничество начало постепенно возрождаться в 1991 году, когда граждане Российской Федерации получили возможность беспрепятственно выезжать за границу. В тот период отечественной истории у верующих сразу же возросло стремление посетить места, запечатленные в Священной Истории, прикоснуться к святыням, получить духовное поддержку, пообщаться с братьями и сёстрами по вере. С этого же времени началось возрождение массового паломничества из России в Православный Восток, прежде всего в Святую Землю.

В истории Русской Православной Церкви паломническая традиция прерывалась дважды: во время нашествия монголов на Русь в XIII веке и в советский период в XX веке. Первый раз паломничество восстанавливалось свыше ста лет. Сейчас прошло всего лишь семнадцать лет после событий 1991 года, а мы уже видим, как начало возрождаться массовое паломническое движение. При этом следует понимать, что мы находимся только в самом начале пути и предстоит сделать ещё многое для того, чтобы современное паломничество достигло не только количественного уровня по отношению к дореволюционному, но и могло соответствовать ему качественно.

— Расскажите, пожалуйста, посетителям нашего портала о Вашем детище — Паломническом центре Русской Православной Церкви. Как возникла идея создания данного учреждения? Кто стоял у истоков? С чего и в какие годы началась деятельность центра?

— Возрождение паломнических традиций Русской Православной Церкви связано с немалыми трудностями, многое приходилось начинать действительно с нуля. В 90-х годах прошлого столетия Русская Православная Церковь не имела возможности системно заниматься возрождением и развитием массового паломничества. Вследствие этого паломнические поездки стали осуществляться многочисленными коммерческими туристскими фирмами и общественными организациями, не представлявшими сущность православного богомолья и не имевшими опыта организации паломнических поездок. Именно тогда возникло главное заблуждение, сохраняющееся до сих пор, что паломничество является разновидностью туризма. Находились даже люди, говорившие о том, что туризм возник ранее паломничества, хотя это, безусловно, не так: только русскому православному паломничеству не менее 1000 лет, а в целом массовому христианскому паломничеству почти 1700 лет. Массовый же туризм в современном его понимании возник лишь в первой половине XX века. В результате неосведомленности и непонимании руководителей и сотрудников турфирм сущности православного паломничества, между ними и богомольцами, выезжавшими к зарубежным святыням, нередко разгорались конфликты, которые приходилось улаживать Отделу внешних церковных связей Московского Патриархата (далее — ОВЦС МП).

В тот момент Русская Православная Церковь оказалась перед важным выбором — смириться с тем, что православное паломничество будет организовывать туристская отрасль (при этом смысл паломничества искажается, а сама древняя традиция теряет своё основное духовное назначение) или же взять паломническое дело в свои руки.

Осознавая сложность ситуации, Священный Синод Русской Православной Церкви поручил ОВЦС МП возглавить работу по возрождению тысячелетней традиции паломничества к зарубежным и российским святыням. Идея создания Паломнического центра принадлежит Председателю ОВЦС МП, Митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу, который и пригласил меня к соработничеству в деле возрождения православного паломничества. И в 1999 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, ОВЦС МП образовал на базе гостиницы «Университетская» Паломнический центр Московского Патриархата, главной задачей которого стало возрождение православного паломничества и создание церковной гостиничной сети. В настоящее время Паломнический центр активно занимается организацией паломнических поездок верующих из России к святым местам Отечества и Вселенского Православия, а также привлекает православных, проживающих за рубежом, для посещения российских святынь.

— Вы уже затронули тему взаимоотношения паломничества и туризма, но хотелось бы остановиться на этом более подробно. В чём заключается существенное отличие туристской поездки от паломнической?

— Основной целью паломничества является поклонение святыне, молитва и посещение богослужений, то есть напряженная духовная работа. Иногда паломники становятся так называемыми «трудникам», то есть работают во славу Божию в святых местах. Паломничество всегда было и до настоящего времени остаётся частью религиозной жизни каждого верующего человека, так как все мечтают посетить места, связанные с земной жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы, апостолов и святых. Паломничество осуществляется только по благословению духовника, настоятеля храма или правящего архиерея и после специальной подготовки. При этом очень важно, чтобы внутренний настрой человека, с которым он приходит к святыне, был искренним. Если человек совершает паломническую поездку только ради любопытства — это уже не паломничество, а религиозный туризм. Современные паломнические поездки помогают познать глубины Православия и его историю, способствовать воцерковлению и углублению веры, воспитывают человека в христианской традиции. Но особенно важно то, что путешествие к православным святыням способствует единению всех чад Церкви, связывая их крепкими духовными узами.

Туризм по своей социально-экономической сущности является системой предоставления услуг для людей, совершающих туристскую поездку с какой-либо целью, не связанной с его производственной деятельностью. Целей в туризме может быть очень много, но в контексте нашего разговора мы выделим религиозную цель, то есть стремление человека изучить или просто познакомиться с архитектурными памятниками или объектами культурного и исторического наследия. Она является побудительной причиной для осуществления религиозного туризма, представляющего собой подвид познавательного туризма.

— С какими проблемами приходилось сталкиваться Паломническому центру за годы существования?

— Проблем было много и ещё не мало — осталось. Основной проблемой, о которой я уже упоминал, заключается в том, что традиция паломничества была прервана на длительное время и её до сих пор не удается восстановить в полном объёме. Следствием этого является непонимание истинного значение паломничества среди современных верующих людей.

Второй серьезной проблемой является то, что в нашей стране до сих пор остаётся нерешённым правовой статус паломничества: паломничество регулируется коммерческим туристским законодательством, хотя, как известно, паломничество и туризм — абсолютно разные понятия и явления. Представители Русской Православной Церкви неоднократно поднимали и продолжают поднимать перед законодательной и исполнительной властью России вопрос о необходимости отделения паломничества от туризма, однако до настоящего времени вопрос не решён.

К сожалению, значительная часть как зарубежных, так и внутренних российских паломнических поездок в настоящее время по-прежнему организуется коммерческими туристскими фирмами, которые, как правило, игнорируют духовные потребности паломников и многовековые традиции православного богомолья.

Помимо этого, перед паломническим движением остро стоят следующие проблемы: недостаточное количество епархиальных паломнических структур и дефицит профессионального кадрового состава, среди которого особенно остро ощущается отсутствие подготовленных православных экскурсоводов.

— Какие изменения произошли в сфере паломничества за последнее время? Что было сделано (какие-то серьезные достижения, яркие, знаковые моменты, события)?

— Паломническое движение в России набирает силу и уже есть первые существенные результаты. В начале двухтысячных годов в отдельных епархиях, монастырях и храмах существовали или были созданы первые паломнические службы и организации. А сегодня, хотя прошло всего 8 лет, почти 70% епархий РПЦ в России, Украине и Белоруссии имеют паломнические службы.

Усилиями ОВЦС МП, МИД РФ и Паломнического центра в 2000—2007 годах была возобновлена деятельность Императорского Православного Палестинского Общества (далее ИППО). Паломнический центр совместно с ИППО постоянно проводит конференции, семинары, круглые столы и чтения, во время которых рассматриваются вопросы истории, богословии, организации и другие насущные проблемы современного паломничества. В этот же период по благословению Священноначалия нашей Церкви в Паломническом центре были открыты курсы для подготовки специалистов в сфере паломничества для епархий, монастырей, благочиний и храмов.

Считаю большим достижением то, что коллективу Паломнического центра удалось превратить гостиницу «Университетская» в православную организацию. У нас в гостинице уже пять лет идут богослужения в домовом храме во имя святой равноапостольной великой княгини Ольги. Гостиница «Университетская» трудами всех его сотрудников получила известность в стране и за рубежом. Она стала первой мирской гостиницей паломнического класса в России, которая принимает не только православных богомольцев, но и туристов, и паломников других вероисповеданий.

— Какие поездки вызывают у верующих наибольший интерес и с чем, на Ваш взгляд, это связано?

— Безусловно, все православные христиане мечтают посетить Святую Землю, поклонится Гробу Господню и местам, связанным с земной жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы. Также многие православные паломники стремятся посетить святыни Константинополя и Турции, Афона и Греции, Рима и Италии, Каира и Египта, Дамаска и Сирии, Ливана, Иордании, Сербии, Болгарии и Румынии. Многие русские паломники только недавно узнали о святынях, которые находятся в Германии, Франции, Великобритании и других западноевропейских странах

Возрождению российского паломничества способствовал пример Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который неоднократно посещал Святую Землю и многие святые места как Отечественного, так и Вселенского Православия. Большое значение имеют паломнические поездки президента России В.В. Путина, который первым в истории в качестве главы Российского государства посетил Иерусалим и Святую Гору Афон. Также ежегодно по нескольку раз совершают паломничества все архиереи нашей Церкви, как к святыням своих епархий, так и к святым местам Вселенского Православия. Пример этих выдающихся людей, несомненно, побуждает многих наших соотечественников отправляться к отечественным, местночтимым и общецерковным, а также зарубежным святыням.

За последние годы резко возрос уровень паломничества к отечественным святыням, который составил, по экспертным оценкам, около 3 миллионов человек в прошлом году. А у православных верующих за рубежом возрос интерес к посещению российских православных святынь. Особенно после подписания акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей, состоявшегося 17 мая 2007 года в Москве.

В последние годы во многих епархиях стали возрождаться крестные ходы — традиционная форма массового паломничества. Также возрождается традиция массового паломничества в дни великих праздников к Троице-Сергиевой, Киево-Печерской, Александро-Невской и Почаевской Лаврам. Возрождение православного паломничества напрямую связано с возрождением духовности в нашей стране. Занимаясь возрождением этой почитаемой традиции, важно всегда помнить о цели и глубоком духовном смысле русского богомолья.

— Ограничивается ли деятельность Паломнического центра Московского Патриархата организацией поездок паломников?

— Конечно, нет. Паломнический центр принимает активное участие в подготовке и проведении многих крупных церковных мероприятий (для этого на базе Паломнического центра был создан Православно-просветительский комплекс), организует церковно-научные конференции, художественные выставки, музыкальные фестивали, культурно-просветительские и массовые мероприятия. В гостинице «Университетская» проводят свои заседания авторитетные общественные организации: Межрелигиозный совет России, ИППО, Союз православных граждан, Российское Дворянское Собрание и другие.

Паломническим центром Московского Патриархата было также предложено возрождение дореволюционного журнала «Русский паломник». Эта мысль получила поддержку со стороны Святейшего Патриарха Алексия II, который в 2001 году благословил начать издание журнала, правда, с другим названием — «Православный паломник». Главным редактором журнала, который успешно выпускается до сих пор, является Заместитель Председателя ОВЦС МП епископ Егорьевский Марк, а в редакционный совет журнала входят известные богословы, ученые, писатели, архивисты. Главной целью издания является возрождение традиций православного паломничества и его популяризация. На его страницах рассказывается о святых местах в России и за рубежом, публикуются ранее не изданные архивные материалы, делается обзор наиболее важных и интересных событий православной паломнической жизни.

А в прошлом году в Паломническом центре Московского Патриархата вышел первый в истории Русской Православной Церкви «Словарь православного паломника». Авторы и составители словаря планируют в дальнейшем продолжить свою работу и через некоторое время подготовить к изданию большую энциклопедию, посвященную истории и богословию русского православного паломничества.

— Удалось ли Вам, Сергей Юрьевич, посетить портал «Православная книга России»? Какими будут Ваши отзывы о нашем портале?

— Посетить Ваш портал удалось, и он мне очень понравился: как его дизайн и структура подачи информации, так и содержание. Красочный и полезный портал. Популяризация православных книг, распространение информации о современной церковной издательской деятельности, то есть то, чем занимается Ваш портал, — очень нужное и своевременное дело.

— Что вы пожелаете посетителям портала «Православная книга России»?

— Чтобы девиз каждого стал таким: ни дня без православной книги! Воспитайте в себе и у своих ближних потребность в чтении православных текстов. И не важно, будут ли эти тексты отпечатаны в типографии или представлены в электронной версии. Главное — читайте православную литературу, в первую очередь, конечно же, Священное Писание, хотя бы несколько страниц в день.

Ирина Стрижова

http://www.pravkniga.ru/interview/74/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru