Православие.Ru | Анна Сапрыкина | 05.04.2008 |
Высочайший рескрипт, данный на имя члена государственного совета, генерал-адъютанта, генерала от инфантерии Ванновского
Петр Семенович! Правильное устройство народного образования составляло всегда одну из главных забот Русских Государей, твердо, но постепенно стремившихся к его усовершенствованию в соответствии с основными началами русской жизни и потребностями времени. Опыт последних лет указал, однако, на столь существенные недостатки нашего учебного строя, что Я признаю благовременным безотлагательно приступить к коренному его пересмотру и исправлению.Высоко ценя вашу государственную опытность и просвещенный ум, Я избрал вас в сотрудники Себе в деле обновления и устроительства русской школы и, призывая вас на особо важную ныне должность министра народного просвещения, твердо уверен, что вы строго и неуклонно будете идти к намеченной Мною цели и в дело воспитания русского юношества внесете умудренный опытом разум и сердечное о нем попечение.
Да благословит Господь Наши труды; да помогут Нам в них родители и семьи, ближайшим образом обязанные пещись о своих детях, и тогда скоро наступит время, когда Я и со мною весь народ будем с гордостью и утешением видеть в молодом поколении твердую и верную надежду Отечества и стойкую опору его в будущем.
На подлинном собственно Его Императорского Величества рукою написано:
Искренне уважающий Вас
Николай
Царское село
25 марта 1901 года
* * *
Высочайший рескрипт адресован новому министру народного просвещения, назначенному государем вместо убитого террористами Н.П. Боголепова. В этом кратком документе содержится суть концепции образования, которая, по мнению царя, должна быть положена в основу начинающейся реформы. В этом предельно сжатом и емком документе всего несколько тезисов.Вопрос образования — одна из «главных забот» государства, его «стойкая опора в будущем». Государь говорит о существенных недостатках того «учебного строя», который сложился ко времени его правления. И призывает приступить к коренному его пересмотру и исправлению. Трудиться над этим вопросом царь будет сам, возлагая на себя полноту ответственности («Да благословит Господь Наши труды»; в тексте употреблена именно заглавная буква, относящая местоимение к императору). На помощь себе Государь призывает родителей и семью — ведь именно они «ближайшим образом» обязаны «пещись о детях». И этот союз царя (государства) и семьи родит «твердую и верную надежду Отечества».
Как и во многих других случаях, воля государя далеко не полностью была исполнена сменявшими друг друга министрами и «исполнителями на местах» — чиновниками и представителями «педагогического сообщества». Тем не менее именно в ту эпоху во многом был создан образовательный потенциал, которым пользуется Россия до сих пор. В рамках проведения реформы во время царствования Николая II возникало все больше новых учебных заведений, все больше образовательных проектов, в которых школа строилась на действительно новых началах, и прежде всего на активном участии семьи в образовательном процессе.
Однако завершить «коренной пересмотр и исправление» школы оказалось невозможно — наступил 1917 год. Произошла революция. Политика Николая II сменилась противоположной.
Для революции семья стала таким же врагом, как Церковь и царство. В своей статье «Разрушение семьи в советском государстве» И.А. Ильин говорит, что «все усилия коммунистов направлены на разрушение и упразднение буржуазной семьи, искоренение связанных с ней обычаев, а также обычного буржуазного права"[2]. Вот слова Бухарина: «Когда родители говорят «моя дочь, мой сын», то это указывает… и на право родителей на воспитание собственных детей. С социалистической точки зрения, это право никак не обосновано… следует отвергнуть и беспощадно высмеять претензии родителей…"[3].
После многочисленных экспериментов советская идеология построила собственную систему образования. Дети не были полностью отняты у родителей, однако право на их воспитание было отдано исключительно обществу. А сам учебный строй советской школы во многом повторял тот, что был характерен для российских гимназий рубежа веков — тот самый, на «существенные недостатки» и необходимость «коренного пересмотра» которого указывал царь.
Государь призывал родителей участвовать в деле образования — советская школа отрезала семью от образования. Государь указывал на обязанность родителей «пещись о детях» — советская школа «беспощадно высмеяла» это право.
Сейчас, 107 лет спустя, мы читаем обращение государя, наказ последнего русского царя. Государство, в котором мы живем, в лице своего президента признает сферу образования «системообразующей». Наше государство также признает, что существующая система образования нуждается в пересмотре.
Какой путь мы выберем сегодня, в 2008 году? Мы можем сохранить советскую систему образования, ее учебный строй, признать его лучшим и лишь корректировать его, согласуясь с потребностями времени. А можем «приступить к коренному его пересмотру». Мы можем отдать образование наших детей в руки государства, не допуская семью к участию в этом процессе. А можем услышать призыв государя: «Да помогут нам в них («в Наших трудах») родители и семьи, ближайшим образом обязанные пещись о своих детях, и тогда скоро наступит время, когда Я и со мною весь народ будем с гордостью и утешением видеть в молодом поколении твердую и верную надежду Отечества и стойкую опору его в будущем».
[2] Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10-ти т. М., 1998. Т. 7. С. 89.
[3] Там же. С. 104−105.